Гульсиня Гибадуллина
Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы (окончание)
▼ Скачать + Заказать документы
Огород на подоконнике
Большой интерес у них вызывает сезонная работа: высадка семян цветов, овощей для рассады, посадка лука на перо и т. д. Мы с детьми условно называем это «огородом на подоконнике».
Этапы работы.
1. Подготовка почвы (выкладывание земли в горшки и ящики, полив, укрывание плёнкой).
2. Рассматривание семян.
Сейчас многие семена обрабатываются специальными средствами от болезней, имеют яркий цвет.
Публикация «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы (окончание)» размещена в разделах
3. Замачивание семян для проращивания (горох, тыква, огурцы).
4. Высадка семян.
5. Полив, наблюдение
6. Сбор урожая (лука, высадка рассады в грунт.
Этот вид деятельности нельзя переоценить: дети получают новые знания о растениях и способах их размножения, учатся поддерживать порядок и чистоту вокруг горшков и коробок с посадками, поливают, с удовольствием наблюдают за ростом растений, ежедневно отмечая происходящие изменения.
Кроме этого, у детей развивается умение анализировать, делать простейшие выводы, сравнивать, высказывать своё мнение.
Например, одну часть лука на перо мы высадили в землю, а другую часть – в прозрачный контейнер, чтобы можно было наблюдать, как отрастают корни. Дети сравнивали, где перо отрастает быстрее, спорили.
Когда семена тыквы дали ростки, один росток не освободился от половинки семечка. «Ростку холодно, он шапочку не снял» - сделали свой вывод дети.
Когда после выходного дети заметили, что помидоры немного завяли, они очень расстроились, - решили, что исправить ничего нельзя и рассаду придётся выбросить. После полива рассада ожила, а дети получили задание подумать, что нужно сделать, чтобы следующий раз такого не случилось. И они сделали правильный вывод: обильнее полить и убрать подальше от окна, где сильно греет солнце.
«Огород на окне» - это краткосрочный проект, который даёт возможность комплексно решать задачи воспитания и обучения детей.
Труд
Детей знакомим с различными способами ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника. Ребята узнают, что все растения необходимо поливать, очищать от пыли, подкармливать, пропалывать, кроме того, нужно рыхлить для них почву. Ухаживая за рассадой, дети имеют возможность наблюдать, что земля, если укрыть ее плёнкой, дольше остаётся влажной, а всходы появляются быстрее. И делают соответствующие выводы.
У них формируются знания о месте роста растений (в огороде, цветнике, парке, на лугу, в лесу).
Уборка листьев – одно их любимых занятий детей осенью. Они учатся договариваться, устанавливают очерёдность работы.
ИКТ.
Зачастую тему для исследований подсказывают жизненные ситуации. Например, прилетевший в сад дятел.
Он звонко долбил кору старой яблони, и я успела сделать несколько кадров видео и сфотографировать его. Затем показала это детям. И напомнила о дятле, когда шли на экскурсию в лес. Что же мог он найти под корой старого дерева? В лесу нашли пень, от которого уже частично отвалилась кора. Рассмотрели…
Нашли жуков-короедов, их личинки, поврежденную кору и древесину.
Такое наблюдение поможет детям понять поведение дятла, приспособительные особенности строения его клюва, хвоста, ног.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Стендовый доклад из опыта работы был подготовлен к семинару-практикуму
районного методического объединения педагогов-психологов ДОУ "Преемственность в работе детского сада и школы в проведении исследовательской деятельности в природе".