Лучший педагог года

Практико-ориентированный проект «Здоровая семья-здоровый ребенок» (профилактика младенческого сиротства)

Елена Коткова
Практико-ориентированный проект «Здоровая семья-здоровый ребенок» (профилактика младенческого сиротства)

практико-ориентированный проект

Здоровая семья – здоровый ребёнок»

Автор:

Коткова Елена Валентиновна,

педагог-психолог высшей кв. категории

МБОУ ДО ЦППМиСП «Контакт»,

руководитель Школы приёмных родителей

Введение

Беременность является своеобразным фактором риска для неокрепшей молодой семьи : изменяется самоощущение женщины, супружеские отношения, рождение ребёнка требует значительных финансовых затрат. Материнство для современной женщины не всегда занимает ведущую роль в иерархии ценностей. Гормональные перестройки организма беременной женщины ведут к эмоциональной нестабильности и частым депрессиям, что приводит к ухудшению супружеских отношений. Возникает замкнутый круг, так как «коммуникационная проблема» в семье, в свою очередь, ещё больше ухудшает психическое состояние беременной. Дополнительные сложности возникают в неполных семьях, и в семьях групп социального риска.

Публикация «Практико-ориентированный проект „Здоровая семья-здоровый ребенок“ (профилактика младенческого сиротства)» размещена в разделах

Родителей маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощью к детскому врачу. Доктор занимается диагностикой и лечением различных заболеваний. Но, для того, чтобы ребенок успешно развивался, необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир. С момента рождения малыша наиболее важными для него являются его родители, во взаимодействии с которыми и развивается его личность. Но многие родители вынуждены отказываться от ребенка и передавать его в учреждения социальной защиты из-за неуверенности в том, что смогут преодолеть различные трудности (педагогического, психологического, материального или какого-то иного плана, которые связаны с будущей жизнью ребенка в обществе.

Таким образом, назрела острая необходимость в создании и реализации программы активного выявления дисфункциональных семей, ожидающих рождения ребёнка, способов формирования у них мотивации на дальнейшее воплощение своей родительской роли и самореализацию себя в ней как личности.

Перспективная цель проекта : профилактика социального сиротства, предотвращение попадание ребенка в государственные учреждения.

Цели:

1. Раскрытие потенциала семьи для полноценного развития ребенка в возрасте от 0 до 7 лет.

2. Привлечение родителей к активному участию в жизни ребёнка.

Задачи:

• Повышение родительской компетентности

• Создание особой терапевтической среды в микро и макросоциуме, в которой мог бы осуществляться процесс перестройки семейной системы, связанной с рождением ребёнка.

• Реализация поддерживающих и реабилитационных программ для сохранения семьи и предотвращения явления социального сиротства.

Актуальность проблемы

Работая с семьями на протяжении долгого времени, мы убедились в уникальности проблем каждой семьи, в необходимости индивидуального подхода в оказании помощи. В центре в настоящий момент действуют различные формы работы с семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию: служба социально-психологического сопровождения семей, школа приёмных родителей, родительский клуб, клуб «Молодая мама», группы раннего развития для детей от 1 до 7 лет.

Но, чем глубже мы вникали в проблемы семьи, тем больше убеждались в назревшей необходимости разработки проекта, нацеленной на профилактику, то есть вмешательство в ее проблемы на ранней стадии, пока проблемы семьи и ребёнка ещё не получили своего развития.

Отличительной особенностью этой программы является то, что в ней важная роль отводится не только профессионалам, но и самим родителям.

Целевые группы

Семьи с маленькими детьми (от 0 до 7 лет) и семьи ожидающие ребёнка, находящиеся под влиянием разнообразных проблем:

• педагогических (из-за отсутствия родительских навыков)

• социальных (в результате потери работы одним или обоими родителями)

• медицинских (родители с ограниченными возможностями и инвалиды)

• психологических (матери-одиночки, молодые родители (студенты, малолетние матери, родители или дети в конфликте с законом, выпускники государственных интернатных учреждений, бездомные, беженцы и т. д.)

Описание программы

Программа раннего вмешательства - семейно-центрированная, основная роль в ней отводится не специалисту, который что-то будет делать с ребенком, а родителям, которым нужно рассказать о том, как им лучше взаимодействовать со своим ребенком и каким образом строить повседневную жизнь. В этой программе работают вместе специалисты различного профиля : и доктора, и психологи, и педагоги.

Программа не имеет четкой ориентировки на возраст ребенка, кроме заданного возрастного диапазона. Реализация программных задач зависит от индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка, состояния детско-родительского взаимодействия, уровня конструктивного взаимодействия с родителями, наличия у ребенка или родителей дополнительных обстоятельств (например - состояния здоровья родителей или ребенка). Длительность программы зависит от ее результативности, т. е. от достижения поставленных целей.

Прием ребенка в программу производится по решению родителей. В программу может быть включена семья, имеющая ребенка от 0 до 7 лет.

В работу с ребенком и семьей в рамках программы могут быть вовлечены от одного до нескольких специалистов (по мере необходимости). При этом ребенок и родители могут посещать учреждение от одного раза в месяц до 5 раз в неделю.

Для каждой семьи определяется координатор - специалист, отвечающий за составление и реализацию индивидуального плана работы с ребенком и семьей. Он привлекает других специалистов (психолог, специалист по социальной работе, логопед, дефектолог, акушерка, патронатная сестра, невропатолог, педиатр, психоневролог, юрист и другие специалисты., сотрудничает с ними, реализует все основные компоненты плана.

Координатор составляет индивидуальный план работы с ребенком и семьей на основании консультации родителей и данных обследования.

Методы и формы работы в рамках программы

В работе с семьями в рамках программы мы используем различные формы: индивидуальные занятия, минигрупповые и групповые занятия, консультации специалистов, психоконсультационные беседы с ближайшим окружением, сетевые встречи, терапевтические занятия и др.

При обследовании ребенка и семьи специалисты используют сбор анамнеза, анкетирование, активное слушание, непосредственное наблюдение за ребенком в игре, опросники и тесты, различные графические техники.

Партнерские отношения с родителями подкрепляются техниками конструктивного диалога, тренингами, супервизией за ходом детско-родительско игрового взаимодействия, обучением родителей в ходе игры специалиста с ребенком.

В работе используются техники развития общения, игровая терапия, коррекционно-развивающие занятия с ребенком, терапия материнской любовью Б. З. Драпкина, различные варианты арт-терапии: музыкальная, театральная, изобразительная и т. д.

Индивидуальное занятие со специалистом длится от сорока минут до одного часа, и проходит с периодичностью в диапазоне от одного раза в месяц до двух-трех встреч в неделю, в зависимости от индивидуальных нужд сопровождаемой семьи.

Параллельно с занятиями родителям предлагаются сопутствующие консультации, на которых можно обсудить динамику индивидуальной работы и перспективы развития ребенка, скорректировать, в случае необходимости, индивидуальный план работы с семьей, оказывать родителям необходимую информационную и психотерапевтическую поддержку.

Краткое содержание программы

Программа состоит из трех основных разделов:

1. Личностное развитие матери (развитие Я-концепции, социальное развитие).

2. Взаимодействие в семье (уважительное отношение между членами семьи, безусловное принятие ребенка, эффективная коммуникация членов семьи с ребенком, помощь и эмоциональная поддержка ребенка, навыки игрового взаимодействия взрослых с ребенком, позитивный стиль бытового взаимодействия взрослых с ребенком).

3. Психокоррекция и психопрофилактика (преодоление неконструктивного и проблемного поведения, аффективных расстройств, коррекция идей и отношений, психопрофилактика).

Все разделы программы имеют одинаковую ценность, однако индивидуальный состав задач и их приоритетность в рамках плана работы с семьей и ребенком определяются данными обследования, запросами родителей и мнением координатора.

Первичный индивидуальный план работы с семьей может дополняться и претерпевать изменения по ходу работы в результате интерактивного взаимодействия всех участников его реализации (ребенка, специалистов, родителей, других членов семьи и т. д).

Этапы организации работы с семьей в рамках программы

№ Мероприятия Исполнители Срок

I. Этап. Сбор информации, позволяющей выявить и всесторонне изучить проблемы ребенка и семьи.

1. Первичная беседа. Установление контакта. Психолог, соц. работник При поступлении, срок индивидуален для каждого конкретного случая

2. Медицинское обследование Врач, педиатр 10-14 дней.

3. Первичная психодиагностика ребенка. Психолог В течение недели

4. Речевое обследование Логопед, дефектолог В течение недели

5. Изучение психологической ситуации в семье, психологический анализ биографической информации. Психолог В течение месяца

6. Мини-сетевая встреча с окружением. Психолог, спец. по соц. работе По возможности 10-14 дней

7. Консультация у психоневролога Психолог При необходимости 10-14дней

8. Составление индивидуального плана реабилитации ребенка и семьи в целом. Психолог, врач, логопед совместно с др. специалистами На 10-14 день

9. Обсуждение и утверждение плана реабилитации, координация работы центра с различными структурами Консилиум На 10-14 день

II. Этап. Реализация индивидуального плана реабилитации: лечение, психокоррекционная и развивающая работа с ребенком, и членами семьи.

1. Восстановление здоровья ребенка Врачи, медсестра, невропатолог, узкие специалисты В зависимости от состояния

2. Индивидуальные занятия, направленные на коррекцию психических процессов ребенка (исходя из результатов диагностики). Психолог, логопед-дефектолог, психоневролог, психотерапевт В зависимости от выраженности проблем

3. Индивидуальные занятия на коррекцию артикуляции Логопед В зависимости от выраженности дефекта

4. Групповые занятие на коррекцию и развитие речи. Логопед По необходимости

5. Групповые занятия (арттерапия, игротерапия, психогимнастика, тренинги и др.) Психолог По необходимости

6. Реабилитация психоэмоционального состояния Психолог По необходимости.

7. Витаминизация, фитотерапия, ароматерапия, ЛФК, закаливание (повышение сопротивляемости организма) Врач, медсестры В зависимости от состояния

8. Индивидуальные консультации родителей Психолог, логопед-дефектолог, педиатор, медсестра, патронатная сестра, акушерка, гинеколог По необходимости.

9. Детско-родительские психотерапевтические группы Психолог Продолжительность 1,5-2 месяца

10. Сетевые встречи с ближайшим окружением Психолог По запросу

11. Повторное обследование для определения динамики. Психолог, логопед-дефектолог, врач В процессе осуществления программы реабилитации

12. Анализ эффективности индивидуальной программы реабилитации Консилиум В процессе осуществления программы реабилитации

III. Этап. Заключительный

1. Анализ эффективности индивидуальной программы реабилитации ребенка и семьи Психолог, логопед-дефектолог, врач По итогам реализации программы реабилитации

2. Подготовка итогового заключения и рекомендаций Консилиум По итогам реализации программы реабилитации

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы мы ожидаем следующие результаты:

• предотвращение попадание ребенка в государственные учреждения;

• стабилизация семейных, супружеских и детско-родительских отношений в молодых семьях;

• экономия затрат на другие виды вмешательства, которых можно избежать путем внедрения данной программы (расстройства поведения детей, непослушание и агрессия, семейное насилие и пренебрежение интересами ребенка, злоупотребление алкоголем, наркомания, ВИЧ/СПИД).

• усиление влияния культурных, национальных и духовных ценностей общества.

Публикации по теме:

«Семья! Что может быть дороже». Групповой практико-ориентированный проект в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №109 для детей с тяжелыми нарушениями речи» г. Воронеж Групповой практико-ориентированный проект.

Фотоотчет спортивного праздника с родителями «Здоровая семья — здоровый ребенок»Фотоотчет спортивного праздника с родителями «Здоровая семья — здоровый ребенок» Цели: • Расширять и закреплять знание детей о физической культуре. • Обогащение двигательного опыта, совершенствование моторного аппарата,.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Практико-ориентированный проект «Детские мечты» Практико-ориентированный проект «Детские мечты» Паспорт проекта Проблема В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных.

Информационно-практико-ориентированный проект «Пожарная безопасность» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Информационно- практико-ориентированный творческий ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:.

Проект «Здоровая семья — здоровый ребенок» «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира» А. С. Макаренко Актуальность Дошкольное.

Проект «Здоровая семья — здоровый ребенок!» Направление итоговой практико-значимой работы: «Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в своей возрастной группе».

Практико-ориентированный проект «Здоровое питание» Проект для детей "Здоровое питание" Группа «Смешарики» Цель: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового.

Практико-ориентированный проект «Здоровое питание» Проект для детей "Здоровое питание" Группа «Смешарики» Цель: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового.

Семинар-практикум для родителей «Здоровая семья — здоровый ребенок» в средней группе Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-ориентированный проект «Здоровая семья-здоровый ребенок» (профилактика младенческого сиротства)
Опубликовано: 17 октября 2018 в 12:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД