Получи документы

Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования карт Проппа»

Татьяна Андреева
Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования карт Проппа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 45 городского округа-город Камышин

Проект по развитию речи

в подготовительной к школе группе № 11

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования

карт Проппа»

Разработчики:

воспитатель

Андреева Т. В,

воспитатель

Миночкина В. В.

Публикация «Проект „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования карт Проппа“» размещена в разделах

г. Камышин, 2018-2019 г.

Пояснительная записка

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!”.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. Поэтому так необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Её содержание направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Актуальность проблемы:

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, а сказка является ещё и одной из первых сфер детского творчества.

Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели.

На основании выше изложенного материала, исследуя различные формы методы работы с дошкольниками, мы постарались подобрать наиболее эффективные методики, которые удовлетворяли бы условиям соединения основных направлений развития ребёнка : игра, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами. Один из методов, который нас заинтересовал, стал метод работы с картами Проппа. Работу по данной методике мы решили оформить в проектную деятельность.

Инновация нашей проектной деятельности «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования карт Проппа» заключается в том, что на протяжении проектного периода мы внедряли методику работы с картами Проппа, которая нами была адаптирована и сориентирована на специфику работы в группе в соответствии с поставленными целями и задачами. Так же, на основании данной методики, нами было изготовлено пособие «Волшебный сундучок», работа с которым способствует развитию различных компонентов речи (обогащение и активизация лексического словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, развитие слухоречевого внимания, интонационной выразительности, стимулирование речевого общения).

Практическая значимость:

• Раскрывается один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению.

• Представлен систематизированный материал игр и упражнений по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитию мышления.

• Предлагаемая система дидактических игр и упражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Цель проекта : Повышение эффективности обучения, воспитания и развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС, через развитие связной речи, посредством использования карт Проппа.

Задачи проекта : Обучающие: - учить определять жанр произведения; - запоминать последовательность событий; - выделять основное содержание сказки; - выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа; - развивать сюжет, используя «сказочные» языковые средства; - уверенно манипулировать картами; - учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев; - расширять словарный запас. Развивающие : - стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащать эмоциональную сферу, активизировать связную речь, обогащать словарь, способствовать повышению поисковой активности; - совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей; - развивать творческие способности у детей; - развивать интерес к чтению художественной литературы; традиции семейного чтения. Познавательные: - способствовать лёгкому усвоению содержания сказок, с целью облегчения их пересказа, а в дальнейшем - сочинению своих собственных сказок. Воспитательные: - воспитывать любознательность, нравственные качества личности; - посредством сочинения сказок и выступления перед другими детьми способствовать развитию волевых качеств; - формировать интерес к культурному наследию своего народа. Психотерапевтические, здорорвьесберегающие: - способствовать положительному внутреннему психологическому состоянию детей, создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Ожидаемые результаты: - дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами; - пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни; - повышение уровня речевого развития детей; - активизация познавательной деятельности детей; - повышение интереса к книге.

Участники проекта :

- дети подготовительной группы

- воспитатели

- родители

Вид проекта :

- групповой;

- информационный - практико-ориентированный;

- долгосрочный.

Срок реализации:

Сентябрь-март.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Объект исследования: речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования: использование карт Проппа для развития речи дошкольников

Теоретическая значимость: Разработать методы и механизмы использования карт Проппа в работе с детьми.

Описание продуктов и ресурсов

Многофункциональное развивающее пособие «Сундучок сказок».

Сказочный персонаж – домовёнок Кузя, который является главным героем - организатором, сподвигающим детей к работе по данной методике.

Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» с атрибутами: Игровое поле, разделённое на сектора с магнитами, волчок с секторами, соответствующими полю.

Наборы карточек на магнитах :

• Набор карточек – функций 2-хразмеров (в качестве демонстрационного и игрового материала).

• Набор карточек «Что за сказка?»

• Набор карточек «Сказочные герои».

• Набор карточек «Волшебные помощники».

• Сказки с мнемотаблицами по катам Проппа.

Картотеки по изучению сказок и подготовительной работе к использованию карт Проппа :

Картотека дидактических игры с детьми старшего дошкольного возраста «Сундучок со сказками».

Картотека «Сказочные загадки».

Картотека сказочных изречений «Из какой сказки слова?»

Картотека присказок «В гостях у сказки».

• Наборы «карточек – цепочек» по сказкам «Сложи и расскажи».

Набор настольных игр «Путешествия по сказкам».

Набор карточек для творческой деятельности «Дорисуй сказку».

Набор дидактических игр «Разрезные картинки по сказкам».

Методическая работа:

Картотека конспектов НОД по развитию речи с использованием карт Проппа.

Картотека бесед и консультаций для родителей.

Картотека бесед с детьми.

Продуктивная деятельность детей с участием родителей:

• Изготовленная «Книга сказок».

• Создание альбома “Моя любимая сказка”.

• Инсценировка сказок.

• Пополнение театрального центра.

• Пополнение детской библиотеки.

Пути реализации проекта :

Методы работы.

- словесный метод;

- наглядный метод;

- практический метод.

Методы исследования

Эмпирические Теоретические

Изучение литературы.

Педагогическое наблюдение.

Обобщение опыта.

Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие». Моделирование.

Сравнение.

Обобщение.

Классификация.

Драмматизация.

Творчество.

Формы работы:

Создание предметно-развивающей среды

- Разработка многофункционального развивающего пособия «Сундучок сказок» - Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров

- Пополнение центра театрализации

Работа с детьми

- Непосредственно образовательная деятельность

- Викторины - Творческие мастерские - Чтение художественной литературы - Театрализованная деятельность - Использование устного русского народного творчества - Подбор песен и стихов, загадок, пословиц, поговорок для разучивания - Беседы

- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)

- Художественное творчество

Работа с родителями

- Консультации - Беседы

- Домашние задания для родителей и детей.

- Чтение сказок с детьми

- Родительское собрание - Анкетирование.

Принципы:

1. Принцип индивидуального подхода к детям. 2. Принцип сотрудничества — взаимосвязь ребенка и педагога. 3. Принцип интегративности — взаимосвязь с различными видами деятельности. 4. Принцип систематичности и последовательности — такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные. 5. Принцип доступности — обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям. 6. Принцип проблемного обучения — дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков. 7. Принцип компетентности педагога. 8. Принцип игровой подачи материала (ведущий вид деятельности — игра).

Инновационные технологии:

- личностно - ориентированный подход к детям; - личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач); - интегрированная система; - здоровьесберегающие технологии; - игровые методы и приемы.

Предполагаемый результат:

Для детей :

- умеют определять жанр произведения;

- запоминают последовательность событий;

- выделяют основное содержание сказки;

- выстраивают схему содержания, опираясь на карты Проппа;

- уверенно манипулируют картами;

- умеют сочинять сказки коллективно и индивидуально.

Для родителей:

Родители понимают важность изучения художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам речевого развития дошкольников.

Этапы реализации проекта

I этап проекта – организационный (сентябрь)

• Составление поэтапного плана работы.

Анализ проблемы: как развивать связную речь дошкольников.

• Создание банка идей и предложений; подбор литературы.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

• Мониторинг знаний детей.

• Анкетирование родителей.

II этап проекта – практический.

Перспективный план работы по реализации проекта

• Определение задач.

• Планирование деятельности.

• Разработка конспектов занятий, игр.

Для того, чтобы детям было легче освоить карты Проппа, свою работу мы раз делили на несколько этапов:

Первый этап (октябрь)

Знакомство детей с жанром литературного произведения – сказкой, её отличиями от других жанров, со структурой сказки – её композицией (зачин, основная часть, концовка).

Изготовление вместе с детьми самих карт.

Второй этап (ноябрь)

Проведение подготовительных игр, которые помогут освоить карты.

Третий этап (декабрь)

Знакомство детей с обозначениями карт Проппа.

Четвертый этап (январь - февраль)

Обучение пересказу сказки с опорой на карты Проппа.

Пятый этап (март).

Обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

III этап проекта – заключительный

- Обсуждение итогов и анализ работы.

Рисками данного продукта были: затруднение запоминания обозначений карт, выстраивания с помощью них сюжетной линии.

Преодолением рисков была опора на такие принципы, как:

• создание условий, способствующих социализации детей в позитивном ключе;

использование видов деятельности, которые соответствуют их возрасту, вызывают чувство радости.

• способствование возникновению у детей ярких и сильных образов и впечатлений;

использование игр, в процессе которых они пропускают события через себя для успешного восприятия устной информации.

Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта.

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей :

- сформировался интерес к художественной литературе; - воспитанники умеют определять жанр произведения; - запоминают последовательность событий; - умеют выделять основное содержание сказки; - выстраивают схему содержания, опираясь на карты Проппа; - уверенно манипулируют картами; - расширился и активизировался словарный запас детей; - появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя; - улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации; - заметно возрос интерес к поэтическому слову; - сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами; - дети с удовольствием участвуют в инсценировках сказок; - воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами; - повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному; - сформировалась способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь; - дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

У родителей:

Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми. Две семьи стали регулярными посетителями детской библиотеки.

Целесообразность карт Проппа

1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

4. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.

5. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

6. Данный проект способствует развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению небольших репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.

7. В процессе работы над развитием речи детей по методу Проппа посредством использования пособия «Сундучок сказок», мы ощутили повышенный интерес воспитанников к словотворчеству.

Отличие карт Проппа от мнемотаблиц, знаков и символов, которыми пользуются при составлении пересказов в том, что при работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление.

Данная методика благотворно влияет на развитие всех видов деятельности дошкольников и интеллекта в целом.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.

3.

4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.

5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.

6. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

7. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.

8. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.

9. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.

10. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования карт Проппа»
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 16:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД