Сивохина Татьяна Сергеевна
Проект «В гостях у сказки и природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации проекта : 1 год
Тип проекта : долгосрочный, познавательно – исследовательский.
Участники проекта :
1. Воспитанники группы.
2. Воспитатели группы.
3. Родители детей группы.
Актуальность темы:
В современном мире, на первое место встала проблема экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Люди отгородились стенами от природы и потеряли связь с ней. На данный момент активно ведется природоохранная деятельность, но тем не менее экологическая обстановка требует к себе особого внимания. Чтобы наладить работу по защите природы, необходимы не только грамотные специалисты, но и грамотность каждого человека в отдельности. Все это говорит о необходимости усиления внимания к экологическому воспитанию в образовательных учреждениях.
Публикация «Проект „В гостях у сказки и природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Начинать работу по формированию экологической культуры необходимо именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основные ценности. А. Н. Леонтьев дает следующую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения». Отсутствие у детей знаний о природе, становиться причиной жестокого обращения к животным. Если гуманное отношение к природе не воспитано в детстве, то его уже не пробудить никогда.
В ДОО, необходимо создавать среду, где ребенок сможет наблюдать за явлениями и событиями, проводить эксперименты, делать выводы и самостоятельно обнаруживать взаимосвязь живой и неживой природы, ее законы. Именно на наблюдения и эксперименты делается основной упор у дошкольников, так как в этом возрасте характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление.
Для ознакомления детей с природой воспитателю необходим большой запас знаний, чтобы сделать занятия более интересными. В. А. Сухомлинский говорит: «Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать. Самый несмелый и застенчивый становится здесь пытливым мыслителем».
Как заинтересовать детей? Как приблизить ребенка к пониманию проведенного эксперимента? В этом поможет сказка. Б. Бетельхейм сравнивая сказку с рассказом из реальной жизни, приходит к парадоксальному выводу: реалистический рассказ, особенно если в нем есть причинно – следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он их не понимает. Еще В. А. Сухомлинский в своей работе: «Сердце отдаю детям» говорил: «Без сказки окружающий мир превращается для ребенка в красивую, но все же нарисованную на холсте картинку; сказка заставляет эту картинку ожить.»
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Цель: познакомить детей с миром природы используя сказки народов мира.
Задачи:
1. учить детей слушать сказку и понимать ее смысл.
2. Развивать внимание, находя в сказке моменты, которые можно исследовать.
3. воспитывать любовь к художественной литературе и окружающему миру.
Гипотиза: Разработанный комплекс мероприятий повышает количество детей, проявляющих высокую познавательную активность и интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности. Повышает качество экологического образования.
Практическая значимость: Полученные данные могут быть использованы в работе воспитателей ДОО по формированию элементарных представлений у детей о природе. Расширяется представление о художественной литературе и жанре – сказка.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
2. Расширение представлений детей о природе.
3. Расширение представлений у детей о жанре - сказка.
Формы работы:
1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
2. Организация совместных с родителями мероприятий;
3. Организация мероприятий для младших дошкольников;
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление пособий, для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы занятий.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
Оборудование:
1. Книги со сказками (приложение).
2. Оборудование для проведения экспериментов и наблюдений.
Основные этапы реализации проекта :
1. Организационный этап.
Предварительная работа:
1. Постановка проблемы и разработка проекта.
2. Изучение методического материала по теме.
3. Подбор иллюстраций по теме.
4. Подбор и разработка дидактических игр.
5. Разработка консультаций для родителей.
6. Подбор сказок.
7. Организация предметно-развивающей среды.
II. Основной этап.
Этап реализации проекта.
На этом этапе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами сказки. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием самостоятельной экспериментальной деятельности.
III. Заключительный этап.
1. Воспитатель готовит презентацию по деятельности конкретного проекта.
2. Проводится оценка результатов, мониторинг детей;
3. Подведение итогов.
Месяц Тема Цель Материалы и оборудование
сентябрь Что мы можем Выявление уровня накопленных знаний у детей о природе Вопросы для детей в игровой форме. Наглядное пособие.
Безопасность Дать детям представление о правилах безопасности во время проведения экспериментов и наблюдений Наглядное пособие. Иллюстрации.
октябрь Опыт № 1 «Невидимые жители»
по сказке : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель эксперимента: познакомить детей с микроскопическими существами, живущими в воде. Материалы и оборудование: микроскопы, пластиковые стаканчики, пробы воды (из водопровода, лужи, аквариума, пипетки.
Опыт № 2 «Нефтяная речка»
по сказке «Жила – была река» Цель: формировать представление о том, как сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды. Материалы и оборудование: пластиковый контейнер с водой, пластиковая трубочка, прищепка, растительное масло.
ноябрь Опыт № 3 «Свалка и дождь»
по сказке «О доброй земле» Цель: сформировать представление о проникновении в почву загрязняющих веществ. Материалы и оборудование: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц без иголки, лейка с водой, чернила.
Опыт № 4 «Тает, тает лед»
по сказке «Заюшкина избушка» Цель эксперимента: знакомить детей со свойствами льда как одного из состояний воды. Материалы и оборудование: лупы, формочки со льдом, прозрачные стаканы, теплая и холодная вода.
декабрь Опыт № 5 «Ледяные парусники»
по сказке «Мама для мамонтенка» Цель: Дать детям представление о том, что лед легче воды, может плавать. Материалы и оборудование: ванночки прямоугольной формы, кусочки льда с закрепленными на них парусами.
Опыт № 6 и 7 «Облако водяного пара», «Зависимость таяния снега от температуры»
по сказке «Снегурочка» Цель: дать детям представление об агрегатном состоянии воды – пар. Материалы и оборудование: электрический чайник, удлинитель, вода, крышка от кастрюли.
январь Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега от температуры воздуха. Материалы и оборудования: снег, блюдца.
Опыт № 8 «Что выше – температура снега или температура воздуха» по сказке «Зачем зимой снег» Цель: формировать представления о свойствах снега.
Материалы и оборудование: уличный термометр, фломастер.
февраль Опыт № 9 «Греет ли шуба»
по сказке «Лисичка – сестричка и волк» Цель: дать детям представление о том, как удержать тепло. Материалы и оборудование: 2 мороженых в бумажных стаканчиках, блюдце, полотенце, шуба (изделие из меха).
Наблюдение № 10 «Мы посеем, мы посадим»
по сказке «Джек и бобовый стебель» Цель: формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений.
Материалы и оборудование: лупы, почва, 4 прозрачные емкости, пророщенные бобы, сухие бобы, лейка с водой.
март Наблюдение
№ 11
«Мы посеем, мы посадим»
по сказке Дюймовочка» Цель: формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений.
Материалы и оборудование: лупы, почва, 2 прозрачные емкости, 2 луковицы тюльпанов, лейка с водой.
Опыт № 12 «Для чего корешки»
по сказке «Мужик и медведь» Цель: формировать представления о свойствах растений.
Материалы и оборудование: черенок бальзамина или герани с корешками, прозрачная емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка, маркер.
апрель Опыт № 13 «Как вода движется к листьям»
по сказке «Все живое нуждается в воде» Цель: проверить, как вода попадает к листьям растений.
Материалы и оборудование: Стеклянный сосуд с подкрашенной пищевым красителем водой, маркер, черенок бальзамина, лупа, нож.
Опыт № 14 «Волшебство из глины»
по сказке «Глиняная сказка» Цель: формировать представления у детей о различных состояниях глины.
Материалы и оборудование: сухая глина, вода, дымковские игрушки, подносы.
май Опыт № 15 «Волшебный песок»
по сказке «"Волшебник Кукумба в песочной стране" Цель: формировать представления у детей о различных состояниях песка.
Материалы и оборудование: лупы, песок, вода, подносы.
Наблюдение № 17 «В каком виде почвы вырастет растение»
по сказке «Репка» Цель: формировать представления о видах почвы.
Материалы и оборудование: емкости с землей, песком, камешками, семена.
июнь Опыт № 18 «Превращение картофелины»
по сказке «Жадный хозяин»
Цель: формировать представления о свойствах соленой воды.
Материалы и оборудование: 2 емкости с водой, поваренная соль, маленькая картофелина, ложка.
Опыт № 19 «Молочная история»
по сказке «Сказка про молоко, корову и серого котика» Цель: формировать у детей о развитии и размножении бактерий в питательной среде.
Материалы и оборудование: лупы, прозрачные пластиковые стаканчики, молоко, скисшее молоко, кефир, пластиковые ложки.