Папки-передвижки

Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ

Татьяна Шалаева
Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ

Проект по экологии «Эколята – дошколята»

или практическая (прикладная) экология для дошкольников.

Воспитатель 1 квалификационной категории

Шалаева Т. В.

Целевая группа:

Проект реализован в 2016 – 2017 и в 2017– 2018 учебных годах.

Публикация «Инновационный проект по экологии „Эколята-дошколята“ для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ» размещена в разделах

Проект направлен на работу с детьми 5 - 7 лет и родителей (законных представителей) воспитанников.

Актуальность проекта :

В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в целенаправленно, осознанно, гармонично развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Паспорт проекта :

Тип проекта : информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

Продолжительность: долгосрочный, рассчитан на 2 года.

Цель проекта :

Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи проекта :

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности. Расширять и углублять биологические и экологические знания, в том числе о природе Ставропольского края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников :

- развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы;

- прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний;

- обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы;

- создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; участие в экологических акциях и проектах.

5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

ПРОБЛЕМА:

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из критического состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

Условия реализации проекта :

Проект реализован воспитателем первой квалификационной категории, работающими с детьми 5-7 лет.

Проект реализовывался в группе и на территории ДОУ. Созданная предметно-пространственная развивающая среда соответствовала требованиям ФГОС ДО. Специальных требований к помещению и оборудованию не предъявляется. В групповом помещении использовались все зоны для реализации детских видов деятельности. На территории ДОУ - экологическая тропа (включающая объекты живой и неживой природы для наблюдения и практической деятельности, экологическая веранда (включающая объекты неживой природы - камни, земля, песок, шишки, мох, и т. д)

Используемые инновационные технологии и методики:

1. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры: игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. – СПб., 2009.

2. Воскобович В. В. игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова. Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352 с. : ил.

3. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. – 192с. : ил.

Диагностические задания были использованы с учетом программы "Наш дом - природа" Н. А. Рыжовой.

Ожидаемые результаты:

У детей :

- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- появится интерес к явлениям и объектам природы;

Педагоги:

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

- пополнится развивающая среда в группе;

Родители :

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

- обогащение уровня экологических знаний родителей;

- возможность участвовать в совместных экологических проектах.

- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

Предварительная работа:

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта на родительском собрании.

5. Анкетирование родителей.

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

С родителями проводилось анкетирование с целью выявления значимости семейного экологического воспитания и знаний о проблемах экологии. Опрос родительской общественности в начале реализации проекта показал :

- 100% согласны с тем, что на земле существуют серьёзные экологические проблемы;

- 70% родителей считают, что экологическое состояние окружающей среды не зависит от них;

- 80% родителей уверены, что их ребёнок не может повлиять на состояние экологии ближайшего окружения.

Результаты анкетирования после реализации проекта следующие :

- 100% согласны с тем, что на земле существуют серьёзные экологические проблемы;

- 30% родителей считают, что экологическое состояние окружающей среды не зависит от них;

- 35% родителей уверены, что их ребёнок не может повлиять на состояние экологии ближайшего окружения.

С воспитанниками проводилась вводная, промежуточная и итоговая педагогическая диагностика. Диагностика включала следующие критерии - познавательная активность, мотивация, экологическая образованность, навыки практической экологии. Определяли уровни формирования критериев - высокий, средний, низкий. Высокий уровень, если ребенок самостоятельно выполняет предложенные задания. Средний уровень, если воспитанник при выполнении задания частично прибегает к помощи взрослого. Низкий уровень, если воспитанник с помощью взрослого с трудом выполняет или не выполняет предложенные задания.

Результаты вводной диагностики:

- познавательная активность: высокий уровень - 19%, средний уровень- 38%, низкий уровень - 43%;

- мотивация: высокий уровень - 12%, средний уровень- 38%, низкий уровень - 50%;

- экологическая образованность : высокий уровень - 31%, средний уровень- 44%, низкий уровень - 25%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - 12%, средний уровень- 32%, низкий уровень - 56%.

Результаты итоговой диагностики:

- познавательная активность: высокий уровень - 44%, средний уровень- 50%, низкий уровень - 6%;

- мотивация: высокий уровень - 37%, средний уровень- 57%, низкий уровень - 6%;

- экологическая образованность : высокий уровень - 50%, средний уровень- 50%, низкий уровень - 0%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - 44%, средний уровень- 56%, низкий уровень - 0%.

2 этап практический:

Для реализации проекта педагог Шалаева Т. В. привлекла социальных партнеров - представителей библиотечных систем, представителей МКУ ДО Межрайонной, территориальной Станции Юных Натуралистов города-курорта Кисловодска, представителей профессий, работа которых связана с экологией региона.

Практическая проектная деятельность организуется с детьми, родителями, социальными партнерами и реализуется в подпроектах. Длительность подпроектов определяется педагогами в зависимости от поставленных задач и планируемой практической природоохранной деятельности с воспитанниками. Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).

Формы работы с детьми - различные виды игр экологического содержания (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д., чтение художественной и научно-популярной литературы, экологические акции, экологические десанты, труд в природе, наблюдения, создание детских рукописных книг, рисование, лепка, аппликация, слушание музыки, целевые прогулки, экскурсии в Национальный Кисловодский парк и на Станцию Юных Натуралистов и др.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям : конкурсам, выставкам, акциям, походам выходного дня. Формы работы с социальными партнерами направлены на обогащение предметно-пространственной развивающей среды, реализацию программ экологической направленности, развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Проект является средством решения задач образовательной области "Познавательное развитие" реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 1 «Солнышко».

Проект может быть реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

3 этап – заключительный:

Проведение викторины: «Любители природы»

Создание стенда в ДОУ «Эколята - дошколята спешат на помощь природе».

Участие в городском конкурсе стендов экологической направленности.

Результаты проекта :

1. В ходе реализации проекта была создана предметно – пространственная развивающая среда:

•реконструирована экологическая тропа на территории ДОУ – внесены новые объекты для наблюдений и практической деятельности;

•создание «Аллеи птиц», на которой наблюдение за птицами и их кормление осуществляют все воспитанники ДОУ;

•совместно со станцией Юных Натуралистов проводятся экскурсии с посещением территории парка и общением детей с животными, содержащиеся на территории СЮН. Взаимодействие с объектами позволяет формировать познавательный экологический интерес и мотивировать поисково-исследовательскую, опытно- экспериментальную деятельность воспитанников.

•размещение на участке группы арт - объектов, созданных родителями воспитанников.

2. Пополнение методической копилки педагогов:

•разработана и изготовлена рукотворная Красная Книга Ставропольского края;

•разработана серия авторских конспектов НОД экологического содержания;

•созданы информационные буклеты для экологического просвещения родителей воспитанников;

3. Результаты воспитанников к концу реализации проекта :

- познавательная активность: высокий уровень- увеличение на 25%, средний уровень- увеличение на 12%, низкий уровень - уменьшение на 44%;

- мотивация: высокий уровень -увеличение на 25%, средний уровень- увеличение на 12%, низкий уровень- уменьшение на 19%;

- экологическая образованность : высокий уровень- увеличение на 19%, средний уровень- увеличение на 6%, низкий уровень- уменьшение на 25%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - увеличение на 32%, средний уровень- увеличение на 24%, низкий уровень- уменьшение на 56%.

Публикации по теме:

Центр «Эколята-дошколята» в группе дошкольного возраста (6–7 лет)Центр «Эколята-дошколята» в группе дошкольного возраста (6–7 лет) Цель: формирование у детей дошкольного возраста осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачи: • Развивать.

Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Мы веселые ребята — эколята-дошколята»Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Мы веселые ребята — эколята-дошколята» Краткая аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования.

Проект «Эколята — дошколята» Раздел 1 Паспорт проекта Полное наименование проекта Проект «Эколята-дошколята» Разработчик проекта Московкина Галина Владимировна, воспитатель.

Тематическая неделя по экологии «Эколята-дошколята» Воспитатель: Томме Лариса Васильевна «Эколята – дошколята» В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольном.

Уголок экологии «Эколята — дошколята» в подготовительной группе .

Выступление агитбригады по экологии «Эколята-дошколята» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 9 "Аленушка" города Бирска муниципального.

Эколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУЭколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУ Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, поэтому наш педагогический коллектив постоянно занимается самообразованием,.

Эколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУ «Эколята - Молодые защитники Природы» Воспитатели: Болгова О. С., Гребенкина С. В., Коваленко Л. А. Экологический уголок – это одно из условий.

Экологический проект «Эколята-дошколята»Экологический проект «Эколята-дошколята» .

Оформление уголка в ДОУ «Эколята-дошколята»Оформление уголка в ДОУ «Эколята-дошколята» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 246» Педагоги: старший воспиттель Асташенко Г. В. воспитатель Азимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 13:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД