Альфира Мухаметдинова
Проект «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы с детьми старшей группы по осуществлению проекта «Путешествие по сказкам»
[/b]
Актуальность проекта. В век компьютерных технологий, прогресса очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети, к сожалению меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству и авторских сказок. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. А ведь знакомство с лучшими образцами устного народного творчества и авторских сказок совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Публикация «Проект „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Дошкольный возраст – это богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. В этот период происходит накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок – всё это значительно развивает художественно-эстетическое восприятие детей. А кто, как не взрослый – педагог и воспитатель должны ввести ребенка в этот удивительный мир сказок.
Учитывая актуальность проблемы, мы, педагоги и воспитатели, должны понять и принять понимание и значение устного народного творчества и авторских сказок в художественно-эстетическом развитии детей. Духовно-нравственные понятия, которые ярко представлены в образах героев, закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Для повышения интереса к сказкам, любви к устному народному творчеству был разработан данный проект «Путешествие по сказкам», развивающий, устойчивый интерес к сказкам.
Данный проект поможет погрузиться в разнообразную совместную деятельность (художественно-эстетическую, коммуникативную, проектно-исследовательскую) и объединит детей, воспитателей и педагогов.
Цель проекта: способствовать формированию положительного эмоционального отношения к устному народному творчеству (сказкам) и авторским сказкам через совместную деятельность детей и взрослых.
Задачи проекта:
• Создание условий для развития предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений устного народного творчества (сказок) и авторских сказок;
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
• Формировать способность понимать и оценивать поведение героев и событий произведений, сопереживать им.
• Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей детей и родителей;
• Формирование сотворчества детей и взрослых в совместном освоении данной темы;
• Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа, основываясь на впечатлениях о художественном произведении по средствам театрализованной деятельности.
• Развивать речь, творческое воображение, инициативу, самостоятельность.
• Воспитывать интерес, любовь и уважение к устному народному творчеству и авторским сказкам, бережное отношение к книгам;
• Воспитывать положительно – личностные качества за счет усвоения эталонов поведения персонажей.
Участники проекта: дети 6 группы, воспитатели, педагоги, музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческий, групповой, исследовательский.
Формы проведения: беседы, чтение, работа с иллюстрациями, книгами, дидактические игры, настольно – печатные игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения, викторины, театрализованные игры, драматизация, моделирование, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей, творческие задания, опытно-экспериментальная деятельность и т д.
Продолжительность: долгосрочный-3 месяца(25.01.18-25.04.18г.).
Этапы реализации проекта: 1)Подготовительный этап. Составление плана совместной работы с детьми. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми. Анализ ситуации, составление перспективного плана реализации проекта;
2)Основной этап. Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы; просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций; беседы, занятия, продуктивная деятельность по рисованию, лепке; изготовлению сказочных персонажей из бросового, природного и подручного материала; дидактические и сюжетно-ролевые игры; драматизация сказки «Заюшкина избушка», опытно-экспериментальная работа, индивидуальная работа с детьми; слушание аудио материалов.
3)Заключительный этап. 1. Обобщение опыта и определение результата. 2. Оформление выставки детских работ «Путешествие в сказку»; 3. Литературная викторина; 4. Подготовка презентации на педагогический совет.
Познавательное развитие
[/b] Рассматривание иллюстраций разных сказок («Репка», «Теремок», «Айболит», «Мойдодыр» и тд.)
1) Ознакомление с окружающим:
- «Природные явления зимой»;
- «Приметы весны»;
- Ознакомление с работой ветеринара (по сказке «Айболит»)
2) Конструирование и ручной труд из природного материала:
- «Репка» (из бросового материала);
- Атрибуты к сказке Репка (теневой театр);
3) Беседы:
- «Что такое зло, добро?», «Гигиена и здоровье», «Зима. Какие сказки ты знаешь о зиме?»(весне, «Зимовье зверей».
4) Цикл наблюдений:
- За изменениями природы весной (за солнцем, небом, долготой дня, таяние снега и тд.);
- За перелетными птицами;
- За ростом лука;
- За трудом взрослых.
5) Целевые прогулки:
- Экскурсия в ветеринарную клинику;
- Экскурсия в кукольный театр.
6) Экспериментальная деятельность:
«С водой, снегом, льдом»
7) Оформление уголка ряженья.
8) Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев овощ?» (фрукт, дикие,домашние животные, «Загадай желание» (по сказке «Цветик-семицветик», «Почему зимой медведь спит?», «Из чего сделано?».
9) Проведение литературной викторины.
10) Занятие по ознакомлению с художественной литературой на тему «Старые сказки на новый лад»
Речевое развитие
[/b]
1) Творческое рассказывание детей по темам:
- «Мы гуляли в зимнем лесу», «Как мы помогаем животным и птицам зимой?».
