Вера Нехорина
Проект «Расскажу, ребята я, как живет моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к проекту :
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Публикация «Проект „Расскажу, ребята я, как живет моя семья“» размещена в разделах
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Нам, взрослым, педагогам и родителям, необходимо помочь детям понять значимость семьи, приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и родному дому.
Цель проекта : Обогащение и систематизация знаний детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких; обогащать социальный опыт детей, приобщать детей к семейным традициям, праздникам.
Задачи проекта :
• формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
• расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
• закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
• воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
Вид проекта : долгосрочный, исследовательский
Время реализации проекта :01.10.2019 -30.11.2019г.
Участники проекта : дети старшей группы «Радуга», родители воспитанников социальный педагог, воспитатели.
Предполагаемый результат:
Дети:
• больше узнают о своей семье : членах семьи, традициях, совместных праздниках, жизни бабушек и дедушек; сформируется чувство уважения к своей семье;
• смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
• смогут поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Родители:
• повысится интерес родителей к данной теме;
• полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с детьми дома;
• активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.
Педагоги:
• между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка, установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;
• в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Этапы проекта.
Этап выбора темы.
В преддверии праздника «День пожилых людей» дети своими руками делали открытки для своих бабушек и дедушек. В процессе творческой деятельности мы, в свободной форме, говорили о том, что наши дедушки и бабушки являются корнями семьи, в которой они живут. Ребята наперебой стали рассказывать, как они проводят время с бабушками и дедушками о том, как весело с ними бывает, а Валентин неожиданно задал вопрос: «А если у меня нет ни одного дедушки, значит, у моей семьи нет корней?» Некоторые дети, сообщили, что они тоже никогда не видели своего дедушку или бабушку. После моего ответа на вопрос Валентина, между детьми возникло обсуждение. У детей появилось множество вопросов. Кто-то рассказывал, как они всей семьей любят заниматься спортом, кто-то о том, что папа всегда берёт с собой на рыбалку, и он все знает о рыбах и поплавках. Но основная масса детей не принимала никакого участия в беседе. В процессе обсуждения нам стало понятно, что дети знают о своей семье, что могут рассказать о ней и что им хотелось бы узнать. Отсюда возникла идея создания проекта на тему : «Расскажу ребятам я, как живет моя семья»
Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели «трёх вопросов».
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СВОЕЙ СЕМЬЕ? ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ? ГДЕ МЫ МОЖЕМ ЭТО УЗНАТЬ?
- Мама и папа хорошие, добрые, ласковые, любимые, заботливые.
- Мама вкусно готовят.
- У меня есть дедушка.
- Нужно помогать по дому маме.
- У моего старенького дедушки есть настоящие медали.
- Мой папа строитель, он строит дома.
- Мы всей семьей ездим на дачу.
- Я нянчусь с маленькой сестренкой.
- Наша бабушка умеет вязать.
- Семья когда друг друга любят.
-Есть очень большие семьи, где много детей.
- Родители любят своего ребенка.
- Папа не обижает маму - Как появилась моя семья?
- Для чего человеку нужна семья?
- Какими были мои родители в детстве?
- Где и кем работают мои родители?
- Что такое «Генеалогическое дерево»?
- В какие игры играли мои родители в детстве?
- Кто в семье самый главный?
- Почему у некоторых людей нет родственников?
- Как папа служил в армии, за что получал там награды.
- Почему мама так вкусно готовит.
- Чем занимаются родители на работе. - В детском саду, у воспитателя.
- Из книг, фотоальбомов, мультфильмов.
- Спросить у мамы, папы, бабушек и дедушек.
- Самим подумать.
Данный проект позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Этап сбора сведений.
На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т. д.
Художественная литература:
• Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»
• В. Осеева «Просто старушка»
• М. Матвеева «Синяя чашка»
• К. Паустовский «Теплый хлеб»
• С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
• В. Катаев «Цветик – семицветик»
• Е. Пермяк «Мамина работа»
• Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
• В. Белов «Мамина дочка»
• К. Ушинский «Косточка»
• Л. Толстой «Старый дед и внучек»
• А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
• Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
• Е. Благинина «Аленушка»
• В. Сухомлинский «Бабушка отдыхает»
• Б. Алмазов «Горбушка»
• В. Сухомлинский «Самые ласковые руки»
Стихотворения
• З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки»
• С. Михалков «А что у вас?»
• Н. Саксонская «Разговор о маме»
• Е. Благинина «Посидим в тишине»
• М. Родина «Мамины руки»
• О. Чусовитина «Моя бабуленька», «Самый лучший»
• В. Руденко «Мужской праздник»
Видеотека мультфильмов:
• Маша больше не лентяйка»,
• «Встречайте бабушку»,
• «Самый маленький гном»,
• «Непослушный медвежонок»
• «Осторожно, обезьянки»,
• «Мама для мамонтенка»,
• «Морозко»,
• «Двенадцать месяцев».
• «Федорино горе»,
• «Марья – искусница»
Этап реализации проекта
Проект осуществлялся с учё том принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.
Интеграция образовательных областей
«Безопасность»
Закрепить правила поведения на улице и дома.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Воспитывать любовь к близким, вызывать желание заботиться о них. Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
Образовательные области Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Совместная деятельность с семьёй
Физическое
развитие - Подвижные игры:
«Кто быстрее соберет игрушки», «Наседка и цыплята».
- Эстафета:
«Помоги маме разобрать сумки», «Помоги маме накрыть на стол», «Помоги маме подмести». - Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет».
- Хороводные игры
«Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков». - Консультация для родителей
«Здоровый образ жизни в семье», «Утренняя гимнастика в жизни ребенка"
«Роль физической культуры и спорта в жизни дошкольников»
Музыка - Слушание песен
«Пусть всегда будет солнце»
«Бабушка и дедушка» Слова и музыка: Елена Обухова,
«Счастливая семья» слова:
«Колыбельная» - Рисование иллюстраций к песням. Помощь в оснащении музыкального уголка
Художественное творчество - Коллективные работы:
«Моя семья - мое богатство»
«Вместе на кухне веселее»
«Мы разные, но мы одна семья»
- Ручной труд
«Открытка для бабушки и дедушки»
«Открытка для мамы на День Матери»
- Рисование
«Портрет мамы»
«Мой папа защитник»
«Незабудки для любимой мамочки»
- Объемная аппликация
«Город для моей семьи» (рисование + аппликация)
-Аппликация
«Генеалогическое дерево»
- Рисование «Незабудки для любимой мамочки»
- Оригами
«Дом в котором я живу»,
«Зимующие птицы» - Лепка
«Посуды для гостей»
«Весёлая семейка»- Рисование
«Моя любимая семья»
«Как я провел выходные»
«Мамочка и я»
- Подборка материала для коллажей и «Генеалогического дерева»
- Участие в выставки:
«Золотые руки мамы»
Альбомы и стенгазеты «Моя Семья», «Выходные в моей семье», «Традиции моей семьи», «Наша спортивная семья» (на выбор)
Коммуникация - Беседы
«Выходной день в моей семье» «Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители» «Как мы отдыхаем»
«Что такое генеалогическое древо моей семьи»
- Поговорки и пословицы.
- Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя семья
-Рассказ – описание «Мои родители»
- Дидактические игры:
«Один – много»,
«Скажи ласково»
«У кого кто?»
«Чего не хватает?» -Дидактические игры:
«От бабушки к девочке»,
«Собери семью»
- Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Больница», «Магазин», «Кафе», «Салон красоты»»
-Игра-ситуация
«Мы встречаем гостей», «Наша семья едет на дачу», «Мама заболела» -Оформление альбомов и стенгазет
«Выходные в моей семье»
-Конкурс чтецов
«День Матери»
- Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Папка – передвижка «Конвенция о правах детей в сказках»
Познание - Беседы
«Моя семья», «Семейные традиции», «Имя каждому дано, много значит оно», «Мои права и обязанности», «Маленьким детям, большие права»
-Рассматривание-анализ : иллюстраций «Семья», - Рассматривание фотоальбома с семейными фотографиями
- Рассматривание картинок «Семья», «Семья дома»
- Дидактические -Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»;
«Какие вы родители».
- Родительское собрание
«Повышение
фотоальбомов «Я и моя семья»,
- Рассуждение
«Почему нужно знать фамилию, имя и отчество родителей?»
- Дид. игры:
«Назови ласково»
«Узнай с какого дерева листок»
игры:
«Что лишнее в одежде мамы и папы?»», «Найди ошибку и исправь», «Что пригодиться для компота, а что для борща?» правовой культуры родителей»
- Оформление родительского уголка:
«Сделайте своего ребёнка счастливым»
«Взаимная забота и помощь в семье»
Труд - Беседа «Как ухаживать за своей одеждой»
- Проведение беседы по предварительно прочитанному произведению Л. Воронковой «Маша-растеряша».
4 минуты.
- Сюжетно-ролевая игра
«Мамины помощники»
- Поддерживание порядка в групповом помещении и на участке.
-Изготовление масок к игре – драматизации «Три медведя»
- Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых.
- Дид. игры:
«Назови, чего не хватает» «Бюро находок» - Поддержание порядка в шкафчике и групповом помещении.
- Соблюдения правил личной гигиены. Культуры поведения за столом.
Приход гостей в группу. Рассказы родителей о своей профессии.
Изготовление кормушек для зимующих птиц.
Безопасность - Беседы:
«Когда ты остаешься один дома»
- Игра – тренинг
«Я потерялся» Дид. игра по ПДД
«На улицах города» Папка-передвижка: «Спички детям не игрушка!», «Эти предметы таят опасность»
Вывод.
За время реализации проекта «Расскажу ребятам я, как живёт моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Появилось эмоционально-положительное отношение к родителям, гордость за свою семью, трепетное отношение к родителям и желание быть похожими на них в делах и поступках.
Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными.
Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве, педагогическая подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.
Повысился компетентность родителей в вопросах семейного воспитания и уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
Особенность этого проекта, состояла в том, что дети стали своего рода исследователями своих семей. Они не только познавали и осваивали информацию о своей семье, но активно принимали участие вместе с родителями во всех этапах проекта. Проект основывался не на традиционном принципе «Воспитатели – Дети – Родители», а на принципе «Дети - Родители -Воспитатели», где родители из сторонних наблюдателей превратились в активных участников жизни детей в детском саду.
Этап презентации проекта.
Презентация проектов проходила в виде :
• Организации выставок индивидуальных, коллективных, семейных работ на тему «Моя семья»
• Организация выставки работ детей в приемной и групповом помещении.
• Проведение конкурса чтецов посвященному Дню Матери с участие родителей.
• Создание мини – музея в группе “Золотые руки моей мамы»
• Участие в городском семинаре. Открытое занятие «Моя семья» для воспитателей из других садов города.