Папки-передвижки

Познавательно-творческий проект «Покров». Возрождение традиций народной культуры

Галина Коломиец
Познавательно-творческий проект «Покров». Возрождение традиций народной культуры

Проект «Покров»

Автор: Коломиец Г. А.

Вид проекта : Познавательно – творческий проект

Сроки проекта : 2 недели.

Участники проекта : воспитатели, дети.

Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Покров». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

Публикация «Познавательно-творческий проект „Покров“, Возрождение традиций народной культуры» размещена в разделах

- Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Покров.

- Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к народному фольклору и народным праздникам.

- Развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Покров».

- Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования.

- Обогащать словарный запас детей.

- Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.

- Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Ожидаемые результаты:

Проявляет любознательность, интерес к обычаям наших предков, к народному фольклору. Связно, последовательно и выразительно составляет небольшой текст; работают с тканью- изготовление куклы-оберега. Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (рассказ близкого человека).

Этапы реализации проекта :

Подготовительный: - Консультация для родителей: «Покров Пресвятой Богородицы»

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, натурального материала по теме проекта;

- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

- составление плана работы.

Практический (циклы в различных образовательных областях по данной проблеме, организация родителей для помощи проведения данного проекта).

Заключительный

- выставка поделок «Что нам осень подарила»

- выставка работ детей «Чудесные покрывала»

- проведение праздника «Покров Пресвятой Богородицы».

Организационные формы работы над проектом

1. Чтение художественной литературы:

- «Покров Пресвятой Богородицы» : книга для чтения детям дошкольного возраста /А. В. Бородина - М. :МОФ «ОПК», 2015 – стр. 16 – (серия Праздники);

- Н. Гоголь. «К Тебе, о Матерь Пресвятая» стр. 29, А. В. Бородина, В. А. Бородина «Основы православной культуры» хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»;

- С. Есенин «Чую Радуницу Божью (фрагмент) стр. 29, А. В. Бородина, В. А. Бородина «Основы православной культуры» хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»;

- Н. Кельш. «Покров Пресвятой Богородицы» стр. 29, А. В. Бородина, В. А. Бородина «Основы православной культуры» хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»;

- Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций героев в народных костюмах;

- Чтение народной легенды о празднике Покрова;

- Разгадывание загадок;

- Чтение фольклорных произведения (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки).

2. Беседы

«Домашние добрые дела». «Я старался быть добрым». «История праздника Покрова», «Для чего нужны платки?»

Обсуждение пословиц, поговорок и народных примет.

Акция «Дерево добра»

Познавательное «Знакомство с иконой Покров Пресвятой Богородицы»

Комплексное «Посиделки «Покровские»

Лепка «Что нам осень подарила»

Аппликация «Ковер из листочков», «Осенний ковер», «Платок для мамы»

Рисование «Осень на опушке краски разводила», «Цветы на салфетках»

3. Музыка

4. Социализация:

Сюжетно - ролевые игры с правилами, театрализованные игры, народные игры.

5. Физическая культура : Народные игры с платком «Жмурки», «Гори, гори ясно» и др.

6. Работа с родителями:

Поиск информации о русских народных традициях.

Оформление консультаций в родительском уголке: «Об истории празднования Покров Пресвятой Богородицы»

Разучивание и закрепление с детьми закличек, стихов, хороводных текстов.

Привлечение родителей в проведение праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Изготовление атрибутов к празднику.

Изготовление поделок совместно с детьми к выставка поделок «Что нам осень подарила»

7. Итоговое мероприятие:

Праздник «Покров Пресвятой Богородицы».

Выставка поделок «Что нам осень подарила»

Организация и проведение бесед,

Конспект по познавательно-речевому развитию

Образовательная область: познавательно-речевое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа : компенсирующая группа

Тема: «Знакомство с иконой Покров Пресвятой Богородицы»

Цель: Формирования у детей знаний видеть в людях хорошее.

Программное содержание

Образовательные задачи: Знакомство с иконой Покрова как одной из икон Богородицы.

Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать прилагательные.

Воспитательные: воспитывать интерес к православной культуре, эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: колокола, служба, Дева Мария, Богородица, Божественный сын, город Константинополь, молитва о помощи, храм, покроет, Покрова Пресвятой Богородицы, Об лупа.

Предварительная работа: д/игра «Добрые слова», рассматривание репродукций икон, беседа о добрых поступках и делах, игра «Об лупа», Игра Шарф-Покров.

Материалы: Икона Покрова Пресвятой Богородицы, диск с записью колокольного звона, цветок состоящий из разрезанных разноцветных бумажных лепестков и серединка цветка.

Ход

1. Организационный момент: звон колоколов (включить запись на диске).

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за звук? Где они звонят?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, колокола звонят в храме, они нам говорят о том, что начинается служба или сообщают о каком-то празднике.

А сейчас колокола приглашают нас на интересную экскурсию.

(На магнитной доске вывешивается икона Покрова Пресвятой Богородицы.)

Воспитатель показывает икону и рассказывает детям.

«Дева Мария была самой-самой доброй, терпеливой на всей земле. Она всегда была со своим сыном, помогала ему и всем людям. А сейчас Богородица находится на небе со своим сыном Иисусом. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Божественным сыном.

Просит, чтобы мы не болели, были послушными, хорошими.

Воспитатель: А теперь я хочу вам рассказать одну историю:

Однажды злые враги со всех сторон окружили древний город Константинополь и хотели захватить его. Жители сражались до последних сил за свой город, но враги не отступали. Тогда они обратились к Богу с молитвой о помощи.

-А где надо молиться Богу? Ответы детей.

Воспитатель: Верно, вот они и собрались в храме, со слезами молились всю ночь. Рано утром человек по имени Андрей увидел над своей головой Деву Марию с Ангелами.

Богородица раскрыла свой покров над молящимися (головной платок похожий на платок). Это означало, что она покроет и защитит город от врагов.

Воспитатель: В этот же день жители увидели, что враг отступил от города. Люди были очень рады и благодарили Богородицу. В память об этом событии был установлен праздник и написана икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Он отмечается 14 октября и сейчас защищает всех, кто просит ее о помощи.

Воспитатель. Послушайте стихотворение.

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром

Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом.

Всех в огромном жизни море

Богородица согреет и простит.

Страждущих всегда утешит в горе,

И Покровом драгоценным защитит.

Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Облупа».

Дети встают в круг и закрывают глаза.

Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью.

Дети открывают глаза и угадывают, кто спрятан под шалью.

Кого отгадали, тот и становится водящим.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра Шарф-Покров.

Воспитатель. Когда вы услышите веселую музыку, хлопайте в ладоши (звучит веселая музыка). А если звучит грустная музыка поднимите руки попросите «Шарф – покров помоги». (ведущая раскрывает большой шарф и проносит его над ребятами.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Добрые слова».

Детям раздаются разноцветные бумажные лепестки, серединка цветка остается у воспитателя.

Детям дается задание придумать доброе, вежливое, ласковое слово, которое они хотели бы подарить Богородице за ее безграничную доброту. Отдавая свой лепесток, они называют слова вслух. Воспитатель прикрепляет их к серединке, получается красивый цветок добра.

- Посмотрите, ребята на ваших глазах расцвел цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым как этот цветок.

Воспитатель: - О каком православном празднике вы узнали сегодня?

-Какие еще праздники вы знаете?

-Можно ли назвать чудом спасение города Константинополя.

Сценарий праздника "Покрова Пресвятой богородицы.

Ход праздника

(Дети, взявшись, за руки цепочкой входят в групповую комнату под музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Рада видеть вас у себя в гостях.

Здесь для вас дорогих гостей

Будет праздник большой,

По православному «Покров» называется.

Будем веселиться, да радоваться.

Воспитатель:

Давным-давно это было.

В этот день люди идут в Храм,

Ставят свечи к иконе «Покрова».

Вот Богородица держит в руках

Большой светлый сияющий шарф,

Омофор, которым покрывает всех

От бед и несчастий.

Когда-то очень, очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить, да город захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице - заступись, помоги! Спаси! И вдруг…

Воспитатель: Дева Пресвятая в воздухе над ним

Шествует, сияет, светом неземным.

Бога со слезами молит за людей,

Предстоящих в храме, и святые с Ней.

Воспитатель: Но благодать осталась!

И сегодня на Покрова Пресвятой Богородицы

Просят люди её, и молятся.

О небесной защите и помощи!

И в память об этом чудесном спасении мы каждый год 14 октября празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Ребята, мы хотим вас поздравить с этим чудесным осенним праздником Покрова и подарить сказку «Шарф-Покров».

Театрализация сказки «Шарф-Покров»

: Сказку мы сейчас покажем

Про Покров вам в ней расскажем!

Жила-была бабушка, звали ее Глаша

И была у нее любимая внучка – Маша.

Подарила ей бабушка на именины

Шарф-покров белый, красивый.

Маше шарф этот, между прочим,

Не просто понравился, понравился очень.

Не снимает она его, носит с утра до ночи.

То так покроет им голову, то вот так плечи

Красавица наша Маша, просто нет речи.

(Звучит музыка, выходят бабушка и Маша)

Бабушка: Ночь прошла, темноту унесла.

Выйди, Машенька, открой ставенки.

Маша: Доброе утро, бабушка!

Бабушка: Доброе утро! Внученька!

Поздравляю тебя с праздником — Покрова Богородицы.

Маша: Бабушка! А как это — Покров?

Бабушка: Покров – это то, что укрывает нас от чего-нибудь.

Вот шарф твой тоже покров – можно и от холода укрыться и от ветра.

Маша: А почему Божьей Матери покров?

Бабушка: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом-омофором от всех бед и несчастий, болезней и скорбей, а еще и от врагов.

Маша: Вот здорово. И меня Богородица тоже под покров возьмет?

Бабушка: Ну, конечно, если ты ее попросишь.

Маша: Бабушка! А можно я к празднику осенний букет из листьев соберу?

Бабушка: Иди, уж, озорница, да далеко в лес не заходи. А в опасности – Богородицу зови.

Маша: Хорошо, хорошо, бабушка, я в лес недалеко пойду и букет красивый соберу. (Уходят)

Муз. руководитель: Прохладно уже в осеннем лесу. Накинула Маша на плечи подарок бабушкин – шарф-покров и побежала по тропинке.

Маша: (собирает букет из листьев) звучит музыка

Деревце, за деревце, кустик за кустик…

Ой, а где же тропинка? Я заблудилась (Плачет)

Муз. руководитель: Ребята, Машенька заблудилась в лесу, что же делать? (Ответы детей).

А Богородицу можно попросить помочь Маше? А как попросить? (Ответы)

Маша: Богородица, помоги! Ты меня сбереги.

От беды и от горя. (поворачивается к иконе и вместе исполняют песню)

Маша: Где найти тропинку к дому?

Побегу вон за ту березку, может там тропинка? (Убегает, а шарф остается на кустах

Муз. руководитель: Машенька тропинку за березкой нашла и домой поспешила. А шарф-покров – бабушкин подарок так и остался в лесу на кустике лежать… Да, вдруг…

(звучит музыка выбегает мышка)

Мышка-: Я – мышка-норушка,

Вот носик, два ушка,

Еще длинный хвостик

И серый животик. Пи-пи-пи

Осень в гости к нам пришла,

А я домик не нашла. (Ищет)

Ой, тут шарф-покров лежит

Мышка хочет под ним жить.

Ребята, живет там кто-нибудь? (Ответы)

Никого! Буду я здесь жить!

У меня теперь есть дом

Мне тепло, уютно в нем. (Заходит)

(звучит музыка, выходит Зайчик)

Зайчик: Я Зайка-трусишка, люблю грызть морковку.

Я бегаю быстро и прыгаю ловко.

В лесу стало холодать

Надо домик поискать. (Ищет)

Да тут шарф-покров лежит

Зайка хочет под ним жить.

Мышка: Я Мышка-норушка. А ты кто?

Зайчик: Я -Зайчик - побегайчик.

Давай вместе будем жить

Буду кашу нам варить.

Мышка: Заходи.

Все: Вот какой хороший дом

Нам тепло, уютно в нем. (Заходит)

(Звучит музыка, выходит Ежик)

Ежик: Я колючий серый Еж

Я на елочку похож

Побегу – не видно ножек

А зовут меня все – Ежик.

Дождь и холод, ветер дует

Где же Ежик заночует? (Ищет)

Ой, тут шарф-покров лежит

Ежик будет под ним жить.

Мышка: Это я Мышка-норушка. (Выглядывает и прячется)

Зайчик: Это я — Зайчик - Побегайчик. А ты кто?

Ежик: Я колючий серый Еж.

Я на елочку похож.

Давайте вместе будем жить

Я смогу вас защитить.

Зайчик и Ежик: Вот какой хороший дом

Нам тепло, уютно в нем. (Уходят)

(звучит музыка, выходит Лиса)

Лиса: Такой Лисы, такой красы

Не видел белый свет

Умней меня, кумы-Лисы

Во всей округе нет.

Там зверушки могут жить. (Нюхает)

Зайчик (выглядывает и прячется)

Ой, боюсь, боюсь. Лиса!

Мышка (выглядывает и прячется)

Ох, утащит нас в леса.

Лиса: Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.

Поспешите. Я тут жду, не сердите вы Лису.

Ежик: Я колючий серый Еж

Ты друзей моих не трожь.

Уходи-ка, прочь, плутовка,

Уколю тебя иголкой. (Идет на Лису)

Лиса: Ой, спасите, помогите. Красу Лиску защитите-е-е!

Зайчик, Мышка: Догоняй! Держи! Лови!

Лиса: А-а-а-а-а-ай-яй. Ой - Помогите!

Ой-ой-ой! Меня спасите!

(Все гоняются за Лисой, она убегает)

Ежик: Мы Лису прогнали ловко,

Не вернется к нам плутовка.

А хотела съесть зайчишку

И мою подружку-мышку.

Мышка: Пи-пи-пи мы испугались!

В доме прятались, боялись!

Зайчик: Всех укрыл нас дом-покров,

От коварных, злых врагов.

Ежик: А еще укрыл покров

От осенних холодов. (Звучит музыка)

Зайчик: Кто-то к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?

Все: Ой-ой-ой-ой. (Прячутся)

Выходят бабушка и Маша

Бабушка: Машенька, да вот же твой шарф-покров.

Маша: Ой, кто-то под шарфом сидит.

И от страха дрожит.

Мне кажется, что мой покров

Укрыл зверей от холодов.

Ребята, кто там? (Ответы)

А шарф мой им зачем? (Ответы)

Бабушка: Вот, Машенька и твой шарф оказался покровом для зверей,

Как будто шарф-омофор самой Богородицы.

Маша: А что же делать теперь, бабушка?

Если шарф-покров забрать –

Значит, дом у них отнять.

Станет холодно зверям.

Как же будут зимовать?

Бабушка: Ребята, а вы как думаете? Можно шарф забрать? (Ответы)

Маша: Пусть зверушки живут под шарфом.

Мышка, Зайчик, Ежик: Спасибо!

Бабушка: Выходи, честной народ, Нынче праздник к нам идет!

Все: Нынче праздник Покрова наступил,

Веселиться и петь пригласил.

Бабушка: Выйди, Мышка топни ногой,

А ты, Зайка, спляши, дорогой,

А теперь будем все вместе дружить

И работать, и петь, и плясать,

И друг другу во всем помогать.

Публикации по теме:

Презентация «Жаворонки прилетите. Возрождение традиций празднования памяти Сорока мучеников Севастийских» Воспитатели МКДОУ детский сад № 83 Перетрухина Надежда Алексеевна и Савченко Елена Александровна. 22 марта Православная церковь отмечает.

Познавательно-творческий проект «Фантик» Слайд№2 АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь.

Познавательно-творческий проект «Лесная аптека»Познавательно-творческий проект «Лесная аптека» Познавательно – творческий проект "Лесная аптека" Цель: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, закрепить представления.

Познавательно-творческий проект «Мир часов»Познавательно-творческий проект «Мир часов» Сроки реализации: краткосрочный (январь 2018 год) Возрастная группа: дети 5-6 лет Проблема: Зачем человеку понадобились часы? Актуальность.

Познавательно-творческий проект «Путешествие Капитошки» Познавательно – творческий проект «Путешествие Капитошки» Цель проекта: обеспечение условий для познавательного развития детей, обобщение.

Познавательно-творческий проект «Пластилиновые чудеса» Познавательно – творческий проект Тема: «Пластилиновые чудеса». Паспорт проекта 1. Название проекта: «Пластилиновые чудеса» 2. Руководитель.

Познавательно-творческий проект «Космос»Познавательно-творческий проект «Космос» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Проект «Космос» По доминирующей.

«Масленица». Познавательно-творческий проект Тема: "Масленичная неделя" Сроки реализации проекта – одна неделя. Тип проекта: познавательно-творческий. Цель: повышение интереса к традициям.

Проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Тема проекта : «Знакомство с Казахстаном» Пояснительная записка Проект.

Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника Осенины» Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника «Осенины». СОДЕРЖАНИЕ 1. Тема проекта 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Покров». Возрождение традиций народной культуры
Опубликовано: 21 октября 2018 в 17:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД