МААМ-картинки

Проект «Развиваем пальчики — развиваем речь»

Михайлова Наталья
Проект «Развиваем пальчики — развиваем речь»

Проект «Развиваем пальчики – развиваем речь»

Учитель-логопед: Михайлова Наталья

Паспорт проекта

Название проекта: «Развиваем пальчики – развиваем речь»

Вид проекта: индивидуальный

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2017 г. – май 2018 г.)

Участники проекта: учитель-логопед, дети, родители

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Публикация «Проект „Развиваем пальчики — развиваем речь“» размещена в разделах

Объект проекта: объектом исследования являются дети 7-10 лет с интеллектуальными нарушениями.

Предмет проекта: пальчиковые игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у школьников с нарушением интеллекта.

Актуальность

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем.

Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей данной категории.

У детей затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия учащихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения.

Актуальность проблемы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

Цель проекта:

Развивать пальчиковую моторику рук, используя пальчиковую гимнастику, традиционные и нетрадиционные методы проведения.

Задачи проекта:

• Развитие мелкой моторики и координации движений рук обучающихся.

• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук, навыков массажа и самомассажа кистей рук.

• Развитие речи, мышления, ориентировки в пространстве, памяти, внимания, усидчивости.

• Создание комфортных условий для ребенка.

• Активизировать педагогический потенциал родителей.

• Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях; познакомить с нетрадиционными методами, такими как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.

• Разработать буклеты для родителей с комплексами пальчиковых гимнастик и игр и рекомендациями по их проведению.

• Разработать рекомендации педагогам по коррекции мелкой моторики учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Предполагаемый результат:

• Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.

• Повышение уровня речевого развития у детей с нарушением интеллекта.

• Развитие речи и пополнение словарного запаса детей.

• Активизация познавательных процессов ребенка.

• Привитие детям устойчивого интереса к пальчиковым играм и логопедическим занятиям.

• Развитие коммуникативных отношений.

• Укрепление психического и физического здоровья детей с интеллектуальными нарушениями.

• Накопление материала и опыта по пальчиковым гимнастикам и играм.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (сентябрь)

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме, подбор литературы.

2. Диагностика развития мелкой моторики детей. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей.

3. Подбор комплекса специальных заданий, пальчиковых игр и упражнений развивающих мелкую моторику младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

4. Подготовка наглядно-дидактического материала, разработка картотеки пальчиковых гимнастик, игр.

5. Оформление буклета для родителей «Комплексы пальчиковых гимнастик и игр для детей».

6. Оформление памятки «Методика выполнения пальчиковых упражнений с детьми с особыми образовательными потребностями».

Основной этап (октябрь-апрель)

Содержание работы

Работа выстраивается в 3-х направлениях:

1. с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;

2. с родителями - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – школа»;

3. с педагогами - посредством проведения консультаций, рекомендаций в данном направлении.

Работа с детьми

1. Использование пальчиковых гимнастик и игр, как обязательных компонентов логопедических занятий.

2. Знакомство со строением руки посредством пальчиковых игр.

3. Индивидуальное проведение комплексов пальчиковых упражнений (гимнастик) с использованием красочных иллюстраций, дидактических пособий.

4. Проведение на логопедических занятиях массажа и самомассажа кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

5. Проведение игр с разными предметами, как аналог пальчиковых гимнастик (с прищепками, орехами, шишками, пинцетами, пипетками и т. д.)

6. Проведение пальчиковых игр, требующих определенных ручных умений (мозаики, конструктор, шнуровка, аппликации из пуговиц, различные застежки и т. д.)

7. Развитие мелкой моторики на занятиях с использование элементов нетрадиционных методов: биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук, применяемый на занятиях, можно разделить на составляющие:

• пальчиковая гимнастика;

• упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики рук являются пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в течение 5 минут в начале каждого занятия и в его середине в форме физкультминутки. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки.

