МААМ-картинки

Проект «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»

РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Проект «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации“» размещена в разделах

Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.

Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы изображения.

Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.

Актуальность:

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. один из самых простых, но в то же время педагогически эффективных видов детского творчества- является аппликация, она помогает развивать у ребенка мелкую моторику, вкус, художественные способности, а также разнообразить тактильный опыт.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает нетрадиционная аппликация. Данная техника хороша тем, что она:

-развивает мелкую моторику рук, побуждая работать пальчики;

-доступна младшим дошкольникам ;

-дает возможность создавать шедевры без ножниц;

-вносит определенную новизну в деятельность малышей, делая её более увлекательной и интересной;

-развивает тактильные восприятия используя бумагу различной фактуры.

Проблемы:

- недостаточно развита мелкая моторика руки у детей;

- нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.

Гипотеза: нетрадиционная аппликация будет способствовать развитию мелкой моторики руки, обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Задачи:

1. Развить умения производить точные движения кистью и

пальцами рук.

2. Развивать память, внимание, творческое воображение,

мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.

3. Обогащать сенсорные впечатления дошкольников (на уровне

ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги) .

4. Развивать умение общаться, договариваться между собой,

действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться

общему результату.

5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность,

умение работать в коллективе и индивидуально.

6. Показать родителям важность работы по развитию мелкой

моторики рук.

Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.

Методы и приемы работы:

• Словесный: художественное слово, сюрпризный момент, беседа, рассказ, уточняющие слова и наводящие вопросы;

• Информационно-рецептивный: образец, рассматривание, напоминание, частичный показ, устные инструкции по ходу выполнения работы;

• Репродуктивный: совместные действия педагога с детьми;

• Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Дата начала работы над темой «01» __09. _2019год

Предполагаемая дата окончания работы «30» _05__2021 год

Материалы и оборудование: клей; клеевые кисти; матерчатые салфетки; клеенки; ножницы; бумага разной текстуры и размера; шаблоны для вырезания; природный и бросовый материал; различные макаронные изделия и крупы; семечки; зубочистки; пуговицы; бусины и бисер; ткань; цветной и гофрированный картон; скотч; бумажные салфетки; фольга; ватные диски.

Формы работы:

• совместная с воспитателем деятельность детей;

• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к нетрадиционной аппликации и развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты работы:

- накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

- обогащение изобразительного, эстетического опыта;

- развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

- экспериментированию с различными материалами;

- развитию воображения, творчества ребенка;

- развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

План работы на 2019-2021 учебный год

Содержание работы

Изучение методической литературы Сентябрь 2019 – май 2020г «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор Арапова. Дронова творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред.. - М: ТЦ Сфера, 2010.-192с. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Корчикова -прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред.. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»). Швайко по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил.

Методическая работа по самообразованию Сентябрь2019 – май2021г Участие в методических объединениях. Участие в творческих конкурсах (уровень ДОО, муниципальный уровень) Консультация для педагогов ДОО на тему «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Отчёт по теме самообразования за год.

Работа с детьми Сентябрь2019-май2021г

Поиск эффективных творческих методов работы во время непосредственно-образовательной деятельности. Мониторинг педагогической деятельности Подготовка тематических выставок и конкурсных творческих работ.

Работа с родителями Сентябрь2019-май2021г Разработка плана работы с родителями на учебный год. Участие в подготовке творческих работ. Помощь в оформлении выставок Консультация для родителей «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук дошкольников»,«Как развивать мелкую моторикучерезпластилинографию».

Перспективное планирование НОД по аппликации с использованием нетрадиционных материалов в старшей группе 2019-2020 учебный год.

МЕСЯЦ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ МАТЕРИАЛ

Сентябрь Деревья в нашем парке

(коллективная работа) Познакомить детей с новым материалом для аппликации - салфетками, закре-пить умение вырезать по шаблону из бумаги, подбирать дополнительный материал для создания яркого образа, воспиты-вать проявление самостоятельности, уметь видеть прекрасное в окружающем мире.

Занятие (продуктивная деятельность)

Цветные салфетки, шаблоны листочков деревьев на картоне, клей.

Октябрь Овощи

Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации- способом обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу).

Занятие (продуктивная деятельность)картинки с изображением овощей, клей, заготовки контура овощей на белой бумаге, кусочки цветной бумаги, тряпочки, клеенки.

Ноябрь Подарок для мамы

Закрепить умение пользоваться техникой торцевание, скатывание салфеток;

- закрепить умение создавать композиции в данных техниках;

- развивать мелкую моторику, воображение, художественный вкус, умение красиво преподнести подарок. Индивидуальная работа цветные бумажные салфетки;

пластилин,ножницы;палочка с заостренным концом, корзиночка из картона.

