Наталья Илюшина
Проект «По тропинкам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект практически-творческий
Тема: «По тропинкам сказок»
Вид проекта: Познавательно-творческий.
Сроки реализации - 3 месяца.
Актуальность проекта: Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В. А. Сухомлинский. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Публикация «Проект „По тропинкам сказок“» размещена в разделах
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
При проведении осеннего мониторинга мы выяснили, что у детей низкий уровень овладения образовательной области - «Чтение художественной литературы». Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «По тропинкам сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Цель: Углубить интерес детей к книге, способствовать расширению и углублению читательских интересов детей; познакомить с различными видами книг, деятельностью писателя и художника при создании книги; обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
Задачи проекта:
Дети
• способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;
• познакомить детей с творчеством великих русских писателей А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского, с русскими народными сказками, сказками народов мира;
• способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
• воспитывать умение слушать и понимать произведения, эмоционально откликаться на них;
• развитие речевой активности детей, активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи.
• способствовать формированию коммуникативных способностей детей.
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
• развивать артистические и творческие способности;
• развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
Родители
• создание благоприятных условий в семье для развития ребёнка, с учётом, приобретённого им в детском саду опыта;
• заинтересовать родителей жизнью детского сада, активное участие в проекте
Педагоги
• развитие творческого потенциала ребенка;
• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Детско-родительское собрание
Участники проекта: Воспитатели, дети старше - подготовительной группы «Ромашка» и их родители.
Реализация проекта проходила в три этапа: подготовительный, основной заключительный.
Продукт детской деятельности:
• инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Телефон» К. И. Чуковского;
• выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина;
• выставка поделок и рисунков по сказкам.
Предполагаемый результат:
1. Развитие интереса к художественной литературе и их авторам;
2. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
3. Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связанной речи детей;
4. Развите эмоциональной отзывчивости;
5. Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
1 этап. Подготовительный
1. Составление плана работы по реализации проекта «По тропинкам сказок» 24.10.2013-31.10.2013
2. Подбор методической литературы для реализации данного проекта 24.10.2013-31.10.2013
3. Анкетирование родителей в целях выявления литературных предпочтений в семье 30.10.2013-31.10.2013
4. Разработка конспектов для организации образовательной деятельности с детьми в старше - подготовительной группе «Ромашка» 24.10.2013-31.10.2013
2 этап. Основной
1. Биография и творчество А. С. Пушкина (рассказ воспитателя) 05.11.2013
2. Чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» 06.11.2013
3. Беседа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» 07.11.2013
4. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» 11.11.2013
5. Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» 13.11.2013
6. Чтение и беседы по сказкам: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде» 19.11.2013-21.11.2013
7. Беседа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» 25.11.2013
8. Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина 27.11.2013
9. Викторина по произведениям А. С. Пушкина 29.11.2013
10. Рассказ воспитателя о Л. Н. Толстом (автобиография) 03.12.2013
11. Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого «Рассказы из азбуки» 05.12.2013
12. Пословицы и загадки 06.12.2013
13. Чтение произведений Л. Н. Толстого: «Котенок», «Косточка» 09.12.2013-10.12.2013
14. Чтение произведения Л. Н. Толстого: «Филиппок», «Подкидыш» 11.12.2013-12.12.2013
15. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского 16.12.2013
16. Знакомство с произведениями К. И. Чуковского:
«Тараканище» 17.12.2013
«Мойдодыр» 18.12.2013
«Муха Цокотуха» 19.12.2013
«Федорино горе» 20.12.2013 (утро)
«Телефон» 20.12.2013 (вечер)
17. Продолжаем знакомить с произведениями К. И. Чуковского:
«Краденое солнце» 23.12.2013
«Айболит» 24.12.2013
«Бармалей» 25.12.2013
18. Викторина «Наши любимые сказки» по произведениям К. И. Чуковского
27.12.2013
19. Чтение русских народных сказок:
«Лиса и кувшин» 13.01.2014
«Сказка о царевне лягушке» 14.01.2014
«Крылатый, мохнатый да масленый» 15.01.2014
«Заюшкина избушка» 16.01.2014
20. Знакомство со сказками народов мира:
«Айога» (Нанайская сказка) 20.01.20
«Три поросенка» (Английская сказка)21.01.2014
«12 месяцев» 22.01.2014
«Снежная королева» (Г. Х. Андерсон) 23.01.2014
«Гадкий утенок» 24.01.2014
3 этап. Заключительный
1. Детско-родительское собрание по проекту «По тропинкам сказок»
Викторина сказочная страна
Инсценировка сказок:
- К. И. Чуковского «Телефон»
- Русской народной сказки «Заюшкина избушка» 31.01.2014
2. Награждение детей и родителей Почетными грамотами за участие в проекте «По тропинкам сказок» и вручение памятных подарков 31.01.2014
3. Выставка поделок и рисунков по сказкам 28.01.2014-31.01.2014
4. Презентация проекта
Выводы
Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь. Стали выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, повысился интерес к чтению художественной литературы.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении поделок и рисунков, приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получи положительные отзывы об организованной в ДОУ выставке детско-родительских работ по теме проекта от детей, родителей, воспитателей из других групп и сотрудников нашего детского сада.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей
принять участие в проекте «По тропинкам сказок», сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.