Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень

Наталия Хорева
Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень

«Развитие любознательности у детей средней группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень - чудная пора

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень - чудная пора».

2. Кадры: воспитатели средней группы.

3. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

5. Задачи:

образовательные:

- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Развивающие:

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

6. Краткое содержание проекта:

- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

- анализ поведения человека в природе осенью;

- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

7. Место проведения: МБДОУ № 130

8. Сроки проведения: сентябрь -октябрь-2017

9. Количество участников: 33 человек (из них 31 детей среднего дошкольного возраста, 2 воспитателя).

10. Возраст детей: 4-5 лет.

11. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни).

12. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

- совершенствование экологической среды группы;

- праздник Осени;

-осенняя викторина.

План - схема работы с детьми по осуществлению проекта «Осень – чудная пора

(средний дошкольный возраст)

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Волшебное лукошко», «Кто где живет?», «Что растёт на ветках?», «Азбука леса», «Ветки и детки», «Времена года», «Что из чего сделано», «Во садули - в огороде", «Чей малышь», «Чей домик»,

Игра на прищепках «Кто где живет?»

Пазлы «Деревья и листья», «Домашние животные», «Овощи»

Лото: «Животный мир», «Фрукты, овощи, ягоды»,

Домино «Фрукты ягоды»

Деревянные пазлы - вкладыши: «Дикие животные», «Животные Африки и их детеныши»

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

- занятия «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;.

- цикл наблюдений: «Соберем семена садовых цветов, «Чем отличается ель от других деревьев осенью, «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в лесу?»

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», Н. Сладков "Осень на пороге", А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…», И. Бунин «Листопад» (отрывок).

Художественное- эстетическое творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», натюрморт «Фрукты».

Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи», «Подсолнухи» (природный материал).

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Осенний ковер» (природный материал, «Ежик» (природный материал).

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Осенняя викторина.

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Проект «Осень - чудная пора групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, занятий.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле- это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?»

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:

ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:

Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым

И безвкусным, как вода. Говорил: "А я всегда

Очень сочный, мягкий, красный!” "Разошёлся ты напрасно, -

Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.

Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.

Даже самый маленький я всегда удаленький!»

По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

В ходе работы по проекту «Осень- чудная пора дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы- взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям

Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень
Публикации по теме:

Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы».Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы». "Каштан и сирень". Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Многие связи и отношения между природными.

Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы (окончание)Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы (окончание) Огород на подоконнике Большой интерес у них вызывает сезонная работа: высадка семян цветов, овощей для рассады, посадка лука на перо и т.

Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы» (продолжение).Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы» (продолжение). Мать-и-мачеха. Одуванчик. Мы организуем целевые прогулки к месту прорастания весенних трав. Дети рассматривают бутоны и цветки мать-и-мачехи,.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС Экологическое воспитание младших дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО «Растет то,.

Конспект экологического проекта «Мы-жители планеты» в средней группеКонспект экологического проекта «Мы-жители планеты» в средней группе Экологический проект «Мы – жители планеты» для среней группы «Почемучки» Автор проекта: воспитатель Янова Елена Михайловна 2017 год.

Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонамиРазвитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие экологического воспитания. Информационная карта проекта «Покормите птиц»Развитие экологического воспитания. Информационная карта проекта «Покормите птиц» Тема проекта: «Покормите птиц» Информационная карта проекта. Название проекта: «Покормите птиц» Вид проекта: групповой. По содержанию:.

Презентация экологического проекта для детей старшей группы «Покормите птиц зимой!» Экологический проект: «Покормите птиц зимой!». Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный.

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством инновационного проекта «Ине тiлi»Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством инновационного проекта «Ине тiлi» В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально. В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования Российской.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Развитие любознательности у детей средней группы посредством экологического проекта» Осень
Опубликовано: 22 января 2018 в 19:36
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Фотоотчет «Огород на окне»
Вот и пришла весна… Решили мы организовать посадку огорода в группе. Это очень важное дело! Огород в детском саду нужен не только для того, чтобы...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....