Пальчиковая гимнастика включает:

а) упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук;

б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции;

в) упражнения с ритмом (выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, отстукивание, топот, под детские музыкальные инструменты).

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Инсценировать можно отдельные эпизоды, наблюдения из жизни, воспоминания, эпизоды из сказок. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – уникальное средство для развития мелкой моторики.

Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пазлы, пирамидки, счетные палочки, строительные наборы.

Для координации движений пальцев рук можно использовать игры с нестандартным оборудованием - пластилином, прищепками, камешками, орехами, шишками, пинцетами, пипетками, бусами, крупами, горошинами, пуговицами. Такие игры очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышления. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение. Главная цель таких игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Работа с родителями (законными представителями)

1. Практическое занятие «Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр». Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

2. Познакомить родителей с нетрадиционными методами развития мелкой моторики, такими как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.

3. Подготовка буклетов «Комплексы пальчиковых гимнастик и игр для детей».

Работа с педагогами

1. Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями».

2. Разработка памятки «Методика выполнения пальчиковых упражнений с детьми с особыми образовательными потребностями».

3. Разработка картотеки «Пальчиковая гимнастика» для педагогов.

Заключительный этап (май)

1. Оформление компьютерной презентации «Развиваем пальчики – развиваем речь».

2. Презентация проекта на РМО учителей-логопедов.

3. Публикация проекта на сайтах ОУ и на страницы в социальных сетях.

4. Самоанализ деятельности по реализации проекта.

Практический результат проекта

1. Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.

2. Практическое применение педагогами продуктов проекта в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

3. Практическое применение родителями продуктов проекта для занятия с детьми в условиях семьи.

4. Отзывы родителей и педагогов.

Итог проекта

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с особыми образовательными потребностями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Янушко Е. Помогите малышу заговорить! - М. : Теревинф, 2007.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. ,«Олма Пресс», 2001.

Новиковская О. А. Веселая зарядка для пальчиков. – М. : Астрель: АСТ; СПб. : Астрель – СПб, 2009г.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Безруких, М. М. Тренируем пальчики. [Текст]/ М. М. Безруких. – М. : Дрофа, 2000.

Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Узорова О. Н. Пальчиковые игры, М., 2006г

Прикреплённые файлы:

proekt_am76a.ppt | 589 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Развиваем пальчики»Фотоотчет «Развиваем пальчики» Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает.

Из опыта работы педагога «Тренируем пальчики. Развиваем речь»Из опыта работы педагога «Тренируем пальчики. Развиваем речь» Тренируем пальчики. Развиваем речь. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский Мы уже давно знаем, что уровень развития.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь» Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный.

Консультация для родителей «Развиваем руку — развиваем мозг» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Сейчас очень много говорят.

Лепбук «Развиваем пальчики»Лепбук «Развиваем пальчики» Доброго всем времени суток! Рада представить вашему вниманию интерактивное пособие «Лэпбук». Мой лэпбук, это своего рода дидактическое.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Лэпбук по развитию речи «Развиваем речь» Лэпбук - интерактивная тематическая папка, самодельная бумажная книжка, заключительный этап самостоятельной.

Лэпбук «Развиваем речь, играя»Лэпбук «Развиваем речь, играя» Мной был создан лэпбук, "Развиваем речь, играя" для детей младшей группы, там представлен игровой развивающий материал для использования.

Педагогический проект «Играем пальчиками — развиваем речь»Педагогический проект «Играем пальчиками — развиваем речь» Педагогический проект "Играем пальчиками - развиваем речь" Название проекта "Играем пальчиками - развиваем речь" Заказчик проекта МДОУ.

Проект «Пальчиками играем — речь развиваем». Развитие мелкой моторики рук детей Проект «Пальчиками играем – речь развиваем» (развитие мелкой моторики рук детей) МКДОУ №14 «Улыбка» г. Лодейное поле Воспитатель: Семенова.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развиваем пальчики — развиваем речь»
Опубликовано: 30 октября 2018 в 20:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД