Лучший педагог года

Проект развития краеведения в ДОУ «Люблю тебя, мой край Донской»

ГАЛИНА БЛАГОРОДОВА
Проект развития краеведения в ДОУ «Люблю тебя, мой край Донской»

Содержание

1. Введение.

2. Основной этап проекта «Люблю тебя, мой край Донской»

3. Заключение.

4. Литература.

Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.

Публикация «Проект развития краеведения в ДОУ „Люблю тебя, мой край Донской“» размещена в разделах

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному посёлку, городу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и нашего посёлка, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость - «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, тогда можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Участники проекта :

Воспитанники ДОУ.

Педагоги.

Родители.

Совместная деятельность с детьми и родителями.

Цель проекта : Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта : Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке, о крае, в котором мы живём. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края. Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края.

Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Риски проекта :

-дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;

-для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям своего народа;

Роль родителей в реализации проекта :

Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;

Выставка рисунков «Мой родной посёлок» (совместно с родителями);

Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».

Вид проекта : информационно-творческий, познавательный, групповой.

Срок реализации проекта : краткосрочный апрель -май 2023г.

«Мой родной поселок», «Моя семья», где дети знакомятся с основными объектами своего поселка, учатся ориентироваться в близлежащих к детскому саду улицах, учатся понимать значение семьи в жизни человека.

«История родного края», дети вспоминают как выглядит с герб, флаг Ростовской области.

«Природа родного края», где дети знакомятся с животным и растительным миром Донского края, о необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.

«Достопримечательности Ростовской области», здесь дети знакомятся с историческими объектами родного края.

«Народные традиции нашего края», где дети знакомятся с казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев нашего края, с православными традициями.

«Люди, прославившие Донской край» знакомит детей писателям М. А Шолоховым,

Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.

2. Основной этап проекта «Люблю тебя, мой край Донской»

Этапы проведения и реализации проекта :

1 этап – подготовительный.

Задачи.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3. Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1)Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).

2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

3) Дидактические игры.

4) Выставка книг с произведениями Шолохова.

2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности

Беседа, рассматривание фотографий.

Экскурсия по станице.

«Моя семья».

Прививать детям чувство гордости за свою семью.

Описательные рассказы детей о семье.

«История возникновения Донского края».

Познакомить детей с историей возникновения нашего края.

Воспитывать интерес к истории родного края.

Презентация «Мой край Донской».

«Природа родного края»

Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру нашего края.

Просмотр презентаций: «Перелётные птицы», «Исчезающие виды растений», «Заповедник».

«Флора и фауна родного края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашей области.

Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Животные Донского края», «Цветы», «Заповедники Ростовской области», «Водоёмы».

Дидактическая игра «Рассели птиц и животных».

НОД «День земли»

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии села от профессий города.

Беседа о родах войск. Знать и различать виды войск, их предназначение. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Формирование чувства патриотизма.

Презентация «Дети герои войны».

Экскурсия к памятнику «Клятва».

Продолжать формировать у детей представления о празднике Дня Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формирование чувства патриотизма. Досуг «9 Мая День Победы».

Продолжать знакомство с традициями русского народа, воспитывать желание знать историю своего народа.

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени, с одеждой казаков и русских людей.

«Творческие люди нашего края».

Познакомить детей с бытом писателя М. А. Шолохова.

Работа с педагогами

Работа с родителями детей.

Анкетирование родителей.

Предполагаемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.

Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной поселок, желание сохранить его чистым и красивым.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятникам.

3. Заключение

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе

прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.

4. Используемая литература.

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.

3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.

4. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.

5. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? ___

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

___

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?___

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?___

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?

___

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

___

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

___

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Люблю тебя, мой край любимый в цветочном платье полевом»Фоторепортаж «Люблю тебя, мой край любимый в цветочном платье полевом» Попова Валентина Добрый вечер, дорогие коллеги! Я сегодня хочу поделиться своими впечатлениями от поездки на природу на луг и в лес. Это.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Образовательный проект «Наш край — Донской край»Образовательный проект «Наш край — Донской край» Данный проект направлен на сохранение и развитие казачьей культуры Донского края. В рамках проведения проекта мы проводим следующие мероприятия:.

Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край родной»Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край родной» Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный.

Презентация «Орган — король инструментов» к проекту «Люблю тебя, мой край родной» Презентация «Орган – «король инструментов»» к проекту «Люблю тебя, мой край родной»Загадка Инструмент тот с давних пор Украшал собой собор.

Презентация «Э. Т. А. Гофман» к краеведческому проекту «Люблю тебя, мой край родной…» Презентация «Э. Т. А. Гофман» к краеведческому проекту «Люблю тебя, мой край родной»Немецкий писатель – сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Экологический проект «Донской край оберегай! Раздельно мусор собирай!» для детей старшей группы (5–6 лет)Экологический проект «Донской край оберегай! Раздельно мусор собирай!» для детей старшей группы (5–6 лет) Познавательно – исследовательский проект по формированию основ экологической культуры «Донской край оберегай! Раздельно мусор собирай! Паспорт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект развития краеведения в ДОУ «Люблю тебя, мой край Донской»
Опубликовано: 12 июня 2023 в 15:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД