Лучший педагог года

Проект «Профилактика вредных привычек»

Татьяна Николаевна Никитина
Проект «Профилактика вредных привычек»

Введение

В настоящее время в нашей стране наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности, преступности и количества детей, подверженных вредным привычкам.

Вредные привычки и их последствия – это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Наиболее активно поднимают ее люди, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Дети младшего дошкольного возраста и подростки представляют собой группу повышенного риска.

Публикация «Проект „Профилактика вредных привычек“» размещена в разделах

Вредными считаются те привычки, которые мешают человеку жить полноценной жизнью, не дают ему возможности реализовать себя как личность. Иметь их – это значит всегда идти по пути наименьшего сопротивления, что, конечно, гораздо проще, чем добиваться хорошего, преодолевая множество преград и делая усилия над собой. В человеческом багаже немало вредных привычек, но среди них есть пристрастия особые: пагубная тяга к алкоголю, курению, токсическим веществам, наркотикам.

Особое внимание специалистов привлекает проблема злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Это объясняется ее особой актуальностью – распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.

Сравнительный анализ показателей наркологичекой заболеваемости детей и населения в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди детей был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемость токсикоманией – в 8 раз. Дети злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11, 4 раза чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное «омоложение» детей, имеющих вредные привычки. Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени подверженность вредным привычкам касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально – этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой.

Современная жизнь добавляет все новые проблемы. Развитие общества, достижения человеческого ума приносят не только положительные результаты, но и новые проблемы. В результате появления компьютера, интернета, мобильного телефона появились «новые» вредные привычки – интернет-зависимость, кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр, телемания.

В настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении проблемы вредных привычек. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро.

Основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Добиться таких результатов возможно только при проведение профилактики вредных привычек среди детей и их родителей. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться!

Влияние вредных привычек на организм подростка

Алкоголизм - это вредная и страшная привычка. Привыкание к алкоголю происходит незаметно как для пьющего, так и для окружающего, и заканчивается хроническим алкоголизмом, создающим в семье тяжелый психологический климат, который оказывает непоправимое отрицательное влияние на детей, их воспитание и здоровье. Особенно недопустимо привлекать и приучать детей и подростков к алкоголизму. Привыкание детского организма к алкоголю происходит быстро.

Алкоголь - яд для организма. Отсюда головные боли, рвота. Но если человек вовремя не сможет остановиться, то наступает привыкание. Привычка переходит в болезнь, при которой организму алкоголь уже про-сто необходим. Большой урон наносит алкоголь в любой сфере нашей жизни. Этот страшный урон начинается со здоровья. Вернее, с нездоровья человеческого организма. Страдает деятельность всех внутренних органов (гипертония, болезни сердца, язва, цирроз печени и т. д.). Сначала страдает желудок (разрастание клеток слизистой, затем атрофия, ведущая к алкогольному гастриту и язве желудка). Печень, постоянно нейтрализующая алкоголь, постепенно разрушается. Часть клеток гибнет, вместо них появляется соединительная и жировая ткань. Затем гепатит и усыхание - цирроз (боли в правом подреберье, тяжесть, снижение аппетита, тошнота после еды, отрыжка, а по утрам рвота слизью). Одна треть людей, принимающих алкоголь систематически, страдают циррозом печени. Клетки детской печени особенно чувствительны. Спазм сосудов сердца и мозга - таков результат приема алкоголя (пьющие умирают в 20 раз чаще). Из-за перерождения сердечной мышцы - сердцебиение, слабость, одышка. Результат поражения сосудов - склероз. При употреблении большого количества пива - дистрофия сердечной мышцы или «бычье» сердце.

Алкоголь влияет отрицательно и на половые железы. Снижается выработка половых гормонов, что приводит к преждевременному старению и нарушениям половой функции. Организм, получающий с раннего возраста алкогольные дозы, не может вырасти здоровым.

Курение табака приравнивают к наркоманиям. Благодаря никотину (веществу, которое обладает специфическим действием на вегетативную нервную систему) человек испытывает своеобразное эйфорическое состояние.

Курение отрицательно влияет: на нервную систему; мозговое вещество надпочечников; артериальное давление; дыхательный центр; привратник желудка (вызывает спазм, нарушается секреция желудочного сока); ритм сердечных сокращений.

Из всех веществ табачного дыма 30 особенно вредны (бензопирены, которыми богат табак, провоцируют перерождение тканей, возникновение опухолей). При курении особенно страдает сердечно-сосудистая система (может возникнуть спазм коронарных сосудов, а длительный спазм ведет к инфаркту). Подвержены изменениям и другие сосуды (развивается атеросклероз). Нарушение питания подкожных сосудов ведет к преждевременному старению и желтой коже лица. Воспаляется также слизистая оболочка трахеи и бронхов. Образуется застой слизи в легких, что приводит к постоянному кашлю. Иммунитет у курильщиков ослаблен. 80% курящих страдают одной из форм заболевания легких. По статистике до 4 млн человек в мире умирает ежегодно от табака.

