Светлана Ерошенко
Проект по экологии в средней группе «Воробей и его друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Воробей и его друзья».
Автор проекта : Ерошенко С. В.
Участники проекта : Воспитатели группы, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, дети средней группы №9, родители.
Срок реализации проекта : с 04.02.2019г. по 30.03.2019г.
Вид проекта : среднесрочный.
Публикация «Проект по экологии в средней группе „Воробей и его друзья“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Актуальность проекта : Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности. С одной стороны, дети-дошкольники с интересом относятся к живой природе, а с другой стороны проявляют жестокость и равнодушие. Поэтому очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе, учить беречь окружающий мир.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал ещё краше и богаче. Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребё нок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, о его будущем.
Начинать эту работу нужно с ближайшего к ребенку окружения. Большинство современных детей редко общаются с природой. Птицы окружают нас повсюду. Их значение в жизни человека и в природе очень велико. Они уничтожают бесчисленное количество насекомых, поддерживая экологический баланс в природе, радуют нас своим пением. Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Много птиц погибает во время сильных морозов.
Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.
Изучению этой темы способствуют:
• возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
• большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
• широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
• возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах, имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги, но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания.
• Расширить знания детей о зимующих птицах.
• Учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края.
• Познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц.
• Привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой.
• Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.
• Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы.
• Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
• Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
• Обогащать музыкальные впечатления, воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
• Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
• Составление плана работы по реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта
• Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед, конкурсов, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, составление плана реализации проекта).
• Подготовительная работа с родителями детей.
• Обсуждение путей реализации будущего проекта.
II. Основной этап.
• Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах нашего края.
• Оформление зон развития для привлечения детей к данной теме.
• Домашнее задание родителям. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
• Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
• Чтение художественной литературы: потешки; народные выражения; загадки; чистоговорки.
• Просмотр советских мультфильмов «Где обедал воробей?» Владимир Голованов, 1983г. ; «Самый главный воробей» Владимир Дахно, 1977г. ; «Ерш и Воробей» Владимир Петкевич,2000г.
III. Заключительный этап.
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Выставка рисунков в группе «Птицы вокруг нас».
• Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
• Оформление результата проекта в виде книжки-раскладки «Воробей и его друзья».
• Тематическое музыкальное занятие «Мы - друзья воробья»
Пути реализации проекта :
Работа с детьми в себя включает:
• экскурсии по территории детского сада;
• беседы;
• чтение рассказов, стихов;
• заучивание стихотворений о зимующих птиц;
• отгадывание загадок про зимующих птиц;
• сюжетно ролевые игры;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• организация детского творчества на тему: «Воробушки ищут корм»;
• совместная творческая работа, с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации, на тему «Птицы вокруг нас» (педагог - дети).
• слушание музыкальных произведений, проведение музыкально – дидактических игр, музыкально – ритмических движений.
Взаимодействие с семьей включает:
• анкетирование родителей;
• создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки);
• участие родителей в создании книги «Воробей и его друзья»;
• участие родителей в создании картотеки «Птицы нашего края»;
• организация и участие родителей в конкурсе: «Лучшая кормушка для птиц»;
• темы для консультаций: «Природа - семья, ребенок», «Кормушки для птиц своими руками», «Зимующие птицы», «Чем мы можем помочь птицам зимой?», «Покормите птиц зимой», «Экологическое воспитание в семье».
Взаимосвязь участников проекта :
Подбор музыкального, художественного, литературного материала для реализации проекта по теме; подбор наглядно - методического материала; изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр; подбор фото для создания демонстрационного материала (слайды для интерактивной доски). Составление альбома из рисунков совместной продуктивной деятельности детей и родителей «Воробей и его друзья».
Предполагаемый результат:
• Узнавать и называть зимующих птиц;
• Использовать знания о зимующих птицах в выполнении заданий педагогов, при ответах на вопросы, игровой и непосредственно образовательной деятельности, подборе наглядного материала;
• Составлять описательный рассказ о птицах зимой с использованием опорной схемы, таблицы;
• Устанавливать причинно-следственные связи между погодными явлениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
• Знать о пользе птиц.
Время проведения Вид деятельность Задачи
Февраль
(1 неделя)
1. Беседа: «Как зимуют птицы».
Задачи: способствовать развитию связной речи, рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов.
2. Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль».
Задачи: доставить радость от совместных игр.
3. Чтение рассказа: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко».
Задачи: познакомить с новыми худ. произведениями.
4. Рисование «Воробей».
Задачи: способствовать развитию интереса и положительного отношения к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
5. Рассматривание иллюстрации на тему: «Зимующие птицы»
Задачи: заинтересовать в рассматривании иллюстраций зимующих птиц.
6. Наблюдение за птичьими следами на снегу.
Задачи: углублять знания об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлений; учить узнавать птиц, называть их части тела; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
7. Дидактическая игра: «Найди воробья».
Задачи: развивать умение детей узнавать разных птиц на картинках.
8. Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Задачи: продолжать обучать отгадыванию загадок.
9. Игра малой подвижности «Найди воробышка».
Задачи: развивать внимание, наблюдательность.
10. Восприятие музыкальных произведений А. Руббах, «Воробей».
Задачи: формировать способность отмечать светлое, озорное настроение музыки, изобразительные моменты.
Февраль
(2 неделя)
1. Наблюдения: «В поднебесье летали голуби».
Задачи: способствовать развитию наблюдательности; воспитывать интерес к птицам.
2. Беседа на тему: «Трудно птицам зимовать».
Задачи: расширять представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц.
3. Чтение И. Поленов «Синичкины кладовки».
Задачи: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы; развивать внимание, речь, реакцию.
4. Заучивание пословиц: «Слово - не воробей, вылетит не поймаешь», «Всякая птица к своей стае летит», «Синичка - воробью сестричка».
Задачи: расширять представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, развивать коммуникативные способности, воспитывать чувства сопереживания, желания и готовности помочь в трудные минуты.
5. Сочинение сказок с помощью пальчикового театра.
Задачи: формировать умение детей фантазировать, сочинять; воспитывать любовь к птицам.
6. Д/и «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию».
Задачи: способствовать развитию двигательной активности.
7. Лепка: «Угостим птичек зернышками».
Задачи: закрепить знания о птицах, полученные в процессе наблюдений. Совершенствовать приемы лепки овальных и округлых форм; продолжать закреплять технический прием –отщипывание.
8. Беседа: «Как птицы передвигаются?».
Задачи: уточнить представление о наличии ног у птиц и способах передвижения птиц в зависимости от длины ног; продолжать устанавливать причинно-следственные связи между длиной ног и способом передвижения;
замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм).
9. Игровое упражнение: «Покажи птицу».
Задачи: развивать умение изображать различных птиц телом, используя пластику движений.
10. Восприятие музыкальных произведений Ж. Металлиди «Воробьишкам холодно».
Задачи: обогащать активный словарь детей, высказывать свои впечатления о прослушанном произведении.
Февраль
(3 неделя)
1. Наблюдение за птицами на кормушке.
Задачи: углублять знания об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлений; учить узнавать птиц, называть их части тела; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
2. Аппликация: «Птичка на ветке. Снегирь».
Задачи: развивать образное восприятие, воображение;
вызвать у детей интерес к созданию птиц путем складывания из бумаги, базовой формой которой является квадрат.
3. Рассматривание картины: «Покормите птиц зимой».
Задачи: расширять представления детей о характерных особенностях жизни зимующих птиц; способствовать накоплению у детей представлений о зимующих птиц, развивать познавательную активность; активизировать словарь детей по теме.
4. Разучивание наизусть стихотворения про снегирей. Автор: ТомилинаН.
Задачи: Развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова
5. Дидактическая игра на тему: «Где, какая птица находится».
Задачи: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
6. Просмотр мультфильмов: «Самый главный воробей».
Задачи: подвести детей к пониманию мультфильма, оценке поступков и характера главного героя.
7. Подвижная игра: «Не зевай!» (птицы зимующие).
Задачи: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
8. Беседа: «Жила веселая семья – три забияки воробья».
Задачи: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья; углублять знания о его обитании, внешнем виде, питании, размножении; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
9. Игра малой подвижности «Найди воробышка»
Задачи: развивать внимание, наблюдательность.
10. Усвоение певческих навыков муз. Т. Попатенко, сл. Н. Френкель, «Воробей»
Задачи: учить детей исполнять песню в умеренном темпе, легким звуком, правильно передавая ритмический рисунок мелодии.
Февраль
(4 неделя)
1. Наблюдения: «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»
Задачи: уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья, об особенностях крыльев (раскрываются - тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу - в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят).
2. Дидактическая игра: «Что за птица?».
Задачи: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
3. Беседа: «Зимующие птицы».
Задачи: закрепить понятие «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах.
4. Рисование: «Сорока-белобока».
Задачи: обучение детей рисовать птицу.
5. Составление творческого рассказа по картине «Кормушка для птиц».
Задачи: создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами. Развивать у детей умение подбирать рифму.
6. Чтение Н. Сладкова «Вежливая галка».
Задачи: учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения.
7. Разучивание наизусть стихотворения про дятла. Автор: С. Александрова.
Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью.
8. Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет; у каждой пташки - свои замашки».
Задачи: учить детей понимать содержание пословицы.
9. Развитие слуха и голоса: музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики».
Задачи: учить детей различать звуки по высоте (высокий, низкий) в пределах септимы.
10. Музыкально – ритмические движения: музыкальная игра «Воробышки и автомобиль»
Задачи: совершенствовать способность детей слышать и отмечать сменой движений двухчастную форму музыки.
Март
(1 неделя)
1. Наблюдения: «Снегирь и синица – зимующие птицы».
Задачи: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; знакомить с характерными особенностями снегиря и синицы.
2. Чтение В. Бианки «Подкидыш».
Задачи: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, учить отвечать на вопросы воспитателя.
