Получи документы

Проект «Родной свой край люби и знай» по теме «Югра»

Ольга Бровкина
Проект «Родной свой край люби и знай» по теме «Югра»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

Проект по патриотическому воспитанию в средней группе

«Родной свой край люби и знай»

Воспитатель: Бровкина О. Н.

2021

Паспорт проекта

Тема проекта : «Родной свой край люби и знай».

Вид проекта : Информационный, творческий, познавательный.

Публикация «Проект „Родной свой край люби и знай“ по теме „Югра“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : Среднесрочный.

Срок реализации проекта : Февраль-апрель

Участники проекта : Педагоги, родители, дети средней группы.

Актуальность разработки и реализации проекта

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» писал:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл, посадил первое деревце.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы в своей природе, важно показать ребенку, что и наш поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина?», то он, не задумываясь, ответил бы – «Прежде всего это место где я родился, где моя семья, дом, друзья»

Поэтому было решено разработать и реализовать проект «Родной свой край люби и знай»

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми. Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимание этой проблеме.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, соответственно дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке.

Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном посёлке, воспитание у детей патриотических чувств.

Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Можно сделать вывод: не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Проект «Родной свой край люби и знай», будет способствовать формированию у детей чувства патриотизма, любви к родному поселку, к природе, своему народу.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. В реализации проекта могут участвовать родители воспитанников. Сведения о поселке, народах Севера доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Гипотеза:

У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного посёлка и края, расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится степень включённости родителей в организацию образовательного процесса.

Цель проекта :

Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном посёлке и крае – ХМАО-Югра.

Задачи:

Образовательные:

-формировать у детей представления о поселке и крае, в котором они живут;

-формировать умение называть свой домашний адрес, уточнить знание о своей улице;

- формировать знания детей о транспорте нашего посёлка;

-расширять кругозор детей и словарный запас;

-знакомить с национальной одеждой и жилищем коренных жителей Югры.

Развивающие:

-развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь;

-развивать познавательную активность;

-развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь к своему поселку, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Содержание проекта :

1 этап - подготовительный:

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта :

1. Перспективный план мероприятий по проекту.

2. Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре.

3. Картотека подвижных игр коренных народов Севера.

4. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка образовательно-развивающих ситуаций, определение тематики бесед.

7. Подборка материалов для консультаций «О любви к родному краю», «Растим патриотов, будущих защитников Отечества», «Странички истории посёлка», «А – улица по имени, как звался мой дружок!»

8. Изготовление папки-передвижки «Что мы знаем о народе, на чьей земле живём».

Работа с детьми перед началом проекта :

Беседа на тему: «Где ты живёшь?».

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком поселке? Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы поселка вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения?

2 этап –организационно – практический:

1. Непрерывно образовательная деятельность.

2. Тематические беседы.

3. Презентации.

4. Подвижные игры, загадки, сказки народов Севера.

5. Целевая прогулка.

6. Экскурсия.

7. Составление мини-рассказов о семье, детском саде.

8. Продуктивная деятельность.

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

3этап - итоговый:

1. Уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта.

2. Выставка продуктов детской деятельности.

3. Родители вместе с детьми готовят творческие работы на тему «Милый сердцу уголок», рисунки «Транспорт нашего посёлка», стенгазета «Один день из жизни семьи».

4. Презентация «Моя малая Родина».

Прогнозируемый результат:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

-дети познакомятся ближе со своим посёлком и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси;

-научатся узнавать и называть памятные места поселка, профессии взрослых (жителей Югры);

-расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, повысят интерес к окружающему миру своего края;

-смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» :

- расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» :

- дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности;

- укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

Родители:

- проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к родному посёлку, краю; принимают активное участие в выставке творческих работ, в подборке фотографий.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Социальный эффект:

Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с библиотекой посёлка, организация совместных выставок в МАДОУ позволит повысить социальную активность детей и их родителей.

Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта:

• музыкальным руководителям поможет повысить свою компетентность в подборе музыкального материала для совместных мероприятий с родителями и детьми;

• воспитателям – развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в выборе форм организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.

Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Методы исследования:

1. Игры.

2. Познавательные занятия.

3. Беседы.

4. Экскурсия.

Работа с родителями:

- приобщение родителей к единому образовательному процессу;

- консультация «Растим гражданина и патриота», «История посёлка», «Праздники народов ханты и манси»;

- папка-передвижка «А-улица по имени, как звался мой дружок!», «Манси – загадочные жители севера»;

- оформление газеты «Самый счастливый день нашей семьи»;

- участие в выставке рисунков, поделок «Милый сердцу уголок»;

- участие родителей в подборке фотографий.

Формы совместной работы с детьми.

1. Беседы: «Мой дом, моя улица», «Наш родной посёлок», «Достопримечательности посёлка», «Где работают родители», «Транспорт нашего поселка», «Что мне нравится в посёлке», «Мой любимый детский сад», «О правилах поведения на улице», «Почему наш посёлок назвали Горноправдинск?», «Путешествие в прошлое нашего посёлка» (фотографии, «Коренные жители – ханты и манси» (презентация)

2. НОД «Моя малая Родина» по познавательному развитию.

НОД «Улицы моего посёлка» по художественно-эстетическому развитию аппликация.

НОД «Дом, в котором ты живёшь» по художественно-эстетическому развитию рисование.

НОД «Транспорт нашего поселка» по художественно-эстетическому развитию рисование.

НОД «Одежда народов Ханты и Манси».

НОД «Путешествие по городам Югры» по познавательному развитию.

НОД «Украшение хантыйской утвари орнаментом» по художественно-эстетическому развитию рисование

3. Конструирование «Улицы моего посёлка».

4. Экскурсия к памятнику Ф. Салманова, в библиотеку.

5. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Экскурсия по посёлку в автобусе».

6. Дидактические игры: «Геральдика округа», «Собери картинку», «Расшифруй орнамент», «Угадай животного», «Продолжи», «Так бывает или нет», «У нас в посёлке есть …», «Кто трудится в родном посёлке, «Транспорт», «Профессии», «Составь узор», «Кто больше слов скажет о посёлке», «Кто знает, тот угадает».

7. Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Мой родной край», «Старый и новый посёлок», «Найди знакомоё место в посёлке», «Одежда народов Ханты и Манси»,разных видов транспорта.

8. Подвижные игры народов Севера «Белый шаман», «Бег по-медвежьи», «Заячьи прыжки», «Северные олени», «Важенка и оленята».

9. Чтение художественной литературы: В. Степанов «Что мы родиной зовём»,С. Михалков «Моя улица», В. Боков «Какая наша Родина», В. Сухомлинский «Дуб под окном», сказки народов Севера «Мышка», «Морошкины именины», «Воробьишка», А. М. Конькова «Хочу Не хочу», Хантыйская сказка «Мальчик Идэ», «Ветер-Вот», К. Чашев «Шуршат по дорогам весёлые шины», И. Муравейка «Самосвал», Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», Н. Павлов «На машине», Н. Носков «Автомобиль».

10. Вечер загадок и отгадок.

11. Целевая прогулка «Наблюдение за движущим транспортом».

12. Оформление альбома «Транспорт нашего посёлка» (рисование совместно с родителями).

Механизм оценки и ожидаемые результаты.

Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.

Ресурсное обеспечение проекта :

Информационное: литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;

Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки, наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и т. п. ; подборка произведений детских писателей, стихи о родном крае.

Заключение.

В результате работы над проектом «Родной свой край люби и знай» были достигнуты все поставленные задачи, которые мы перед собой поставили. Все этапы были выполнены, провели все запланированные формы работы.

Итогом работы стал познавательный фильм (презентация) «Моя малая Родина».

-Моя – потому что, здесь моя семья, мои друзья, моя улица, мой дом…

-Малая – потому что, это малая частичка моего края…

-Родина – потому что, здесь живут родные моему сердцу люди…

В фильме создан и оформлен материал: история поселка, природа, достопримечательности, знаменитости. Мы научились работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности в сюжетных играх, сотрудничать с родителями.

Реализация этого проекта помогает ребёнку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, формирует у него такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины.

Вывод.

Целенаправленно развивая любовь и привязанность к родному дому, закладывается первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

«Родной дом» - сложное и многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но и с родным городом, с окружающей природой. Позже происходит осознание причастности к краю и к России, огромной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.

Список литературы

1. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»

2. Бочарников В. А. «Под северным солнышком», 1980

3. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»

4. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск «Средне-Уральское книжное издательство», 1977

5. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001

6. Дудников Н. Ф. «Мой дом Север», 1996

7. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009

8. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008

9. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981

10. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е. Н. 1995

11. https://newsruss.ru/Коренныенароды

12. https://infourok.ru/material.html?mid=98576Коренныенароды ханты и манси

13. https://goturist.ru/narod-xanty/Народ ханты

Публикации по теме:

Дидактические игры «Люби и знай свой родной край»Дидактические игры «Люби и знай свой родной край» Родной край. Милый дом. Что может быть дороже и милее? Мы, взрослые, имея большой жизненный опыт за спиной, это можем понять, принять.

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной»Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной» В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя Донщина, родина моя! Дон… Земля донская… Донские.

КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край»КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край» К. В. Н. с родителями и детьми «Люби и знай наш Коми край» Цель: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край» Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край». Татьяна Назарова (Подготовительная группа) Цель: закрепить и.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Лэпбук «Люби и знай свой Хабаровский край»Лэпбук «Люби и знай свой Хабаровский край» 20 октября 2018года Хабаровскому краю исполнилось80 лет. В связи с этой знаменательной датой, мною был изготовлен Лэпбук «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Викторина «Люби и знай свой край»Викторина «Люби и знай свой край» Викторина для детей старшего дошкольного возраста. Цель: воспитывать любовь к родному краю, дошкольников в духе уважения и интереса к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Родной свой край люби и знай» по теме «Югра»
Опубликовано: 17 апреля 2021 в 20:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД