Проект по ТРИЗ-технологии «Заповедный символ»

Ольга Гурьянова
Проект по ТРИЗ-технологии «Заповедный символ»

МБУ детский сад № 120 «Сказочный», корпус 3, г. о. Тольятти

Проект «Заповедный символ»

Авторы проекта:

Канюкова Юля, Лукьянова Ангелина, Васин Витя

Руководитель проекта:

Гурьянова Ольга Анатольевна

ПРОБЛЕМА:

В настоящее время к деятельности моделирования, с одной стороны, как форме знаково-символической деятельности, а с другой – как средству формирования системы знаний, необходимых для комплексного развития личности, обращен интерес многих как теоретически, так и практически ориентированных исследований.

Именно моделирование обеспечивает возможность проникновения в сущность предметов и явлений, делает доступным изучение скрытых сторон, связей и зависимостей, что очень важно для формирования реальной картины мира. Все это делает актуальным использование в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с геральдическими знаками метода моделирования.

Создание собственного продукта является стойким мотивом для исследования устройства данного продукта. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать процесс демонстрации модельного материала при ознакомлении детей с символикой, как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развивать экологическое воспитание и творческий потенциал подрастающего поколения Самарской области, распространение положительного практического опыта образовательной и воспитательной работы в сфере экологии и формирования экологической культуры у детей.

Этапы работы:

Предварительные работы. Предварительной работой к проекту были беседы о природе Самарской области: о растениях нашей местности, о животных, о необычном рельефе, о легендах и ритуальных объектах.

1 этап. Создание копилки.

Копилкой к проекту стала информация о памятниках природы Самарского края, которою дети нашли с родителями. Глеб рассказал о живописнейшем месте области – Самарской Луке. Этот уникальный комплекс живой природы характеризуется неповторимыми формами рельефа, своеобразным микроклиматом, наличием интереснейших геологических образований. Ангелина рассказала о урочище "Каменная чаша", расположенном в селе Ширяево. Юля рассказала о пещере Степана Разина, которая находится около села Большая Рязань Ставропольского района. Витя показал иллюстрации Муранского Бора Шигонского района.

Проект по ТРИЗ-технологии «Заповедный символ»

2 этап. Работа с копилкой. Заполнение морфотаблицы.

На втором этапе дети заполняли морфотаблицу, чтобы выяснить, являются ли эти места памятниками природы. По горизонтали которой находились иллюстрации мест природы в Самарской области, а по вертикали – условия, необходимые для того, чтобы данную местность назвали памятником природы. Такими условиями дети выделили:

1) места обитаний видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области;

2) места обитания необычных животных;

3) уникальные особенности рельефа;

4) наличие легенд и мифов.

Проанализировав морфотаблицу, дети сделали вывод, что урочище Каменная чаша известно своим чудотворным источником, а также легендой о хозяйке Жигулевских гор. В пещере около села Большая Рязань когда-то скрывался знаменитый разбойник Степан Разин. Место необычно тем, что находится на берегу реки Волга на юге Самарской Луки. Среди местных жителей передается легенда, что в XVII веке Степан Разин скрыл в этих местах клад.

Муранский Бор, находящийся в Шигонском районе, стоит на песчаной холмистой террасе, которая возвышается над поймой реки Усы. Бор известен тем, что растут тут сосны-великаны, возраст которых 100-150 лет, а также брусника и черника.

3 этап. Создание символов природы.

На следующем этапе дети нарисовали символы заинтересовавших их природных мест. Урочище "Каменная чаша" заинтересовало Юлю своим родником, живописной природой, возведенной часовней в честь Святителя Николая Угодника. А Ангелину поразила легенда о том, что в этом месте стекаются слезы хозяйки Жигулевских гор, оплакивающей свое одиночество. И поэтому девочка изобразила красавицу с необычной чашей в руках. Родник в изображении девочки, как воплощение в жизнь сказки о живой воде, ледяной и прозрачной, дарящей здоровье и долголетие, очищающей душу и смывающей все хвори.

Символом Муранского Бора Витя выбрал реликтовые (ледникового периода) сосны и черничник.

4 этап. Презентация проекта.

На презентацию нашего проекта были приглашены дети из параллельной группы. Наши ребята рассказали о том, как они придумали символы природы Самарского края. Работы с изображениями заповедных символов Самарского края мы отправили на региональный конкурс детских творческих работ на экологическую тематику "Заповедный символ". Конкурс организуется и проводится по заказу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Продолжение проекта:

Памятников природы в Самарской области более 200. При заинтересованности детей мы планируем продолжать изучать их.

Публикации по теме:

Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитанииИспользование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей. Авторы: Шараева Екатерина Сергеевна, Мачкалян Ольга Витальевна Наше время-это.

Игра «Путешествие в лес» для детей 4–7 лет с использованием педагогической технологии ТРИЗИгра «Путешествие в лес» для детей 4–7 лет с использованием педагогической технологии ТРИЗ Цель: формирование у детей понятия имени признака; формирование умения задавать вопросы. Игровое действие: в игре участвуют 2-4 человека.

Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Умные кубики»Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Умные кубики» Паспорт игры "Умные кубики" Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал:.

Дидактическая игра «Запутанные слова» для детей 6–7 лет с использованием ТРИЗ-технологииДидактическая игра «Запутанные слова» для детей 6–7 лет с использованием ТРИЗ-технологии Цель: Формирование у детей буквенного гнозиса. Совершенствование умения выполнять буквенный анализ и синтез слов. Оборудование: Две три.

Игровое занятие «Транспорт» с элементами технологии ТРИЗ Тема: Предметный мир. Баба Яга и транспорт. Цель: Расширить представления о транспорте. Образовательные задачи: 1. Расширять знания детей.

Конспект занятия «Как человек ночь победил» (старший возраст, по технологии ТРИЗ) Занятие «Как человек ночь победил» Цель. Уточнить представления об источниках света, о свете как источнике тепла; развивать воображение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. В старше - подготовительной группе Тема:.

Предметно-развивающая среда с использованием ТРИЗ-технологииПредметно-развивающая среда с использованием ТРИЗ-технологии Пояснительная записка В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования под образовательной средой подразумевается.

Сценарий сказки «Необычные превращения Колобка» по технологии ТРИЗ Сценарий сказки "Необычные превращения Колобка" Сказочник: Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать, А о ком сейчас расскажем,.

Современные образовательные технологии. ТРИЗ. Сказка «Колобок на новый лад» Идею сказки придумали дети подготовительной группы. Колобок. Действующие лица: Вика, Колобок, Бабушка, Гугл. Вика: Однажды я у бабушки.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Проект по ТРИЗ-технологии «Заповедный символ»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 19:38
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс «Снегурочка». Роспись поделки из бумажного теста (часть 2)
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию заключительный мастер класс по росписи вылепленной фигурки - Снегурочки. Напомню, что расписывала поделки я...
Детский мастер-класс по изготовлению макета «Пингвины в Антарктиде»
Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину...
Сценарий проведения мастер — класса «Фруктовый микс» в ДОУ
Сценарий проведения мастер – класса «Фруктовый микс» в ДОУ - Здравствуйте, уважаемые коллеги - Крикните громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне( нет...
Сценарий праздника «День бантика»
«День бантика» Утренник, посвященный 8 Марта в разновозрастной группе. Цель. Создать веселое, праздничное настроение у детей и взрослых, дружеской...
Стенгазета «Яблочный рай — Чебоксары!»
Православные верующие отмечают 19 августа – Яблочный Спас. Праздник является одним из первых праздников урожая. Яблочный спас означает наступление осени и...