3. Разучивание наизусть стихотворения про сорок. Автор: В. Сибирцев.
Задачи: упражнять детей слушать стихотворение, передавая настроение.
4. Дидактическая игра: «Не зевай».
Задачи: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
5. Беседа: «Как мы заботимся о животных и птицах зимой».
Задачи: расширять представления о жизни животных и птиц в зимнее время года; формировать желание заботится о них.
6. Пластилинография: «Снегирь».
Задачи: напомнить о свойствах пластилина; развитие познавательного интереса, мышц мелкой моторики.
7. Рассматривание картины «Дети кормят птиц».
Задачи: побуждать детей воспринимать сюжет картины, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, повторяя отдельные слова и простые фразы.
8. Конкурс: «Лучшая кормушка для птиц».
Задачи: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме зимующих птиц, с целью сохранения их численности.
9. Подвижная игра «Перелет птиц».
Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, умение действовать согласно правилам.
10. Восприятие музыкальных произведений Ж. Металлиди, «Воробьишкам холодно»; А. Руббах, «Воробей».
Задачи: развивать умение сравнивать музыкальные произведения, отмечать их настроение, средства выразительности.
Март
(2 неделя)
1. Наблюдения: «За воробьём и вороной».
Задачи: расширять знания о зимующих птицах в процессе сравнения двух контрастных птиц, по внешнему виду, поведению, способу передвижения;
распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.
2. Чтение В. Вересаева «Братишка».
Задачи: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.
3. Разучивание наизусть стихотворения про воробья : Автор: Е. Орлова
Задачи: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова.
4. Дидактическая игра: «Птицы».
Задачи: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
5. Беседа: «Птицы прилетели».
Задачи: расширять знания о перелетных птицах.
6. Аппликация: «Птицы на ветках».
Задачи: закрепить знания о птицах, полученные в процессе наблюдений; продолжать учить приемам вырезывания округлых форм из квадрата и овальных из прямоугольника.
7. Подвижная игра: «Не зевай!» (птицы зимующие).
Задачи: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
8. Просмотр мультфильмов: «Где обедал воробей?»
Задачи: подвести детей к пониманию мультфильма, оценке поступков и характера главного героя.
9. Игра малой подвижности «Летает – не летает».
Задачи: развивать внимание, мышление, быстроту реакции.
10. Пение: Г. Фрид, «Песенка о весне».
Задачи: развивать умение петь легким звуком, подвижно, своевременно брать дыхание между музыкальными фразами, правильно формировать гласные.
Март
(3 неделя)
1. Наблюдения: «Вот ворона сидит»
Задачи: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц;
формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).
2. Чтение Л. Воронкова «Лебеди и гуси».
Задачи: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы; развивать внимание, речь, реакцию.
3. Разучивание наизусть стихотворения про голубей Автор: М. Пиудунен.
Задачи: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова.
4. Дидактическая игра: «Прилетели птицы».
Задачи: уточнить представление о птицах.
5. Беседа: «Войди в лес с другом».
Задачи: формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.
6. Лепка: «Птенчики в гнезде».
Задачи: обучать детей лепить птичку, передавая форму тела.
7. Рассматривание картины: «Птицы».
Задачи: продолжать рассказывать о птицах используя в речи слова, обозначающие название птиц и их детенышей.
8. Создание книги: «Воробей и его друзья».
Задачи: расширять знаний детей о зимующих птицах нашего края.
9. Подвижная игра: «Птички и кошка»
Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, умение соотносить действия со словами.
10. Комплекс утренней гимнастики: «Птички – невелички»
Задачи: развивать спортивные качества: ловкость, гибкость, быстроту, используя прием подражания.
Март
(4 неделя)
1. Наблюдения: «Какие звуки издают птицы?»
Задачи: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
2. Чтение М. Пришвин «Журка».
Задачи: учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, эмоционально воспринимать литер произведение.
3. Разучивание наизусть стихотворения про ворону. Автор Л. Киреева.
Задачи: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений.
4. Дидактическая игра: «Летает, плавает, бегает».
Задачи: закреплять знания об объектах живой природы.
5. Беседа: «В гости к хозяйке луга».
Задачи: воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о правилах безопасного поведения в природе.
6. Рисование: «Дятел».
Задачи: закрепление приемов рисования разными материалами.
7. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели».
Задачи: развивать способности восприятия произведений изобразительного искусства.
8. Выставка рисунков в группе «Птицы вокруг нас».
Задачи: воспитывать интерес к птицам, желание оберегать и заботиться о них.
9. Игра малой подвижности «Летает – не летает».
Задачи: развивать внимание, мышление, быстроту реакции.
10. Песенное творчество: Детская песенка «Птичка прилетела».
Развитие слуха и голоса: рус нар. закличка «Жаворонушки».
Задачи: формировать умение импровизировать окончание мелодии; поощрять творческие проявления детей в поисках новых мелодических оборотов; развивать способность чисто интонировать мелодию в постепенном ее движении вниз.