Так как у подростков легкие еще не сформированы, они особенно страдают от курения. У молодых курильщиков ухудшаются процесс запоминания и внимание. Нарушаются работоспособность, зрение, слух, обоняние.

Личный пример старших и так называемое пассивное курение вовлекают детей в это пагубное пристрастие. Некурящие вдыхают 50% дыма во время курения другими людьми. В результате получается, что из 10 выкуренных в помещении сигарет одна приходится на пассивного курильщика. А нахождение в течение часа в накуренном помещении приравнивается к 4 выкуренным сигаретам. «Пассивные курильщики» страдают от головной боли, головокружений, аллергии. И особенно опасно, если этими «пассивными курильщиками», являются дети. Они чаще утомляются, их сердцебиение учащается; работоспособность резко понижается. Причиной курения является и желание продемонстрировать взрослость и независимость.

Токсикомания - это злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические лекарственные вещества, которые вызывают привыкание и зависимость. К токсическим веществам относятся летучие вещества наркотического действия (бензин, клей, химические растворители). В большинстве случаев при токсикомании отмечаются те же явления наркотической зависимости, но степень выраженности их меньше, хотя они также приводят к нарушению физического и психического здоровья. Токсикомания характерна для детей с 9 до 16 лет. Большинство из них вылечивается, но имеет заболевания, меньшинство – становится алкоголиками и наркоманами.

Токсикомания приводит к разным осложнениям в организме - токсическое поражение печени, гибель клеток головного мозга и энцефалопатии, частые пневмонии, язвы на слизистых оболочках рта и дыхательных путей, постоянный насморк, носовые кровотечения, мочекаменная болезнь.

Наркомания – это тяжелейшее заболевание, приводящее к серьезным расстройствам здоровья, инвалидности, распаду личности и смерти в молодом возрасте.

Прием наркотика становится более регулярным. Пропадает депрессия, улучшается настроение. Но все это только на время. А хочется подольше побыть в состоянии эйфории. Да и организм уже начал настраиваться на регулярное наркотическое опьянение. Для него это становится нормой. Так человек попадает в зависимость.

Одни наркотики считаются более сильными, другие - менее. Но беда заключается в том, что, начав с них, человек чаще всего жаждет все новых ощущений и переходит к более сильным наркотикам. А это приводит к гибели более 34 тысяч человек в России ежегодно. Наркотическая зависимость может наступить уже через 3-7 дней приема. А если это длится в течение 20 дней, то в большинстве случаев наступает 100%-ная зависимость. Жизнь наркоманов коротка - 3-5 лет, не более. А смертность среди юных наркоманов увеличилась за последние годы в 42 раза. Ведь появляются новые наркотики со все усиливающимся эффектом. Например, силобицин, который готовят из грибов-галлюциногенов. Действие 1 г этого наркотика приравнивается к 10 г героина.

На первой стадии заболевания возникает стойкая психическая зависимость, появляется психический дискомфорт. На второй стадии происходит поражение головного мозга, возникают психические изменения, которые характеризуются деградацией личности, падением работоспособности, сужением круга интересов.

По мере развития болезни наступает время, когда нервная система не способна выполнять свои функции без наркотика.

Человечество не может оставаться на месте. Прогресс, движение вперед - это норма его жизни. Человеку не уйти ни от нового, ни от появляющихся в связи с этим проблем. Новые компьютерные технологии не могли не оказать влияния на людей, на их успехи, здоровье, психику. Сначала шел процесс адаптации. Затем компьютер стал предметом пов-седневного пользования.

Если компьютер используется в полезных целях - хорошо. А если он лишает человека нормального живого общения? Если вторгается в сферу здоровья и оказывает на него отрицательное воздействие? Возникает компьютерная зависимость. Зависимость от игр для компьютеров и мобильных телефонов велика. Родители всего мира бьют тревогу. Игромания (психическая зависимость от компьютерных и других видов игр) все больше вторгается с сферу физического и психического здоровья человека. Тревожность и агрессивность, тяга к получению энергетической «подпитки», прильнув к монитору характеризуют игромана.

От чрезмерного увлечения компьютером падает зрение, дети становятся вялыми, малоподвижными или, наоборот, впадают в депрессию. Отрицательно это сказывается и на формировании растущего, еще не окрепшего организма. Последствия связаны даже с проблемами в половой сфере.

Компьютерная зависимость - это болезнь. Каждый родитель должен прежде всего знать симптомы компьютерной зависимости.

• Дети проводят за компьютером большую часть своего свободного времени. Некоторые из них доводят это время до 6-10 часов в сутки.

• Уход от друзей реальных к виртуальным - это тоже один из признаков зависимости.

• Когда родители все-таки замечают, что игра становится для ребенка смыслом и содержанием его жизни, они налагают запрет на чрезмерное увлечение. Если в подобной ситуации ребенок не просто расстроен, а очень тревожен и даже агрессивен, то из этого следует, что его уже коснулась проблема компьютерной зависимости.

• Могут начаться обман, пропуски школы, потеря интереса к ранее любимым занятиям, постоянное требование денег на покупку новых игр или дополнительную не предусмотренную семейным бюджетом, оплату Интернета - все для того, чтобы посидеть лишний раз за компьютером, коснуться своего мнимого могущества в виртуальном мире.

• Иногда, в процессе игры, ребята настолько начинают отождествлять себя с виртуальными героями, что начинают всерьез беседовать с ними и даже с самими собой.

• Если ребенка игра захватывает до такой степени, что он, бывший чистюля, уже не обращает внимания на свой внешний вид и личную гигиену, а порой забывает даже поесть, знайте, что это тоже тревожный симптом.

• Если для улучшения настроения ребенок использует видеоигры, то болезнь уже рядом.

Профилактика вредных привычек

Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т. к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.

Проведение профилактических мероприятий должно стать неотъемлемой часть воспитательного процесса в каждой школе. Такие мероприятии в целом способствуют сохранению жизни, здоровья и психического благополучия школьников, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера препятствующему началу экспериментирования с вредными привычками.

В настоящее время проводятся основные виды профилактики вредных привычек :

• Работа с родителями,

• Воспитательно – педагогическая работа с учащимися,

• Органиационно – методическая работа по предупреждению вредных привычек.

В школе есть учащиеся с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение – это одна из основных форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, токсические вещества, наркотики) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Учитывая злободневность проблемы в обществе, в Шаховской школе-интернате и в коллективе 7 класса, мною был разработан проект «Профилактика вредных привычек», и внедрен в практику.

Цель проекта : воспитание здорового образа жизни и активной жизненной позиции учащихся.

Задачи проекта :

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• воспитание человека, который бережет свое здоровье и здоровье окружающих;

• формирование навыков общения и способности оценивать свое поведение и нести ответственность за свои поступки;

• обучение ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников;

• ознакомление с причинами злоупотребления токсических веществ, наркотиков, никотина, алкоголя;

• формирование у обучающихся осознанно – отрицательное отношение к наркотикам, токсическим веществам, сигаретам, алкоголю, киберзависимости.

Участники проекта : учащиеся 7 класса, классный руководитель, родители, школьный педиатр, педагог – психолог.

Подготовительная работа: анкетирование, составление плана проекта, подбор литературы по теме, консультации по подготовительной работе со специалистами, согласование вопросов с психологом, разработка мероприятий.

Длительность проекта : четыре месяца (сентябрь - декабрь 2018 – 2019 учебного года).

Этапы деятельности классного руководителя в данном проекте :

I. Диагностико – аналитический этап (анкетирование).

II. Планирование воспитательного процесса по проекту.

III. Организация воспитательной работы с учащимися и родителями по профилактике вредных привычек.

IV. Выводы по результатам проделанной работы по реализации проекта.

Первый этап проекта. В начале учебного года были проведены диагностика и анкетирование (приложение 1) классного коллектива.

Критерии диагностики:

1. изучение личности каждого учащегося (оценка уровня воспитанности личности).

2. изучение характера классного коллектива (оценка уровня воспитанности коллектива).

3. анализ семейного воспитания каждого ребенка.

Анкетирование проводится с целью получения информации о вредных привычках школьников, а именно о формировании привычек курить, употреблять наркотические, токсические вещества, алкоголь, злоупотреблении компьютером; выявления роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию о владении теоретическими сведениями по данному вопросу; дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников; помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей; дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Второй этап проекта – составление плана (приложение 2). План составляется, опираясь на результаты анкетирования и диагностики каждого ученика и всего классного коллектива. В плане проекта акцентировалось внимание на воспитание здорового образа жизни учащихся и профилактику вредных привычек.

Третий этап проекта – организация учебно – воспитательной работы с учащимися и родителями по проекту «Профилактика вредных привычек».

Все мероприятия проходили в разнообразных методических формах. Это классный час, урок – игра, сюжетно – ролевая игра, викторина, беседа, индивидуальная беседа, конкурс, встреча, ситуативный практикум.

Велась просветительская работа среди родителей о пагубном влиянии вредных привычек на детский организм с целью привлечь родителей к профилактической работе по предупреждению вредных привычек (приложение 3). С целью выявления игровой и компьютерной зависимости среди детей было проведено анкетирование родителей (приложение 4).

На внеклассных занятиях выполнялись поставленные цели и задачи: образовательные, воспитательные, коррекционно – развивающие.

Четвертый этап проекта – выводы по результатам проделанной работы по реализации проекта.

Критерии эффективности проекта :

1. Самооценка деятельности классного руководителя.

2. Самооценка деятельности педагога – психолога.

3. Самооценка деятельности педиатра.

4. Количественное сравнение учащихся (отношение к вредным привычкам) до осуществления данного проекта и после реализации проекта :

• по анкетированию,

• по заключениям и рекомендациям специалистов,

• по наблюдениям за поведением учащихся.

5. Отзывы родителей учащихся.

В декабре было проведено повторное анкетирование среди учащихся 7 класса. Сравнивая данные анкетного опроса до осуществления (рис. 1) и после реализации проекта (рис. 2) и учитывая оценку эффективности проекта, была выявлена положительная динамика (рис. 3) :

• На 2 человека меньше стало употреблять токсические вещества,

• 4 учащихся перестали курить. Несколько человек задумались о вреде курения и курить стали меньше, а со временем решили покончить с курением,

• 2 школьника сделали вывод, что алкоголь – это яд для организма и употреблять его нет необходимости,

• 5 учащихся решило использовать компьютер и Интернет только для обучающих целей.

Рис. 1. Данные анкетного опроса школьников (сентябрь 2018г.)

Рис. 2. Данные анкетного опроса школьников (декабрь 2018г.)

Рис. 3. Результаты эффективности проекта.

Профилактика вредных привычек в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Опыт работы над проектом «Профилактика вредных привычек» показывает, что в 7 классе Шаховской школе-интернате удалось организовать учебно-воспитательные мероприятия с целью профилактики вредных привычек.

В моем проекте главный акцент сделан на то, как помочь ребенку избежать наркотиков, токсических веществ, употребления сигарет, алкогольных напитков, использование компьютера и Интернета в разумных целях; и пропагандирование здорового образа жизни.

Если ребенку ничего не рассказывать о токсических, наркотических веществах, никотине, алкоголе, о негативном влиянии на организм чрезмерного использования компьютера, мобильного телефона, то ребенок может предполагать, что это безвредно для здоровья и разрешено для использования.

Педагогика как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности.

Многие ученые – теоретики и практикующие педагоги сходятся во мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности.

Дети прекрасны, однако, воспитание их – нелегкий труд. Воспитание ребенка – это наиболее важная миссия из всех, которую каждый из нас будет когда – либо иметь в нашем обществе. Это трудная, но необходимая работа.

Мы (педагоги) и родители должны помочь детям научиться вырабатывать разумные решения и наслаждаться безопасным, здоровым и счастливым детством и юностью. Работа педагога основана на понимании, терпении, любви и практике!

Публикации по теме:

Фотоотчет «День рождения полезных привычек»Фотоотчет «День рождения полезных привычек» Проведена акция,приуроченная неформальному празднику,который отмечается 9 сентября. Задачи-привлечение педагогов и родителей к вопросу.

Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке «Ищем вредных насекомых»Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке «Ищем вредных насекомых» Цели: - продолжать развивать у детей навыки поисковой деятельности; - побуждать к поисковой деятельности; - формировать элементарные.

Классный час «Мы за мир без вредных привычек» для 8–9 класса Классный час «Мы за мир без вредных привычек» (8-9 класс) Девиз классного часа: Без вредных привычек по жизни иди, Здоровье свое и других.

Конспект литературного праздника «Лучший выдумщик вредных советов» (К 70-летнему юбилею Григория Остера) Литературный праздник «Лучший выдумщик вредных советов» (К 70-летнему юбилею Григория Остера) Цель: развитие познавательного интереса.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка» Консультация для родителей на тему: "Воспитание привычек у ребенка" Подготовила воспитатель: Маланина Т. Н. Особая трудность воспитания.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками.

Практико-ориентированный проект «Здоровая семья-здоровый ребенок» (профилактика младенческого сиротства) практико-ориентированный проект Здоровая семья – здоровый ребёнок» Автор: Коткова Елена Валентиновна, педагог-психолог высшей кв. категории.

Проект «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» (младший дошкольный возраст) Тема: Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Актуальность: Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать.

Воспитание привычек у дошкольника Воспитание привычек у дошкольника Подготовила: Багно Е. Н., воспитатель С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений.

Занятие по профилактике вредных привычек в форме ток-шоу «Пусть говорят» Занятие по профилактике вредных привычек. Ток-шоу «Пусть говорят» на тему «Учусь говорить нет» Психолог: Добрый день! В эфире программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Профилактика вредных привычек»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 23:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД