Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми»

Ольга Шаглеева
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми»

Проект

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма

Ольга Шаглеева

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма»

Вид проекта: познавательно – игровой

Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей группы МАДОУ «Детскикй сад №4» с. Объячево

Продолжительность: краткосрочный (с 21.03.2016г. по 25.03.2016г.)

«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально- культурным традициям.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте.

ЦЕЛЬ: Воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, через ознакомление детей с национальными и культурными традициями.

ЗАДАЧИ:

1) Закреплять знания детей о коми крае (история, символика, достопримечательности, улицы, площади, его народном искусстве. Формировать представления о жизни и быте Коми народа в прошлом и настоящем,

2) Расширять представления детей о прикладном искусстве народа Коми, учить видеть его красоту, неповторимость, понимать прикладной характер предметов (узорное вязание, ткачество, резьба по дереву и бересте, изготовление деревянной посуды,

3) Стремиться отражать в разнообразной деятельности (игре, изобразительном и ручном труде) знания о республике и её людях,

4) Прививать любовь к национальным художественным и музыкальным произведениям.

5)Воспитывать высокие патриотические чувства любви к родному краю

Этапы реализации проекта:

• Подготовительный

• Основной

• Заключительный

Ожидаемые результаты: Дети должны знать, как называется наша республика, район, село; чем знаменит; историю жизни коми народа; у детей должно сформироваться чувство гордости за свой город, край.

Проект включает в себя такие образовательные области как: физическая культура, здоровье, безопасность, социализацию, труд, коммуникацию, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыку.

1 этап – подготовительный.

1. Постановка цели и задач.

2. Определение методов исследования.

3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.

4. Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной.

Проведение комплекса мероприятий по теме: «Наш Коми край», включает в себя:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

Содержание

1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о Республике Коми.

2. Беседы «Наш Коми край», «Мое родное село».

3. Чтение коми пословиц и поговорок.

4. Чтение коми сказок

5. Дидактические игры: «Лото – коми орнамент»; «Собери целое»; «Подбери пару».

6. Подвижные игры коми народа

7. Непосредственно образовательная деятельность:

Познавательное «Наш Коми край».

Аппликации «Украшение рукавички элементами коми орнамента»

Рисование «Составление коми орнамента на носке» Лепка «Посуда из глины» Физическая культура «Игры-эстафеты»

8. Оформление альбомов: «Коми национальная одежда»; «Животный и растительный мир Республики Коми»; «Коми национальные музыкальные инструменты»

9. Изготовление музыкально дидактических игр коми «Разрезные картинки»; «Лото»

10. Экскурсия в краеведческий музей

11. Подбор раскрасок «Герои Коми сказок», «Национальный костюм».

12. Просмотр презентаций: «Коми народные игрушки»; «Коми национальная одежда»; «Посуда из дерева и бересты».

Работа с родителями:

1. Консультация «Воспитание любви к Родине».

2. Наглядная информация: «Приобщение детей к народным традициям»; «Особенности Коми сказок»; «Коми - народ Севера. Традиции, культура, обычаи».

3. Изготовление родителями вместе с детьми творческих работ: «Украсим варежки и шапочку красивыми узорами»; «Герои коми сказок». 4. Привлечение родителей для сбора материала в мини музей.

3 этап – заключительный.

Просмотр сценок на Коми языке с приглашением гостей

Деятельность по реализации проекта:

1 день – понедельник

«Наш Коми край»

Цель: ознакомление детейс коми краем и его народным искусством

Приветствие взрослых и детей в группе на коми языке

Настольные игры:

«Найди пару»

Цель: Учить детей находить пару с одинаковым коми орнаментом

«Домино»

Цель: Вовлекать детей в коллективную игру; закреплять названия коми орнаментов

Подвижная игра «Воробей»

Цель: Закреплять с детьми правила игры, ее текст.

ОО «Коммуникация»

Рассказ воспитателя на тему «Мое родное село»

Цель: обогащать представления детей о селе, его истории. Формировать представления о районе, Республике Коми.

2 – день вторник

«Коми народные игры и игрушки»

ОО «Физическая культура» - игры – эстафеты

Цель: 1. Развитие физических качеств: ловкости, быстроты реакции;

2. Развитие волевых качеств: упорства, стремления выполнить задание точно и быстро;

3. Воспитание «здорового» духа соперничества;

4. Воспитание умения сдерживать свои отрицательные эмоции.

Презентация «Коми народные игрушки»

Цель: обобщить знания детей о коми народных играх и игрушках, вызвать чувства радости, удовольствия, наслаждения от приобщения к его культурному наследию.

