Шишкина Валентина Вячеславовна
Информационно-практико-ориентированный проект «Пожарная безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Информационно- практико-ориентированный творческий
ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ: «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста
(долгосрочный, групповой)
Воспитатель:ШишкинаВ. В.
Подготовительная группа
«Огонь-судья беспечности людей»
Актуальность:
Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект „Пожарная безопасность“» размещена в разделах
Ежедневно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят.
Детская шалость с огнем-всегда показатель отсутствия надзора за детьми со стороны взрослых. Предотвращение пожаров от детской шалости с огнем и гибели детей- одно из важнейших направлений дошкольного учреждения, семьи и государства. Дети наиболее страдают в различных чрезвычайных ситуациях, а все потому, что не владеют необходимым запасом знаний, умений и навыков, позволяющих рационально действовать в сложной и опасной обстановке. Правильное поведение в экстремальной ситуации (при пожаре) является основным условием спасения ребенка. Испытывая чувство страха, человек подчиняется не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а реакция ребенка пассивно-оборонительная: от страха он прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь.
Безопасность детей- статья особая. Поэтому очень важно привить им основу культуры безопасности, научить их правильно действовать во время пожара.
Проблема:
Недостаточная грамотность и понимание ответственности взрослых и детей по обеспечению пожарной безопасности.
Цели:
Формирование навыков безопасного поведения в быту, обучение адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.
Задачи:
1) Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, объяснить, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей;
2) Знакомить с историей появления бытовых электроприборов, учить безопасному обращению с ними;
3) Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов;
4) Познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
5) Убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе (Ф. И., дом. адрес); учить набирать номер пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
6) Продолжать знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных;
7) Стимулировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение;
8) Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать предметы, явления, давать нравственную оценку отношениям, поступкам;
9) Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем;
10) Активизировать знания родителей и повысить уровень обеспечения безопасности жизни как себя, так и своих детей.
Гипотеза:
«Не в количестве знаний заключается образования, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
А. Дистерве
Прочные навыки по соблюдению правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста сформируются только при регулярной, непрерывной разъяснительной и практической работе, а также при чёткой организации взаимодействия родителей и воспитателей.
Реализация проекта через учебно-воспитательный процесс:
1) НОД;
2) Беседы;
3) Наблюдения;
4) Игровая деятельность;
5) Познавательно-исследовательская;
6) Конструктивно-модельная деятельность;
7) Изобразительная деятельность;
8) Восприятие художественной литературы и фольклора
9) Музыкальная деятельность
Цикл непосредственно- образовательной деятельности:
сентябрь
1. Вводная Цель: выявить знания детей о правилах пожарной безопасности.
2. Тема: «История возникновения огня» Цель: познакомить с жизнью древнего человека, рассказать об открытии человеком огня, как дошёл огонь до наших дней, как он помогает человеку; познакомить с мифологический героем- богом огня Прометеем.
октябрь
3. Тема: «Огонь. Добрый и злой» Цели: выяснить, какую пользу и вред приносит огонь человеку (огонь необходим для жизни, но в тоже время огонь способен уничтожить всё вокруг, познакомить с символами – счастливое лицо и злое лицо огня, учить подбирать карточки с соответствующими значениями.
4. Тема: «Спички – не игрушка, огонь – не забава» Цель: в интерактивной беседе подвести детей к пониманию, почему опасно играть со спичками, обсудить иллюстрации с изображениями действий, которые возникают в результате неумелого обращения с огнем; как следует обращаться со спичками.
ноябрь
5. Тема: «Путешествие в прошлое предметов. Причины возникновения пожаров» Цели: знакомство с электрическими приборами (утюгом, пылесосом, чайником.) как источниками пожарной опасности; составление и уточнение правил пользования электрическими приборами с целью предотвращения пожароопасной ситуации.
6. Тема: «Экскурсия в пожарную часть» Цели: познакомить детей с работой пожарных, развивать наблюдательность, умение слушать, быть дисциплинированным; воспитывать уважение к их нелегкому труду; пригласить в детский сад сотрудника пожарной части).
