наталья яковлева
Проект Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №54 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной
деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
младшая группа №5
Полевской 2024
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности : общения, познания, познавательно-исследовательской.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра. Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности.
В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных в деятельности педагога ДОУ.
Новизна проекта
Особенность проекта в разработке методического сопровождения по речевому развитию детей дошкольного возраста, включение родителей в образовательную деятельность и реализацию проекта.
Цель проекта : Создание условий, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи на педагогов:
анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
- определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи на детей :
Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Обогащать словарь детей, активизировать его;
Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Задачи на родителей:
Взаимодействие с родителями воспитанников в подготовке и проведении театрализации.
Повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития и воспитания детей;
Педагоги, специалисты ДОУ являются основными участниками реализации проекта :
1. Разрабатывают перспективное, календарное планирование, педагогические проекты, конспекты:
НОД по речевому развитию.
Сценарии театрализованных постановок :
Мюзиклы,
Кукольные спектакли
Итоговых досугов,
Инсценировки по произведениям,
Театрализованные развлечения,
2. Анализируют результаты деятельности за каждый месяц, учебный год.
Заместитель заведующего (по административно-хозяйственной работе) :
обеспечивает материально-техническое сопровождение реализации проекта.
Практическая значимость:
Проект может быть рекомендован для педагогов дошкольных образовательных организаций, ставящих перед собой цель обновления содержания речевого развития обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Описание методов и критериев мониторинга качества проекта
Для оценки эффективности проводимых мероприятий используются следующие критерии, показатели:
развитие речевых навыков дошкольников;
профессиональное развитие педагогов (овладение технологиями социализации дошкольников);
участие педагогов в конкурсах, распространение опыта по направлению инновационной деятельности;
состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы;
эмоциональное благополучие участников образовательного процесса;
участие родителей в образовательном процессе.
Для выявления результатов используются педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. В качестве диагностики используется также наблюдение за детьми в свободной деятельности.
Этапы, календарный план, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты.
Этапы Содержание и методы работы Работа с родителями
- 1 этап - организационно-подготовительный
(август-сентябрь) Анализ ресурсных возможностей
2 этап - практический
Сентябрь.
Групповая работа.
Разучивание пальчиковых игр: «Мои пальчики», «Пирог».
Беседы по иллюстрациям.
Чтение художественной литературы
Настольная игра «Мозаика», «Шнуровка».
Развивать дыхательную мускулатуру, умения медленно вдыхать и медленно выдыхать воздух. Дыхательное упражнение «Ладошки».
Разучивание чистоговорки: Уп, уп, уп:
Мама варит суп.
Подгрупповая работа.
Упражнение «Поможем кукле Кате запомнить посуду.
Дидактическая игра: «Кто где живет?».
Индивидуальная работа.
Д/игра «Найди пару», «Что растёт на грядке?».
Беседы по иллюстрациям.
Папка-передвижка
«Воспитание сказкой»
Папка передвижка «Роль театра в жизни ребенка».
Анкетирование «Что мы ждем в новом учебном году?»
Октябрь.
Групповая работа.
Разучивание пальчиковых игр: «Идем в гости», «Овощи».
Чтение стихотворений, народных песенок и потешек.
Д/ игра «Подскажи словечко» (упражнение используется при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений).
Разучивание чистоговорки: Ос, ос, ос:
На столе кокос
Подгрупповая работа.
Д/игра «От каждого по словечку» или «Дополни предложение».
Игры с прищепками «Собери цветок».
Дидактическое упражнение «Тихо-громко».
Индивидуальная работа.
Театрализация «Репка». Ребёнок иллюстрирует текст сказки, который рассказывает педагог, фигурками на магнитной доске.
Папка-передвижка
«Роль семьи в развитии речи ребенка»,
«В гостях у осени!» клубный час.
Ноябрь.
Групповая работа.
Разучивание пальчиковых игр «Шарик и подружки».
Разучивание чистоговорки: Ка, ка, ка:
Вот течёт река
Хороводная игра «Пузырь», «Круг - кружочек».
Упражнение «Что сначала, что потом».
Расскажи сказку по картинке.
Подгрупповая работа.
Д/ игра «Узнай по голосу»
Составление небольшого рассказа (с помощью взрослого) по иллюстрации.
Театр «Курочка Ряба».
Умные пальчики «Как растут слова».
Индивидуальная работа
Работа с дыхательным тренажером: «Легкое перышко».
Занятие «У Матрешки - новоселье» игра на определение цветов.
Папка-передвижка
«Театрализованная деятельность в развитии ребенка».
Декабрь.
Групповая работа.
Дидактическая игра: «Угадай сказочного героя»
Развивать дыхательную мускулатуру, умения медленно вдыхать и медленно выдыхать воздух. Дыхательное упражнение «Насос»
Упражнять детей в произношении вежливых слов.
Разучивание пальчиковых игр «Стойкий солдатик», «Ручки».
Подгрупповая работа.
Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел», «Назови ласково».
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой».
Индивидуальная работа.
Театрализация «Репка». Ребёнок иллюстрирует текст сказки, который рассказывает педагог, фигурками на магнитной доске
Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри»
Д/ игра «Кто как зимует».
Папка-передвижка
«Чтение сказок как одно из условий развития речи»
Январь.
Групповая работа.
Хороводная игра «Пузырь»
Разучивание пальчиковой игры «Две сороконожки»
Повторение чистоговорки: Ос, ос, ос:
На столе кокос
Театр «Мишка Косолапый».
Дыхательная гимнастика «Бегемотик».
Подгрупповая работа.
Д/ упражнение «Угадай, что звучит».
Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей и мебели.
Рассказы детей об увиденном (в парке, на прогулке и т. п.)
Индивидуальная работа.
Настольная игра «Мозаика»
Дидактическая игра: «Угадай сказочного героя»,
Папка-передвижка
«Лучшие детские сказки».
Февраль
Групповая работа.
Разучивание пальчиковых игр: «Мишка», «Гномик».
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик».
Д/ игра «Скажи наоборот».
Подгрупповая работа.
Дидактическое упражнение «Тихо-громко».
Магнитный театр «Курочка Ряба»
Индивидуальная работа.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», «Теремок», «Репка», учить пересказывать знакомую сказку.
Упражнения: «Назовите детенышей».
Настольная игра «Мозаика».
Папка передвижка «Роль театра в жизни ребенка»
Март.
Групповая работа.
Чтение художественной литературы по возрасту детей
Развивать дыхательную мускулатуру, упражнение «Насос».
Д/игра «Зайка беленький сидит».
Разучивание пальчиковых игр: «Крынка с молоком».
Артикуляционная гимнастика «Хоботок».
Подгрупповая работа.
Д/ игра «Для чего нужен предмет?»
• Игры со звукоподражанием: «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»;
Настольная игра «Пазлы», «Мозаика»
Индивидуальная работ
Театрализация «Репка». Ребёнок иллюстрирует текст сказки, который рассказывает педагог, фигурками на магнитной доске
Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций.
Папка-передвижка
«Играем – речь ребенка развиваем!»
Стенгазета «Портрет моей мамы»
Апрель.
Групповая работа.
Разучивание пальчиковых игр: «Семья», «Растеряши» .
Развивать дыхательную мускулатуру, умения медленно вдыхать и медленно выдыхать воздух. Дыхательное упражнение «Погончики».
Артикуляционная гимнастика «Улыбка».
Подгрупповая работа.
Д/ игра «Для чего нужен предмет?», «Что лишнее?».
Д/упражнение «Отгадай сказку по картинке».
Индивидуальная работа.
Игры с прищепками «Собери цветок», мозаика.
Игры на развитие мелкой моторики.
Настольная игра «Пазлы».
Папка - передвижка «Книга в кругу семьи»
Май.
Групповая работа.
Чтение художественной литературы.
Д/игра «Найди пару», «Что растёт в огороде?».
Игра «Где же наши ручки (ножки, носик?»
Упражнять детей в произношении вежливых слов.
Повторение скороговорок: Ка, ка, ка:
Вот течёт река.
Ос, ос, ос:
На столе кокос
Уп, уп, уп:
Мама варит суп
Подгрупповая работа.
Дидактическое упражнение «Тихо-громко», «Отгадай и назови».
Упражнение «Поможем кукле Кате запомнить овощи и фрукты».
Индивидуальная работа.
Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам.
Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»
Анкетирование «Итоги года»
3 этап - контрольно-аналитический.
Итоговый педагогический мониторинг. Изучение индивидуального развития детей в области речевого развития.
Родительское собрание. Подведение итогов за 2023-2024 учебный год.
Предполагаемые результаты:
Основными результатами реализации проекта следует считать :
обогащение содержания образования по речевому развитию дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
позитивный воспитательный эффект: включение детей в общественную жизнь, развитие саморегуляции поведения;
совершенствование профессиональных навыков педагогов через овладение современными педагогическими технологиями речевого развития дошкольников;
создание банка дидактических материалов (в том числе собственных методических разработок) в рамках образовательной деятельности;
определение содержательных ресурсов преемственных связей в рамках создания коллектива единомышленников в поисках эффективных подходов к речевому развитию детей дошкольного возраста;
вовлечение родителей дошкольников как заинтересованных партнеров проекта и участников в рамках его реализации.
Внешние эффекты:
формирование положительного общественного мнения о деятельности образовательной организации;
создание привлекательного имиджа дошкольной образовательной организации;
высокая рейтинговая оценка деятельности образовательной организации в системе образования города, области.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.12г. № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10. 2013г. N 1155).
3. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007.
4. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. :ТЦ Сфера, 2010.
7. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009.
8. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
9. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М. : Астрель, 2013.
10. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
11. Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
12. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
13. Интернет ресурсы.