Ольга Артюгина
Проект по экологическому воспитанию «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 4 «Семицветик»
Экологический проект на тему
Выполнила: Артюгина О. А
2017 г.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель группы, родители.
Автор проекта : Артюгина Ольга Анатольевна– воспитатель младшей группы МБДОУ ЦРР д/с №4 «Семицветик».
Продолжительность проекта : краткосрочный февраль-апрель 2017г.
Актуальность проекта : Дошкольник только с помощью взрослых может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
2. Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Ожидаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Принципы реализации проекта :
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познавательная, развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности;
- принцип системности.
Методы и приемы, используемые в работе:
- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
- Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации, исследовательская деятельность.
- Игровой метод.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта :
Познавательные беседы
Дидактические игры
Проведение наблюдений за объектами природы
Подвижные игры
Проведение праздников
Организация экскурсий по экологической тропе на территории детского сада
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг.
Чтение произведений о животных и растениях
Продуктивная деятельность: рисование, аппликации, лепка.
Рассказывания сказок.
Дидактические игры
1.«Где растет?»
2.«Цветочный магазин»
3.«Съедобное – не съедобное»
4.«Почтальон принес посылку»
5.«Что сначала, что потом?»
6.«Чудесный мешочек»
Словесные игры
1. Как это было?
2. Репка
3. Был. Есть. Будет.
Подвижные игры:
1. «Птичка».
2. «Земля, вода, воздух»
3. «У медведя во бору»
4. «Птички и кошка»
5.«Отгадай по вкусу».
Взаимодействие с родителями в течении реализации проекта;
1. Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
2. Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
3. Презентация проекта «Огород на окне».
4. Сбор необходимого материала для создания огорода.
5. Совместное участие в субботниках.
Распределение работы по этапам проекта :
Этапы проекта Деят-ть родителей Деят-ть педагога Деят-ть детей
1 этап - Подготовительный Обсуждают план деятельности. Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности. Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем.
Дополняют собственными.
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы Оказывают помощь детям в изготовлении поделок, по просьбе детей, выполняют домашние задания, стенгазеты, наблюдения. Организует работу через НОД с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, стихов, потешек по теме проекта.
Выставка художественной литературы по теме проекта. Изготовление поделок.
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. Подведение итогов своей работы.
4 этап - Презентация проекта Оказывают помощь в оформлении выставки поделок. Организует презентацию проекта через выставку поделок. Участвуют в организации выставки.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Направления деятельности Сроки
Постановка цели и задач. февраль
2017
Определение методов исследования. февраль
2017
Выбор темы экологического проекта воспитателем. Составление плана работы. февраль
2017
Предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями (беседы, консультации, рекомендации для воспитателей, родителей). март
2017
Организация развивающей среды:
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий. Март
2017 г.
Посадка семян салата, лука, укропа в землю. Март
2017
Презентация проекта «Огород на окне». Март
2017.
Стенгазета «Овощи и фрукты — витаминные продукты» Апрель
2017
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Мероприятия Сроки
Экологическая акция «Наш веселый огород»
Чтение сказки «Мужик и медведь», «Репка», «Маша и медведь»
Игры "Чудесный мешочек», «Птичка», «Земля, вода, воздух», «У медведя во бору», «Птички и кошка» «Отгадай по вкусу».
Выставка детских рисунков «Наш огород».
Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Февраль-
Апрель 2017 г.
НОД по Познанию:
«Семена»
«Первые всходы»
«Мир овощей».
Беседа «Помощь ребенка на огороде»
Беседа «Что такое огород и что на нём растёт»,
Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
Экспериментальная деятельность
1. «Строение растений»
2. «Рост и развитие растений»
3. «Вода и росток»
4. «Солнце и росток»
5. «Проращивание семян».
НОД по Художественному творчеству:
Рисование «Репка на грядке».
Лепка " Овощи из пластилина "
Аппликация" Помидоры в банке"
Рисование «Зимнее дерево»
Лепка «Птички в гнёздышках»
Рисование «Лук от всех недуг».
Февраль-Апрель 2017
выставка детских рисунков «Лук от всех недуг».
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
Презентация проекта Апрель 2017
Еженедельные трудовые «Уборка участка»
Посев семян культурных растений и высадка рассады.
Посадка лука. Март 2017 г.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Результат проекта.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.