2) Рассматривание иллюстраций по сказкам, составление описательных рассказов. 3) Заучивание стихов и загадок.
4) Словесные игры:
- «Опиши словами зиму (весну)», «Вспомни -назови», «Весенняя погода», «Один-много», «Подбери действия», «Что с начала, что с конца?».
5) Математика:
- «Подбери по величине» (по сказки три медведя)
-«Расположи по порядку» (по сказкам «Репка», «Теремок»)
6) Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки;
- русская народная сказка «Заяц-хвастун». Воспитывать нормы нравственного поведения;
-В. Катаев. «Цветик-семицветик». Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
-С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии.
-К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
- А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый».Учим выразительно рассказывать
- К. Чуковский «Федорино горе»
7) Заучивание:
- пословицы, поговорки, загадки о добре и зле, взаимопомощи, труде.
8) Пересказ:
- «Репка», «Теремок»,Дидакт «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Социально-коммуникативное развитие
[/b]
1) Совместное занятие с детьми «Для чего нам нужны сказки?»;Чтение и пересказ сказки «Лиса и журавль»;
2) Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Угадай настроение», «Из какой сказки этот герой», «Угадай по описанию», «Я начну, а вы заканчивайте», «Чудесный мешочек», «Угадай сказочного героя по вещам», «Кто лишний?», «Из какой сказки фраза?».
3) Трудовая деятельность: изготовление масок эмоций, работа с тестом «Колобок», мытье игрушек, посадка лука, стирка белья кукол.
4) Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья», «Добрый доктор», «В гостях», «День рождение», «Кондитерская» и тд.
5) Настольно - печатные игры: «Расскажи сказку», «Из какой сказки?».
6) Беседы по ОБЖ:
- «Красная шапочка», «Почему волк съел козля?», «Спички- не игрушки»(по сказке «Кошкин дом»)
7) Выставка книг сказок в книжном уголке.
Художественно-эстетическое развитие
[/b]
1) Аппликация:
- «Репка», «Теремок» (оригами)
2) Лепка:
- «Колобок», «Кормушка для птиц»
3) Рисование:
- «Заюшкина избушка», «Три медведя».
4) Самостоятельная художественная деятельность:
- Лепка: «Герои мультфильмов»
- Рисование «Моя любимая сказка», «Час загадки» (дети отгадывают загадки и рисуют к ним отгадки)
5) Иллюстрации книжки-малышки «Колобок»
6) Слушание музыкальных произведений:
-"Времена года", П. И. Чайковский (фрагменты)
- "Времена года", А. Вивальди (фрагменты)
-«Золотой петушок» Н. А. Римский-Корсаков (фрагменты)
- «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римский-Корсаков (фрагменты)
-Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»(фрагменты).
- «Щелкунчик», П. И. Чайковский (фрагменты)
7) Пение:
-Песенка Красной Шапочки, Буратино,Чебурашки, Добрый жук.
8) Музыкально-дидактическая игра: «Узнай песенку», хоровод «Теремок», «Урожайная».
Физическое развитие
[/b]
1) Беседы:
- «Как одеваться зимой?», «Если хочешь быть здоровым…», «Мойдодыр»
2) Подвижные игры:
- «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Совушка-сова», «Два Мороза», «Утки и охотники», «Бездомный заяц», «Медведь и дети».
3) Игры соревнования:
- «Кто быстрее добежит», «Эстафета сказочных героев»(прыгать, бежать как сказочные герои)
4) Физкульминутки:
«Репка»
В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
«Избушка на курьих ножках»
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Пальчиковая гимнастика:
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп",
спать легли (ладошки под щечку).
«Колобок»
Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешан, (делают круговые движения кистью правой руки по левой)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (рисуют руками окошко)
Я от бабушки ушел, (правой рукой загибают пальцы левой руки)
Я от дедушки ушел. (левой рукой загибают пальцы правой руки)
Продукты проектной деятельности:
- Выставка книжек-малышек;
- Оформление выставки детских работ (рисунки, аппликации);
- Выставка подделок из бросового и природного материала.
Презентация проекта:
- Досуг- драматизация сказки «Заюшкина избушка»;
- Фотопрезентация «Путешествие по сказкам».
Предполагаемый результат.
• Сформированность интереса к литературным произведениям, произведениям народного творчества.
• Сформированность умения давать элементарную оценку поступкам и действиям героев; выражать свое отношение к ним.
• Сформированность умений: различать эмоции, понимать свои чувства и чувства других людей; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
• Сформированность умения создавать игровую ситуацию с использованием различных видов театра.
• Уметь пересказывать, передавать сюжет сказок.