Шырон-пельосон / Мышь и угол / - мышка, мышка, дай мне угол, мышка, мышка, дай мне угол

Ичотик пышкай / Маленький воробей / - У маленького воробышка животик болит. Где ты был, где летал, маленький воробышек? У маленького воробышка головка болит. Где ты был, где летал, маленький воробышек?.

Пышкай / Воробей / - Прилетел к нам воробей и запел как соловей. – Эй ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Ошкысь / В медведя / - Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка, твою чернику собираем, твою бруснику выбираем, хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем…

3 – день среда

«Коми быт»

Цель: расширить представления о предметах национального быта: мебели (люлька, сундук, диван, орудиях труда (прялка, коромысло, силки, ошейник барана, одежде (малица, рукавицы, обуви (меховые бурки, пимы, тапочки-чуни).

Презентация «Коми национальная одежда», «Посуда из дерева и бересты»

ОО «Художественное творчество»/рисование/лепка/ аппликация/

Цель: - учить сотавлятьузоры по мотивам коми орнамента (геометрический орнамент, на разных материалах (бумага, ткань, дерево). Составлять узоры на разнообразных формах.

- учить лепить по представлению и с натуры знакомые предметы, передавая форму, пропорции, строение, характерные детали.

- учить использовать различные материалыи их сочетания (береста, ткань, мех, замша, и др.)

- воспитывать интерес и желание составлять узоры по мотивам коми орнамента, народно-прикладного искусства.

4 день – четверг

«Народные промыслы»

Экскурсия в краеведческий музей

Цель: приобщить детей к национальной культуре. Закрепить знания детей о флоре и фауне родного края. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать гордость за сохранение и приумножение национального достояния.

5 день – пятница

Приглашение гостей из Читаевской специальной-коррекционной школы интернат

Показ сценок на коми языке

В вечернее время:

1. Чтение коми народной литературы: Пера – богатырь», «Медвежьи няньки», «Как Пера – богатырь на войну ходил», «Лесной человек Яг – морт», «Про бедняка Момэта и богатого барина», «Царская милость», «Несговорчивый Петра», «Ёма и две сестры».

2. Слушание коми народные песни: «Руй-Руй», «Вотысьой да вотысьой», «Мича нывъяс», «Коми му», и др.

3. Дидактические игры: «Найди орнамент», «Чего не хватает?» и др

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

В нашем детском саду проводится целый ряд мероприятий, направленных на изучение и приобщение детей к Коми языку, культуре, историческому прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности.

К таким мероприятиям прежде всего можно отнести занятия «Коми- кыв, чужан -кыв», организованные педагогом Нестеровой Татьяной Дмитриевной. Совместная образовательная работа с детьми включает рассказ педагога, общение с детьми на Коми языке, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, использование дидактического материала, разучивание стихов, песен, игр на Коми языке.

Педагоги всех возрастных групп знакомят детей с декоративно - прикладным творчеством в непосредственно организованной деятельности с учетом возрастных особенностей. Художественное творчество: конструирование, ручной труд, рисование, лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы.

В ДОУ собрана небольшая (пока) коллекция национальных народных музыкальных и шумовых инструментов, которые используются на музыкальных занятиях, праздничных мероприятиях и на занятиях познавательного цикла.

Полученные впечатления от праздников, занятий дети отображают в разнообразной деятельности: изобразительной, конструктивной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.

Вся работа проводится при тесном сотрудничестве всех педагогов образовательного учреждения, родителей, музыкального руководителя. Ведется активное сотрудничество с детской библиотекой, с краеведческим музеем.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В дальнейшем мы планируем: 1) создать мини музей и экспонатами, мобилизуя творческий потенциал всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников; 2) продолжать работу по изучению с детьми Коми родного языка, традиций и обычаев народа.

Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют порой огромную роль в становлении личности.

Публикации по теме:

Консультация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» Предлагаю вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ по теме «Взаимодействие участников образовательных отношений в приобщении детей к социокультурным.

Сценарий праздника «Капустянский вечер». Приобщение детей к русским народным традициям . Цель: приобщить детей и их родителей к русским народным традициям, к радости коллективного сотворчества. Оформление. Русская изба: на.

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба»Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба» Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей " Русская изба" После новогодних праздников наступает пора новогодних гуляний. Одной.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею - единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуры» Информационная карта Название проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуре» Автор проекта: Хопкина.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9». Продолжительность:.

Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет)Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Приобщение детей к национальным культурным традициям В НАШЕ ВРЕМЯ РАСТЕТ ИНТЕРЕС К ОСМЫСЛЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ национальных культурных традиций. Приобщение к ним детей обеспечивает связь поколений,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 12:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...