Декабрь Зимний пейзаж

Познакомить детей с новым материалом для аппликации - ватой, закрепить умение вырезать по шаблону из бумаги, подбирать дополнительный материал для создания яркого образа, воспиты-вать проявление самостоя-тельности. Занятие (продуктивная деятельность) Вата, цветная бумага, ножницы, клей.

Январь Снеговик

Учить детей обмакивать ватные диски в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности.

Занятие (продуктивная деятельность)ватные диски, ножницы, клей, цветные карандаши.

Февраль Весёлый барашек

Познакомить детей с аппликацией из макарон; учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами; учить аккуратно, пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались. Занятие (продуктивная деятельность)

изображение барашка, макароны, клей, кисточки.

Март Подарим маме веточку мимозы

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик; продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками Занятие (продуктивная деятельность)

шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.

Апрель Волшебный пластилин

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным материалом для аппликации -пластилином, закрепить умение вырезать аккуратно и равномерно распределять его по поверхности шаблона, подбирать нужный цвет. Занятие (продуктивная деятельность)

Шаблон из картона, пластилин, стека.

Май Нарядные бабочки

(коллективная работа) Продолжать знакомить детей с нетрадиционным материалом для аппликации - бросовым материалом, закрепить умение вырезать по шаблону из бумаги, подбирать дополнительный материал для создания яркого образа. Занятие

(продуктивная деятельность)Фантики от конфет, трубочки, крышки разных цветов, клей, шаблон бабочки из картона.

Виды нетрадиционной аппликации

1. Аппликация из салфеток:

Я считаю особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией Вначале детишки сминали кусочки салфеток размером 5на5 см. затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими,комочки – более плотными. Создание рисунков было коллективным Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

h4]2. Пластилинография:[/h4]

С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)

Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; я заметила как проявляется интерес; расширяются знания об окружающем мире.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть как они радуются выполненной работе и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

3. Обрывная аппликация:

Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.

4. Торцевание:

Один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно

отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью

торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно. Декоративные элементы интерьера.

5. Аппликация из салфеток или гофрированной бумагой (метод

вкручивания бумаги):

Салфетки, гофрированная бумага- очень интересный материал для

детского творчества. Из них можно сделать все что угодно и как угодно. Они очень приятные на ощупь, мнутся и держат форму. Великолепные цвета очень нравятся детям, они с удовольствием работают с ней на занятиях. Такой вид творчества имеет много плюсов.

- Можно создавать шедевры без ножниц.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие тактильного восприятия используя бумагу различной фактуры.

- Широкие возможности развития воображения.

6. Аппликация из крупы:

С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши или акварели. Такой вид аппликации развивает мелкую моторику, тактильное восприятие.

7. Аппликация из ватных дисков и ваты:

Такой вид тоже очень интересен ребенку. Материалы приятные на ощупь. Можно покрасить, резать.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами дает им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Приятно видеть как они радуются выполненной работе, и с каким восторгом показывают свою работу своим родителям.

8. Аппликация из природного материала

Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения.

Результаты наблюдений за дошкольниками убедительно доказывают, что дети испытывают растерянность при работе с нестандартными для творчества и экспериментирования материалами, неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для творческого и интеллектуального развития детей, расширяет запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Занимаясь аппликацией с применением нетрадиционных материалов (яичной скорлупы, крупы, глины, ракушек, шерсти, ваты, макарон, нитей, и многих других, дети знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.

Итак, аппликация:

• Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

• Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

• Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

• Помогает выучить цвета и формы.

• Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Заключение:

Таким образом, хочется подчеркнуть, что тренировка движений

пальцев является стимулом для развития речи ребенка. Занятия

нетрадиционной аппликацией позволяют развивать память, и

фантазию, повышает интерес к творчеству. Прослеживается

положительная динамика в развитии мелкой моторики детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрианов П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ. 2011г. М. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. Моляко В. А. Психология творческой деятельности-2012г. Нечаев Н. Н. Проектное моделирование как творческая деятельность -2013г.

2. Павлова М. Б. «Технология» - новый учебный предмет в школе. -Спб 2014г.

3. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив-2014г.

4. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. –М. 2014г. Симоненко В. Д. Технологическая культура-Брянск2014г. Эриксон Э. Детство и общество, СПБ-2013г.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью ниткографии» Последние годы значительно увеличилось число детей с речевым нарушением. По исследованиям ученых, на развитие речи, на развитие головного.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветовРазвитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Развитие мелкой моторики у малышей с помощью тестопластики — лепки из соленого тестаРазвитие мелкой моторики у малышей с помощью тестопластики — лепки из соленого теста Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка. Известно, что формирование мелкой моторики влияет на умственное развитие,.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Упражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандашаУпражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандаша Можно с детьми проводить несложные упражнения для развития мелкой моторики рук, а также для развития кисти, координации движений руки, ловкости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 19:01
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»» (включая файлы) размещена пользователем РОГОВА АЛЕКСАНДРА (УИ 70853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД