Анна Белова
Проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе «Наш веселый огород»
Полное название проекта «Наш весёлый огород»
Тип проекта : познавательно – игровой.
Характер проекта : творческий, практический.
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители
Место реализации: детский сад
По количеству участников: групповой
Продолжительность проекта : среднесрочный
Способы оценки: анализ творчества детей, беседы, наблюдение
Материально-техническое обеспечение:
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
Публикация «Проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе „Наш веселый огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон.
Актуальность
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Введение : предлагаю вашему вниманию проект «Наш веселый огород», направленный на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством организации непосредственной образовательной деятельности, совместного создания огорода на участке детского сада.
Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Задачи:
- Формировать представления о работах проводимых в весенний период в саду и огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
· Получение знаний детей о жизни растений.
· Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Формы работы: Непосредственная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетные игры, дидактические и подвижные игры, консультации для родителей, совместная деятельность с родителями.
Перспектива: Реализация проекта с последующим расширением и усложнением целей и задач в соответствии с возрастными особенностями детей.
Предварительная работа: Подбор семян растений, дидактического материала, иллюстраций, художественной литературы, атрибутов. Подбор методической литературы.
Этапы работы: 1 этап. Разработка проекта.
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с родителями; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап. Разработка совместного плана действий:
Разработать конспекты НОД по развитию речи, рисованию, лепке. Подготовить дидактические, сюжетно –ролевые игры по теме. Чтение художественной литературы: стихотворения С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах. Подготовить семена, атрибуты, инвентарь. Подготовить консультации для родителей. 3 этап. Реализация плана проекта с детьми, родителями
НОД: Развитие речи: «Насекомые помощники»; «Мои зелёные друзья»
Составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде».
Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах. Посадка лука в группе : рассматривание семян растений; посадка луковиц; наблюдение за ростом и развитием растения.
Посадка семян овощей; высаживание рассады на участок огорода; коллективные индивидуальные трудовые поручения.
Аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»;
Лепка: «Овощная фантазия» (коллективная работа); Ручной труд:«Тюльпан»
Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).
Конструирование: «Оформление огорода»;
Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». «Помоги листочку найти своё растение», «Овощи – фрукты», Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
Беседы: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь». «О пользе овощей»
Экскурсия «У цветочной клумбы»
Работа в уголке природы: «Каждому растению свой полив».
Консультации для родителей: «Зелёный мир на окне», «Радость общения с природой», «Вырастим вместе хороший урожай».
4 этап - заключительный
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата
Пояснения к проекту : Проект интересен и доступен, учитывая возрастные способности. На протяжении подготовительного этапа воспитатель совместно с родителями подбирают семена растений, подготавливают инвентарь для выполнения трудовых поручений, иллюстрации, литературные произведения, атрибуты для дидактических, сюжетно-ролевых игр. Во время реализации проекта родители дома с детьми высаживали семена и рассаду растений, ухаживали за ними. В результате регулярной работы в детском саду и дома у детей развивался устойчивый интерес к растительному миру, желание самостоятельно высаживать растения и ухаживать за ними, формировалась познавательная активность детей, обогащался словарный запас, развивалось мышление, внимание, память.
Вывод: В ходе реализации проекта «Мой весёлый огород» расширилось представление у детей об окружающем мире и закрепились трудовые навыки, посредством совместного создания огорода, дети знакомились с литературными произведениями, лепили, рисовали, делали аппликацию, выполняли трудовые поручения, играли. Для познавательно – речевого развития ребёнка необходимы новые знания, полученные во время проведения проекта. Каждое проведённое мероприятие увеличивало представление детей растительном мире. В ходе работы по проекту развивался устойчивый интерес к природе, формировалась познавательная активность детей, обогащался словарный запас, развивалось мышление, внимание, память.
Работу по проекту можно продолжить с последующим расширением и усложнением целей и задач в соответствии с возрастными особенностями детей.