Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми»

Ольга Шаглеева
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми»

Проект

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма

Ольга Шаглеева

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма»

Вид проекта: познавательно – игровой

Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей группы МАДОУ «Детскикй сад №4» с. Объячево

Продолжительность: краткосрочный (с 21.03.2016г. по 25.03.2016г.)

«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте.

ЦЕЛЬ: Воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, через ознакомление детей с национальными и культурными традициями.

ЗАДАЧИ:

1) Закреплять знания детей о коми крае (история, символика, достопримечательности, улицы, площади, его народном искусстве. Формировать представления о жизни и быте Коми народа в прошлом и настоящем,

2) Расширять представления детей о прикладном искусстве народа Коми, учить видеть его красоту, неповторимость, понимать прикладной характер предметов (узорное вязание, ткачество, резьба по дереву и бересте, изготовление деревянной посуды,

3) Стремиться отражать в разнообразной деятельности (игре, изобразительном и ручном труде) знания о республике и её людях,

4) Прививать любовь к национальным художественным и музыкальным произведениям.

5)Воспитывать высокие патриотические чувства любви к родному краю

Этапы реализации проекта:

• Подготовительный

• Основной

• Заключительный

Ожидаемые результаты: Дети должны знать, как называется наша республика, район, село; чем знаменит; историю жизни коми народа; у детей должно сформироваться чувство гордости за свой город, край.

Проектвключает в себя такие образовательные области как: физическая культура, здоровье, безопасность, социализацию, труд, коммуникацию, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыку.

1 этап – подготовительный.

1. Постановка цели и задач.

2. Определение методов исследования.

3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.

4. Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной.

Проведение комплекса мероприятий по теме: «Наш Коми край»,включает в себя:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

Содержание

1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о Республике Коми.

2. Беседы «Наш Коми край», «Мое родное село».

3. Чтение коми пословиц и поговорок.

4. Чтение коми сказок

5.Дидактические игры: «Лото – коми орнамент»; «Собери целое»; «Подбери пару».

6. Подвижные игры коми народа

7.Непосредственно образовательная деятельность:

Познавательное «Наш Коми край».

Аппликации «Украшение рукавички элементами коми орнамента»

Рисование «Составление коми орнамента на носке» Лепка «Посуда из глины» Физическая культура «Игры-эстафеты»

8.Оформление альбомов: «Коми национальная одежда»; «Животный и растительный мир Республики Коми»; «Коми национальные музыкальные инструменты»

9. Изготовление музыкально дидактических игр коми «Разрезные картинки»; «Лото»

10. Экскурсия в краеведческий музей

11. Подбор раскрасок «Герои Коми сказок», «Национальный костюм».

12.Просмотр презентаций: «Коми народные игрушки»; «Коми национальная одежда»; «Посуда из дерева и бересты».

Работа с родителями:

1. Консультация «Воспитание любви к Родине».

2.Наглядная информация: «Приобщение детей к народным традициям»; «Особенности Коми сказок»; «Коми - народ Севера. Традиции, культура, обычаи».

3.Изготовление родителями вместе с детьми творческих работ: «Украсим варежки и шапочку красивыми узорами»; «Герои коми сказок». 4. Привлечение родителей для сбора материала в мини музей.

3 этап – заключительный.

Просмотр сценок на Коми языке с приглашением гостей

Деятельность по реализации проекта:

1 день – понедельник

«Наш Коми край»

Цель: ознакомление детейс коми краем и его народным искусством

Приветствие взрослых и детей в группе на коми языке

Настольные игры:

«Найди пару»

Цель: Учить детей находить пару с одинаковым коми орнаментом

«Домино»

Цель: Вовлекать детей в коллективную игру; закреплять названия коми орнаментов

Подвижная игра «Воробей»

Цель: Закреплять с детьми правила игры, ее текст.

ОО «Коммуникация»

Рассказ воспитателя на тему «Мое родное село»

Цель: обогащать представления детей о селе, его истории. Формировать представления о районе, Республике Коми.

2 – день вторник

«Коми народные игры и игрушки»

ОО «Физическая культура» - игры – эстафеты

Цель: 1.Развитие физических качеств: ловкости, быстроты реакции;

2.Развитие волевых качеств: упорства, стремления выполнить задание точно и быстро;

3. Воспитание «здорового» духа соперничества;

4. Воспитание умения сдерживать свои отрицательные эмоции.

Презентация «Коми народные игрушки»

Цель: обобщить знания детей о коми народных играх и игрушках, вызвать чувства радости, удовольствия, наслаждения от приобщения к его культурному наследию.

Шырон-пельосон / Мышь и угол / - мышка, мышка, дай мне угол, мышка, мышка, дай мне угол

Ичотик пышкай / Маленький воробей / - У маленького воробышка животик болит. Где ты был, где летал, маленький воробышек? У маленького воробышка головка болит. Где ты был, где летал, маленький воробышек?.

Пышкай / Воробей / - Прилетел к нам воробей и запел как соловей. – Эй ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Ошкысь / В медведя / - Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка, твою чернику собираем, твою бруснику выбираем, хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем…

3 – день среда

«Коми быт»

Цель: расширить представления о предметах национального быта: мебели (люлька, сундук, диван, орудиях труда (прялка, коромысло, силки, ошейник барана, одежде (малица, рукавицы, обуви (меховые бурки, пимы, тапочки-чуни).

Презентация «Коми национальная одежда», «Посуда из дерева и бересты»

ОО «Художественное творчество»/рисование/лепка/ аппликация/

Цель: - учить сотавлятьузоры по мотивам коми орнамента (геометрический орнамент, на разных материалах (бумага, ткань, дерево). Составлять узоры на разнообразных формах.

- учить лепить по представлению и с натуры знакомые предметы, передавая форму, пропорции, строение, характерные детали.

- учить использовать различные материалыи их сочетания (береста, ткань, мех, замша, и др.)

- воспитывать интерес и желание составлять узоры по мотивам коми орнамента, народно-прикладного искусства.

4 день – четверг

«Народные промыслы»

Экскурсия в краеведческий музей

Цель: приобщить детей к национальной культуре. Закрепить знания детей о флоре и фауне родного края. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать гордость за сохранение и приумножение национального достояния.

5 день – пятница

Приглашение гостей из Читаевской специальной-коррекционной школы интернат

Показ сценок на коми языке

В вечернее время:

1. Чтение коми народной литературы: Пера – богатырь», «Медвежьи няньки», «Как Пера – богатырь на войну ходил», «Лесной человек Яг – морт», «Про бедняка Момэта и богатого барина», «Царская милость», «Несговорчивый Петра», «Ёма и две сестры».

2. Слушание коми народные песни: «Руй-Руй», «Вотысьой да вотысьой», «Мича нывъяс», «Коми му», и др.

3.Дидактические игры: «Найди орнамент», «Чего не хватает?» и др

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

В нашем детском саду проводится целый ряд мероприятий, направленных на изучение и приобщение детей к Коми языку, культуре, историческому прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности.

К таким мероприятиям прежде всего можно отнести занятия «Коми- кыв, чужан -кыв», организованные педагогом Нестеровой Татьяной Дмитриевной. Совместная образовательная работа с детьми включает рассказ педагога, общение с детьми на Коми языке, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, использование дидактического материала, разучивание стихов, песен, игр на Коми языке.

Педагоги всех возрастных групп знакомят детей с декоративно - прикладным творчеством в непосредственно организованной деятельности с учетом возрастных особенностей.Художественное творчество: конструирование, ручной труд, рисование, лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы.

В ДОУ собрана небольшая (пока) коллекция национальных народных музыкальных и шумовых инструментов, которые используются на музыкальных занятиях, праздничных мероприятиях и на занятиях познавательного цикла.

Полученные впечатления от праздников,занятий дети отображают в разнообразной деятельности: изобразительной, конструктивной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.

Вся работа проводится при тесном сотрудничестве всех педагогов образовательного учреждения, родителей, музыкального руководителя. Ведется активное сотрудничество с детской библиотекой, с краеведческим музеем.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом.В дальнейшем мы планируем: 1) создать мини музей и экспонатами, мобилизуя творческий потенциал всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников; 2) продолжать работу по изучению с детьми Коми родного языка, традиций и обычаев народа.

Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют порой огромную роль в становлении личности.

Публикации по теме:

Консультация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» Предлагаю вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ по теме «Взаимодействие участников образовательных отношений в приобщении детей к социокультурным.

Сценарий праздника «Капустянский вечер». Приобщение детей к русским народным традициям . Цель: приобщить детей и их родителей к русским народным традициям, к радости коллективного сотворчества. Оформление. Русская изба: на.

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба»Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба» Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей " Русская изба" После новогодних праздников наступает пора новогодних гуляний. Одной.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею - единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуры» Информационная карта Название проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуре» Автор проекта: Хопкина.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9». Продолжительность:.

Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет)Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Приобщение детей к национальным культурным традициям В НАШЕ ВРЕМЯ РАСТЕТ ИНТЕРЕС К ОСМЫСЛЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ национальных культурных традиций. Приобщение к ним детей обеспечивает связь поколений,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 12:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 июля. День Красной Шапочки на МААМ

Сегодня Франция отмечает свой национальный праздник — День взятия Бастилии. Предлагаем присоединиться к празднованию и уделить внимание сказочной теме Франции. История про девочку в красной шапочке и ее...

14 июля. День рек и озёр на МААМ

В жаркие июльские деньки лучшее место, где только можно оказаться – это живописный берег прохладной реки или озера. Сегодняшний тематический день посвящаем актуальной теме пресноводных водоёмов. Учим...

Мастер-класс по аппликации «Хамелеон»
Для выполнения аппликации нам понадобится:картон -зеленый с рисунком, зеленый, желтый;цветная бумага розового, желтого, черного, белого, красного цвета,...
«Парусник» из скорлупок грецкого ореха для творческих игр с водой своими руками
Изготовление данной игрушки предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: Учить детей конструировать поделку из природных...
Реализация плана мероприятий к Дню Цветика-семицветика в старшей группе
Знакомая всем сказка В. Катаева "Цветик-семицветик" очень нравится и нашим ребятам. Мы решили посвятить этому произведению всю первую половину дня. Чем...