Рузанна Халикова
Проект «Волшебный мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Незабудка»
г. Набережные Челны 2016 год
Познавательно-творческий проект
Тема: «Волшебный мир сказок»
Для средней группы
Подготовила:
Воспитатель
Халикова
Рузанна
Рафиковна
Вид деятельности:
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
По содержанию: познавательно- творческий
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Волшебный мир сказок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Срок реализации: 2 недели с 18.04.2016 по 29.04.16 г
Актуальность
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А.
Конечно, все вы слушали и читали сказки. Вам их рассказывали мамы и бабушки, вам их читали в детском саду. «Золушка», «Кот и Петух», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», «Бременские музыканты», очень рано вошли, в вашу жизнь и заставили вас, тревожится об их судьбе, радоваться их удачам и победам, переживать их горести и беды.
Важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии дошкольников играет чтение художественных произведений, рассказывание им сказок. С первых жизни ребенка необходимо формировать у него чувство гуманизма, упражнять в нравственном поведении, и литература тут снова добрый помощник.
Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в нее входят герои детских книг. Воспитание у детей доброты средствами художественной литературы – процесс сложный, тем более что и само понятие доброты многогранно. Это и отзывчивость, и стремление помочь, действенно посочувствовать, а иногда и пожертвовать тем, что у тебя есть.
Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сочувствия, сострадания. Детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребенку, к взрослому, к животному, к цветку, который необходимо поливать, и т. д.
Сказки воплощены в особую художественную форму, отличающую их от
произведений всех других жанров. Сказки динамичны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с плавностью повествования, с повторами. Язык сказок очень живописен – в нем много метких сравнений, ярких эпитетов. Сказки завоевывали себе все более прочное место в литературе и через книгу снова шли к народу, возвращались в народный устный репертуар.
Сказки о животных носят развлекательный, «игровой» характер, поэтому их так любят маленькие слушатели. Вместе с тем в них, поднимаются вопросы морали, нравственного поведения, звучат социальные тенденции. Сказки о животных составляют примерно десятую часть русских сказок и по количеству значительно уступают волшебным сказкам, которые особенно характерны для русского сказочного репертуара.
Волшебные сказки, так же как многие сказки о животных, восходят корнями своими к глубокой древности. Положительные герои и героини волшебной сказки, их помощники и удивительные предметы, которыми они овладевают, создают безупречный, светлый, радостный мир.
Сказка обогащает речь ребенка, оказывает положительное влияние на его эстетическое, умственное и нравственное развитие.
В процессе пересказывания углубляется понимание детьми мыслей и чувств, выраженных автором, взаимоотношений героев, развивается способность чувствовать и понимать образный язык, радоваться его звучанию, находить верные интонации, выражающие отношение рассказчика к героям, их поступкам.
Игры – драматизации имеют большое воспитательное значение. Они сплачивают детский коллектив, открывают широкие возможности для развития творческих способностей детей. Выполняя ту или иную положительную роль, ребенок на какое-то время становится носителем высоких моральных и духовных качеств, своего героя, что является весьма ценным для нравственного воспитания его личности.
Для того чтобы игра – драматизация прошла успешно, дети должны хорошо запомнить содержание произведения, понять его идейный замысел. С этой целью после первичного чтения сказки беседуют с детьми о прочитанном, рассматривают иллюстрации, мультфильмы, затем чтение повторяется.
Игры – драматизации бывают разных видов:
чтение в лицах,
разыгрывание сюжета с использованием настольного театра, кукольного театра,
разыгрывание сюжета с использованием атрибутов, масок.
Надо, чтобы дети хотели играть в
хороших людей.
А. Гайдар
Устная сказка живет в веках, все время, меняясь на своем пути и вместе с тем сохраняя свою основу. Мы должны быть благодарны тем сказочникам, которые бережно сохранили старые сказки, поделились этим богатством с малыми и большими слушателями и донесли эти сказки, созданные в глубокой древности, до нас.
Таким образом, сказка предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание сказок, их драматизация, игры, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров).
Цель:
Воспитывать у детей интерес к народным сказкам. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
Осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятия музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
Приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх- фантазиях по сказке.
Раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление детей о сказках
- учить понимать образное содержание и идею сказки;
- формировать у детей представление о сказках, их значимости в жизни человека,
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказки;
- обогащать и расширять словарный запас детей,
- отражать свои знания, в различных видах деятельности (умственной, театрализованной, игровой и т. д.).
Развивающие:
- развивать творческое способности, фантазию, воображение,
- развитие художественно-образного и логического мышления детей;
- развивать активность, их самостоятельность, способствующее умственному и речевому развитию;
- развитие фонематического слуха;
- развитие речевого дыхания;
- развивать любознательность, наблюдательность, речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к книгам, атрибутам;
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- воспитывать положительные эмоциональные и нравственно – эстетические чувства, умение сопереживать героям сказки.
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма
- воспитывать любовь к миру природы.
Ожидаемый результат:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам, повысить интерес детей к художественной литературе, художественному творчеству, расширять творческие возможности детей, увеличить словарный запас.
- в самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, небольшие сюжеты, свои сказки.
- развитие умение пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок, подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса;
- совместная словесная импровизация, взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети;
- воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка «Сказки».
Форма реализации проекта :
Для детей: - чтение художественной литературы «Теремок». - театрализованная деятельность. - инсценирование сказки «Теремок». - пальчиковый театр «Теремок». - просмотр иллюстрации из сказки «Теремок». - выставка коллективной аппликации по мотивам сказки «Теремок».
Для родителей: - изготовление масок для инсценировки сказки «Теремок».
- заучивание стихотворений с детьми о сказках.
- пополнение книжного уголка.
Подготовительный этап
• подбор темы проекта
• постановка целей
• подбор наглядно-дидактического материала
• подбор и изучение методической литературы
• организация развивающей среды в группе
• оформление книжного уголка в группе
• подготовка масок для инсценирования сказки «Теремок»
• составление конспекта ООД «В гости к сказке Теремок».
Основной этап:
• реализация плана проекта с детьми, родителями;
• рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
• чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
• беседа с детьми «Что такое сказка?»
• проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
• отгадывание загадок по сказкам;
• коллективная аппликация по мотивам сказки «Теремок»
• создание книжного уголка русских народных сказок.
Практическая деятельность:
С детьми:
• Выставка коллективной аппликации по мотивам сказки «Теремок»
• Подготовка персонажей к инсценированию русской народной сказки «Теремок»
• Овладение детьми детьми выразительными средствами для создания образа персонажей:
• движение
• поза
• мимика
• жест
• речевая интонация.
С родителями:
• Изготовление полумасок к сказке «Теремок»
• Заучивание стихотворений с детьми о сказках
• Пополнение книжного уголка.
Завершающий этап:
• подведение итогов проектной деятельности;
• инсценировка сказки «Теремок»
• показ ООД «В гости к сказке Теремок».
Список используемой литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. 2. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7лет. – Волгоград: Учитель, 2014. 3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. 4. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.
5. Р. И. Жуковская., Л. А. Пеньевская. «Пособие для воспитателя»
6. Э. Померанцева. «Русские сказочники»
7. Л. А. Горохова., Т. Н. Макарова «Театрализованная деятельность в ДОУ»
8. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия. Пособие для воспитателей»
9. З. Г. Сахипова., А. Ш. Асадуллин., С. Г. Сулейманова «Читаем детям».