декабрь
7. Тема:«Люди героической профессии» (беседа о работе пожарных). Цель: формировать представление детей о труде пожарных, пополнить багаж знаний о правилах пожарной безопасности, составить собственные правила.
8. Тема:«Экскурсия по детскому саду. План эвакуации.» Цель: познакомить детей с понятием «путь эвакуации», пройти и показать эти пути, обратить внимание на особенности поведения во время эвакуации, познакомить с противопожарным инвентарём детского сада.
январь
9. Тема: «Первая помощь пострадавшему»- практикум: на НОД пригласить медицинскую сестру. Цель: дать понятие «первая помощь», научить ее оказывать, закрепить знание службы скорой помощи«03»; вызывать чувство сострадания и ответственности, желание помогать в беде; воспитывать нравственные качества.
февраль
10. Тема: «Ночью и днем будь осторожен с огнем» - физ. Досуг с участием сотрудника Пожарной части. Цель: развивать силу и ловкость, закрепить знания правил пожарной безопасности.
март
11. Тема: «Природная стихия- огонь» Цели: углубить представления о роли огня в жизни человека,
Закрепить знание ППБ; формировать образные представления, нравственные понятия.
12. Тема: Составление рассказа по серии картин «Пожар в лесу» Цель: учить детей составлять рассказ-описание; сформулировать правила поведения в случае пожара в лесу)
апрель
13. Тема: «Разведение и тушение костра»- в форме пикника, совместное с родителями Цели: как правильно развести и потушить костер, повысить экологическую культуру поведения родителей на пикниках.
апрель - май
14. Тема: «Волонтеры по пожарной безопасности» Цель: передать полученные знания, умения и навыки детям старшей группы.
15. Викторина: «Что мы знаем о пожарной безопасности»
Игровая деятельность:
Театрализованные игры:
1) Драматизация сказки: «Кошкин дом» (развивать творческие способности детей; показать, что совместными действиями можно потушить пожар)
2) Театрализованное представление «Воробушек и огонь»
3) Пальчиковый театр (инсценирование стихотворений)
4) Этюды на выразительность «Встреча с другом»
«Пойми меня»
«Мне грустно»
«Медвежата обожглись»
«Злюка огонь»
«Страх», «Удивление»
5) Конкурс частушек
Дидактические игры:
1) «Профессии. Кому что надо»
2) «Разложи по порядку»
3) «Угадай, куда едет машина»
4) «Телефон» (учить детей набирать номер«101» (со стационарного, «010» (с мобильного) и вести ролевой диалог, закрепить знание домашнего адреса)
5) «Горит - негорит»
6) «Наши помощники»
7) «Что необходимо пожарному»
8) «Найди отличия»
9) «Найди огнеопасные предметы»
Словесные игры:
1) «Слушай внимательно» (учить отличать верные утверждения от заведомо неверных)
2) «Да» и «Нет»
3) «Это я, это я, это все мои друзья» (закрепить знания правил пожарной безопасности)
4) «Если возник пожар» (развивать реакцию, внимание, закрепить ППБ)
5) «Звонок на номер «101» (закрепить фамилию, имя, дом. адрес)
Сюжетно-ролевые игры:
«Служба пожарной безопасности»
Цели: создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.
«Скорая помощь. Поликлиника. Больница»
Цели: формировать умение детей распределять роли в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Исследователи»
Цели: учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания о научных работниках, лабораторных исследованиях, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.
Подвижные игры
«Пожарные на учениях» (упражнять в лазанье по гимнастической лестнице, развивать ловкость)
«Вода и пламя» (развивать навыки бега, приседания, прыжка; формировать реакцию на сигнал)
Эстафеты: «Спасатели», «На пожар»- по условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут по линии старта до стульчиков, на которых разложена пожарная амуниция: каска, перчатки, ремень. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
«Разведчик» (эстафета)-по команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до обозначенного места и «вынести куклу из огня».Побеждает тот, кто придет к финишу первым (усложнение- завязать глаза(«сильное задымление»)
«Тушение пожара» (эстафета)- по условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстраиваясь в цепочку. Последний выливает воду в пустую ёмкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
«После пожара» - игроки садятся, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто намотает шнур.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Проведение опытов: «Опасные спички»
«Опасная свеча»
«Бенгальские огни»
«Горит- не горит»
«Без чего не может быть огня»
«Враги огня»
Изобразительная деятельность:
Рисование:
1. «Пожарная машина спешит на вызов»
2. «Люди героической профессии»
3. «Пожар в лесу»
4. «Хочу быть пожарным» (пластилиновая живопись)
5. «Пожарная грамота в рисунках»
6. «На пикнике»
7. «Огонь» (монотипия)
Лепка:
1. «Пожарный в снаряжении»
2. «Пожарные собаки» (скульптуры)
3. «Пожарная машина»
4. «Огнетушитель»
Аппликация:
1. «Пожарный щит»
2. «Сохраним свой дом от огня» (коллективная работа)
3. «Спички детям не игрушка»
Конструктивно-модельная деятельность:
1. «Машины специального назначения» (из коробок)
2. «Строительство солнечного городка и пожарной части» (дети делятся на две группы, объединяют свои постройки игровым сюжетом)
Восприятие художественной литературы:
1) М. Комова «Про кота Ваську, мальчика Мишу и пожарную безопасность»
2) «Новые правила поведения для воспитанных детей»
3) С. Маршак «Пожар»
4) Я. Аким «Сказка о спичке и добром огне»
5) «Всем детям нужно знать»
6) «Газ тоже опасным бывает»
7) «Огонь»
8) «Лес горит» (сказочка)
9) «У костра»
10) «Кошкин дом» (в новой интерпретации)
11) «Ай, болит» (в новой интерпретации)
12) С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
13) С. Михалков «Дядя Степа»
14) К. Чуковский «Путаница» (отрывок)
15) А. Толстой «Пожарные собаки»
16) А, Иванов «Азбука безопасности», «Неразлучные друзья у нарядной елки»
17) Е. Хоринской «Спички- невелички»
18) Б. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море»
19) Загадки
20) Пословицы и поговорки:
-Пожар слезой не зальешь.
-От искры сыр бор загорается
-От искры Москва загорелась
-Берегись, не ожгись!
-Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит
-Не шути с огнем, обожжешься.
-Огонь не вода - охватит, не выплывешь.
-Огонь не вода - пожитки не всплывают.
-Не имей привычки носить в кармане спички.
-Спичка-невеличка, а огонь от неё - великан.
-Малая искра сжигает города
-Солома с огнем не дружит.
-Спички не игрушка, огонь - не забава.
21) В. Симонов «Лесной десант»
Работа с родителями:
1) Анкетирование «Откуда опасность»
2) Оформление папки – передвижки: «Пожарная безопасность»
3) Оформление стенда для родителей «101»
4) Выставка семейных работ: «Опасная пожар- птица»
5) Соревнования «Ночью и днем будь осторожен с огнем»
6) Пикник «Эх, картошка, картошка в кожуре уголек»
7) Изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр.
Ожидаемые результаты:
1) Дети смогут объяснить, что такое пожар, как он возникает;
2) Дети поймут, что огонь опасен и только взрослый может его зажечь и присматривать за ним;
3) Дети смогут объяснить разницу между «Хорошим» и «Плохим» огнем, привести примеры хорошего и плохого огня;
4) Дети будут знать, что необходимо сделать, если они найдут лежащие не на месте спички или зажигалку;
5) Дети узнают, как правильно зажечь и потушить костер;
6) Осознают, что пожары возникают по вине человека;
7) Предпримут соответствующие действия, если увидят горящий костер без присмотра;
8) Смогут оказать первую помощь пострадавшему;
9) В содружестве с родителями узнают и разработают план действия в случае пожара в доме;
10) Разовьют способность мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение; любознательность, творческие способности, воображение, коммуникативные навыки;
11) Родители более ответственно будут относиться к происходящему вокруг, и в первую очередь заботиться о безопасности детей.
Презентация проекта:
1) Открытое занятие «Ночью и днем будь осторожен с огнем»
2) Выставка детских работ «Пожарная грамотность в рисунках»
3) Выставка семейных творческих работ «Опасная пожар- птица»
4) Оформление стенда для родителей «101»
5) Выступление перед детьми других групп.