Думанская Елена Сергеевна
Проект «Поможем птицам зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники: дети и родители группы, педагог – Думанская Е. С.
Актуальность:
Зимой птицам холодно и голодно - за лето и осень пропитание для птиц закончилось. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят своим веселым щебетом и песнями.
Публикация «Проект „Поможем птицам зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 25 опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: Развитие естественно-научных представлений, расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
-образовательные: расширять кругозор у детей, расширять знания детей о зимующих птицах наших краев,о роли человека в жизни птиц,научиться делать кормушку из подручных материалов, подбирать корм для птиц; пополнить предметно-развивающую среду группы.
-воспитательные: воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, животным, природе в целом.
-развивающие: развивать связную речь; умение отвечать на вопросы полными, четкими фразами; развивать наглядно-образное мышление, память, способность сравнивать, обобщать; развивать логику; развивать доброту, умение сопереживать, желание заботиться о пернатых наших друзьях.
Практическая работа:
- наблюдение за птицами и их повадками.
- экскурсия по территории ДОУ к кормушкам.
- изготовление кормушек для птиц из бутылок, тетра пакета и других подручных материалов совместно с взрослыми.
- изготовление дидактической игры.
- рисование любимой зимующей птицы.
- лепка «Птички на кормушке».
Ожидаемый результат:
Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах.
Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Трансляция проекта:
Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
Работа над проектом велась в три этапа:
-подготовительный
-основной
-заключительный
Подготовительный этап
На этом этапе был определен уровень знаний детей о зимующих птицах Подмосковья, была подобрана литература, продумана тематика деятельности детей, организована экскурсия к кормушкам на территории нашего ДОУ, чтение стихов о птицах зимой, чтение рассказов Николая Сладкова о птицах, рассматривали картинки и фотографии птиц.
Основной этап.
На основном этапе осуществлялась работа с детьми в разных видах деятельности:
Понедельник
Беседа «Каких зимующих птиц наших краев ты знаешь?»
Цели: активизировать связную речь у детей, побуждать делиться впечатлениями из личного опыта, составляя короткий последовательный рассказ.
Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц.
Цель: развивать слуховое внимание и восприятие у детей.
Наблюдение за птицами на прогулке.
Цели: развивать внимание, интерес к птицам, продолжать учить выделять внешние особенности у разных птиц.
Вторник
Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Цель: развивать познавательный интерес у детей.
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенин «Поёт зима, аукает».
Цель: Прививать интерес к художественной литературе. Развивать слуховое внимание и восприятие. Формировать умение понимать и чувствовать настроение литературного произведения.
Отгадывание загадок о зимующих птицах:
Грудка ярче, чем заря,
У кого? У снегиря. Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу.
(Сорока)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Назови его скорей,
Кто там скачет?
(Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её …Ворона. Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти…Свиристели.
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут.
(Голубь)
Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
(Дятел)
Цель: развивать внимание, побуждать использовать в речи рифму.
Среда
Беседа «Каких птиц я видел в нашем парке?»
Цель: Активизировать связную речь, умение составлять небольшой рассказ. Делиться впечатлениями из личного опыта.
Лепка «Птички на кормушке»
Цели: Развивать творчество, эстетическое восприятие. Продолжать учить создавать образ птицы используя знакомые техники вылепливания, соблюдать расположение о соотношение частей тела. Развивать мелкую моторику рук, внимание.
Дидактическая игра «Что изменилось?»[/b]
Цель: Развитие зрительного внимания и восприятия у детей.
Четверг
Взаимодействие с родителями «Наш уголок природы»
Цель: Пополнить уголок природы книгами, журналами о птицах, активизировать воспитательные умения родителей.
Заучивание стихотворения З. Александрова «Новая столовая»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
Наблюдение «Ищем птичьи следы».
Цель: Развивать внимание. Установить, что на снегу остаются разные следы: от людей, животных. По ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
Пятница
Наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам и познакомить с их названиями.
Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица».
Консультация для родителей «Птичья столовая».
Цель: Вовлечь в процесс развития ребенка, активизировать воспитательные умения родителей, расширять кругозор родителей.
Расширять и обогащать знания родителей о том, чем можно и нельзя подкармливать птиц.
Игра «Прилетели птицы».
Цель: развитие фонематического слуха, внимания у детей.
Я сейчас буду называть птиц, но если ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно затопать, запрыгать на месте.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы, все вы молодцы!
Понедельник
Чтение художественной литературы: Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости».
Цели: Воспитывать интерес к художественной литературе. Развивать слуховое внимание и восприятие. Вызывать чувство сопереживания и сочувствие к пернатым нашим соседям.
Дидактическая игра «Пятый - лишний»
Цель: Развивать умение дифференцировать птиц по месту обитания, по цвету, размеру и т. п.
Взаимодействие с родителями : Заготовка корма для птиц.
Цель: Совместно создать для ребенка единое образовательное пространство.
Изготовление дидактической игры «Покорми птиц зимой!»
Цели: закреплять знания детей о том, чем нельзя кормить птиц и чем можно.
Систематизировать полученные знания. Развивать творчество.
Вторник
Чтение художественной литературы: Л. Воронкова «Птичьи кормушки», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Рисование «Снегирь (на выбор ребенка) на ветке рябины».
Цель: Учить передавать внешний вид и особенности окраса перьев птицы, рисовать гуашью, используя знакомые техники и приемы. Развивать творчество.
Наблюдение «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: траектория полета например Большой синицы - волнообразная линия, поэтому такой полет называют иногда волнообразным.
Среда
Беседа «Покормите птиц зимой»
Цели: Обратить внимание детей на трудное существование птиц в зимний период. Активизировать связную речь у детей. Дать знания о том, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.
Дидактическая игра «Накорми птиц»
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период.
Подвижная игра: «Птицы и автомобиль»[/b]
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии с текстом игры.
Четверг
Развитие познавательно-исследовательской (конструктивной) деятельности «Кормушка для птиц» (из тетра пакета).
Цели: Развивать конструкторские навыки у детей. Воспитывать стремление охранять окружающую природу, ухаживать за зимующими птицами. Уточнить представления детей о сходстве и различии кормушек из подручного материала. Способствовать формированию замысла.
Подвижная игра «Голуби и кот»
Цели: Активизировать двигательную активность у детей, быстроту реакции, координацию, ориентацию в пространстве.
Дидактическая игра «Птички на кормушках»
Цели: Закрепить знания о цифре 9. Закрепить знание об отношениях между числами в пределах 9. Закреплять знания о цифрах.
Пятница
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно на прогулке или в окно, как только птицы адаптируются).
Цель: Развивать ответственность, внимание у детей.
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Цели: закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, полученных в ходе проекта.
Заучивание стихотворения «Воробей» Николая Рубцова:
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Заключительный этап
Развешивание кормушек с кормом на территории детского сада.
Взаимодействие с родителями: Оформление уголка природы в группе.
Оформление фотовыставки «Поможем птицам вместе».