Получи документы

Проект «Рассуждай, выбирай, рассказывай»

Оксана Едовина
Проект «Рассуждай, выбирай, рассказывай»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22 «Кораблик» МО «Котлас»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по речевому развитию детей шести-семи

Автор проекта: Едовина Оксана Викторовна, воспитатель подготовительной группы

Проблемное обоснование проекта:

Практика обучения старших дошкольников, имеющих недостатки в развитии речи показывает, что особенно замедленно и с большими трудностями овладевают дети такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, последовательности выражения мысли, аргументированности, своего отношения к высказываемому.

Публикация «Проект „Рассуждай, выбирай, рассказывай“» размещена в разделах

Чтобы овладеть рассуждением, ребенку необходимо научиться раскрывать причинно-следственные связи, отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение, называемое планированием речи, формируется постепенно, в определенной последовательности. Для развития планирующий функции речи у детей, отрабатываются различные виды высказываний по ходу деятельности, по ее завершению, диалоги, предваряющие деятельность, которые постепенно становятся все более развернутыми. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение, как для продуктивной деятельности ребенка, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому необходимо учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме:

- самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных; в работе парами;

- сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.

В начале обучения детям предлагают повторять вслед за педагогом или за другим ребенком формулировки заданий, обобщающих выводов и т. д. Позже необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т. д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети также обучаются построению связных высказываний.

Особе место в системе работы над развитием функции планирования речи занимает составление плана развернутого высказывания. Работа над планированием – это не только средство для развития речи (внешней и внутренней, но и способ организации образовательной деятельности. План любого сообщения или деятельности предполагает трёхсоставную структуру:

• с чего начать,

• о чём рассказать,

• как завершить?

В основе планирования рассказов лежит разнообразная деятельность детей: игры, занятия, труд, самообслуживание.

Вызвать интерес детей к составлению развернутых рассказов можно через разнообразные способы планирования, использование сигнальных планов разного вида. Именно апробация разных приемов программирования речевого высказывания является главным содержанием проекта «Технология программирования речевого высказывания у старших дошкольников», результатом апробации станет отбор наиболее эффективных приемов и повышение уровня развития связной речи детей.

Цель проекта

: формирование у старших дошкольников навыков программирования речевого высказывания.

Задачи:

1) апробировать приемы программирования связного высказывания, определив наиболее эффективные в работе с детьми с нарушениями речи,

2) формировать у детей умения и навыки программирования речевого высказывания,

3) развивать связную диалогическую и монологическую речь,

4) развивать внимание, память, логическое,

5) воспитывать интерес детей к речевой деятельности, самостоятельность и инициативу в выборе средств обучения,

6) заинтересовать родителей вопросом планирования высказываний и привлечь к активному участию в развитии связной речи детей.

Принципы обучения планированию речевого высказывания:

1. Постепенное усложнение речевого материала (от отдельных фраз к развернутому высказыванию) и приемов обучения (от вопросов к моделям и самостоятельному планированию во внешнем и внутреннем плане).

2. Постоянная активизация фразовой речи детей.

3. Индивидуализация обучения детей, имеющих нарушения в развитии связной речи.

4. Учет интересов и запросов детей при выборе технологии планирования речевого высказывания.

Срок реализации проекта: декабрь 2019г. – май 2020г.

План реализации проекта:

Этап Мероприятия Сроки проведения Участники

Подготовительный * Отбор и анализ литературы по вопросу программирования связного высказывания у старших дошкольников.

* Разработка перспективного плана проведения игр, упражнений, совместной деятельности с детьми.

* Подготовка наглядного материала:

- картин, схем, таблиц Декабрь 2019г. Воспитатели

Ст. воспитатель

Продуктивный - Беседы-рассуждения по схеме:

• мысль (тезис)

• доказательство (с использованием модальных слов: «во-первых», «во-вторых», с использованием подчинительных союзов «так как», «потому что», «если, то»

• вывод (с использованием слов «, следовательно,», «значит»)

Темы бесед-рассуждений «Докажи, что наступила зима». «Докажи, что наводнение опасно» и др. (из наблюдений, экспериментов, речевых игр, проблемно-речевых ситуаций, чтения худ. литературы)

Умственные игры-задачи:

- небылицы в картинках,

- лишний предмет,

- опровержение (все цветы красные, все дикие животные – хищные,

- предмет и его развитие,

- хорошо-плохо,

Бывает-не бывает (рыба летает, стол прыгает)

Л. Г. Шадрина Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет, стр. 39 -61

Декабрь

Воспитатели Родители

Планирование связного высказывания по схеме:

начало – розовый цвет,

середина – желтый цвет,

конец – синий цвет.

Обучение планированию связного высказывания с использованием плана-пути:

- путь-следы (следы, сюжетные следы)

- путь-лабиринт (веревочка, линии, фигурки, фишки, цифры,

- путь-макет,

- путь-схема Январь

Обучение планированию связного высказывания с использованием

- плана-пространства,

- плана-плоскости

- плана-разграничения Февраль

Организация работы «Библиотеки сюжетных картинок для детей и родителей» Март

Обучение планированию связного высказывания с использованием

- плана-игры

- плана-театра,

- плана-преображения

- плана - размышление Апрель

Заключительный * Обобщение опыта организации и реализации проекта «Технологии формирования умений и навыков программирования речевого высказывания у старших дошкольников на ГПО воспитателей ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Май 2020г. Воспитатель

Едовина О. В.

Условия реализации проекта:

• Оборудование: библиотека сюжетных картинок, модели для планирования речевых высказываний.

• Информационно-методическое обеспечение:

1. Акулова О. В., Вербенец А. М., Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Образовательная область «Речевое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

2. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 288

3. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 3, Новоуральск, 2005 – 68с.

4. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 4, Новоуральск, 2005 – 72 с.

5. Л. Г. Шадрина, Н. В. Семенова Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

Бюджет проекта:

Наименование расходов Сумма (руб.) Источник финансирования

* Бумага

* Цветная бумага для стикеров

* Краска для цветного ксерокса - Привлечение средств участников проекта

Участники проекта:

Ф. И. О. должность Функции, выполняемые в проекте

Едовина О. В.

воспитатель подготовительной группы * Осуществляет отбор и анализ литературы по планированию связного высказывания детьми 6-7 лет.

* Создает ситуации, побуждающие детей к речи-рассуждению, обучает детей рассуждать по схеме: мысль-доказательство-вывод.

*Апробирует разные приемы планирования связного высказывания, выявляет наиболее эффективные.

* Проводит индивидуальную работу с детьми с нарушениями речи, обучая планированию рассказа.

* Организует работу Библиотеки сюжетных картинок.

* Оформляет игровое поле, готовит жетоны.

* Проводит практическое занятие с родителями «Составляем рассказ по картинкам.

* Координирует работу библиотеки: возврат детьми конвертов, выдачу жетонов, их прикрепление на игровое поле.

* Проводит индивидуальные беседы с родителями, разъясняя правила пользования библиотекой, привлекая пассивных родителей активнее пользоваться библиотекой.

* Беседует с детьми о составленных рассказах.

* Вместе с детьми создаёт книгу детских рассказов.

* Проводит анкетирование родителей «Роль библиотеки в развитии связной речи детей».

* Анализирует количество жетонов на игровом поле, выявляет активных пользователей библиотеки, организует их награждение.

*Оформляет дипломы и грамоты активным пользователям библиотеки, организует награждение детей.

* Обобщает опыт формирования умений и навыков в программировании речевого высказывания у старших дошкольников.

Ерофеевская Н. В.

воспитатель подготовительной группы * Проводит речевые игры и упражнения на развитие речи-рассуждения.

* Организует совместную деятельность по развитию связной речи.

Плотникова Л. Н. ,

старший воспитатель * Оказывают методическую и консультативную помощь при разработке проекта и апробировании приемов работы с детьми

Родители детей

подготовительной группы *Участвуют в практическом занятии «Составляем рассказ по картинкам».

* Помогают детям в выборе конвертов с картинками.

* Организуют дома работу с детьми по составлению рассказа, заполняют лист-вкладыш (ф. и. ребёнка, № конверта, название рассказа, количество предложений)

* Участвуют в анкетировании.

* Участвуют в индивидуальных беседах с воспитателем.

* Записывают рассказы детей для книги детских рассказов.

* Проводят в семье игры-упражнения, способствующие развитию речи-рассуждения и планированию связного высказывания.

Результат проекта:

• Обобщенный опыт работы по организации проектной деятельности

• Мини-конспекты совместной деятельности с детьми, дидактические разработки

• Буклет с информацией о разнообразных приемах обучения детей планированию речевого высказывания

Критерии эффективности:

Цель проекта можно считать достигнутой, если:

• педагоги выявили наиболее эффективные приемы планирования связного высказывания,

• дети умеют планировать свой рассказа, умеют рассуждать,

• отмечается улучшение качества связной речи при составлении рассказов,

• дети проявляют интерес к речевой деятельности, самостоятельность,

• родители активно участвуют в развитии связной речи детей.

Перечень рабочей и отчетной документации:

• Конспект совместной деятельности с детьми

• Протокол педагогического совета «Итоги работы за учебный год».

• Презентация и текст выступления «Технология формирования умений и навыков в программировании речевого высказывания у старших дошкольников»

Презентация проекта:

- перед педагогами МДОУ – в рамках проведение итогового мероприятия по самообразованию,

- на городском профессиональном объединении воспитателей МО «Котлас»

Публикации по теме:

Лэпбук «Все работы хороши — выбирай на вкус»Лэпбук «Все работы хороши — выбирай на вкус» "Все работы хороши - выбирай на вкус!" Лэпбук Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени,.

Фотоотчет о творческих работах «Все работы хороши, выбирай на вкус»Фотоотчет о творческих работах «Все работы хороши, выбирай на вкус» ФОТООТЧЕТ О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ "Все работы хороши, выбирай на вкус. "Цель: закрепить знания воспитанников о профессиях, которые они изучили.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ «Все работы хороши, выбирай на вкус»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ «Все работы хороши, выбирай на вкус» Цель: Знакомить с разнообразной деятельностью взрослых, поддерживать и развивать в детях интерес к миру профессий. Задачи: Образовательная.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Масленица» Музыкально-образовательный проект «Знакомство с русским народным фольклором. Проводы зимы-встреча весны. Масленица.» Проект подготовила:.

Проект «Мой дом. Моя улица»Проект «Мой дом. Моя улица» Тема: «Мой дом. Моя улица». Продолжительность проекта: краткосрочный (с 1.09.2020 по 14.09.2020). Вид проекта: информационно-познавательный,.

Проект «Моя семья»Проект «Моя семья» Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения, до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет.

Проект «Моя семья»Проект «Моя семья» Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение, обеспечивающее личностное развитие. Семейное воспитание для ребенка.

Проект «Мы — журналисты»Проект «Мы — журналисты» ПРОЕКТ На тему: «Мы журналисты» Подготовила воспитатель подготовительной логопедической группы Тюрина Надежда Александровна МБДОУ№15.

Проект «Мой Ямал»Проект «Мой Ямал» Тема проекта: "Мой Ямал" в подготовительной группе. Дата проведения: 26 - 30 октября 2020г. Задачи: закрепить знания о символике Ямала;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Рассуждай, выбирай, рассказывай»
Опубликовано: 3 марта 2021 в 13:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД