Марина Ларионова
Проект «Роза — королева цветов».
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – игровой.
Вид проекта : творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный. (2 недели).
Предмет исследования: роза.
Возраст детей: старший дошкольный.
Задачи
1. Сформировать представления о:
- жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается,
размножается,
может быть здоровым и больны);
- строение, функции и назначении частей цветка (корень,
стебелёк, колючки);
- развитии цветка;
- влияние света, тепла, воды;
Публикация «Проект „Роза — королева цветов“,» размещена в разделах
- изменении жизнедеятельности в разные времена года;
- экологически грамотном поведении человека с природой.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,
исследовать,
получать новые знания, умения, навыки.
3. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - к розе; вызвать
желание
оберегать, заботиться о ней.
4. Расширять представление о том, как поэты воспевали красоту
цветка.
И что в Китае роза составляет символ столицы страны – Пекина.
Предполагаемый результат:
- речевое творчество детей.
- экскурсии в Ботанический сад, в городские скверы, Екатерининский
парк.
- выставка: продукты детской творческой деятельности (коллаж,
рисунки,
поделки, фотоальбом «Красавица Роза», поздравительные открытки);
- совместные работы родителей и детей (поделки и рисунки)
- дидактические игры и пособия.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту.
Образовательные области
Познание
Цели:
- представление о потребности растений.
- познакомить с жизненным циклом цветка.
- представление о болезнях и вредителях цветка.
- поддерживать стремление детей расширять способы обследования
цветка.
- поддерживать самостоятельную поисково – исследовательскую
деятельностьдетей.
- Исследование – для чего розе колючки.
- Размножение роз.
- Уход за розами (вредители и болезни)
- Вода, свет, тепло в жизни розы.
Труд
- Сбор материалов для изготовления гербария.
- Подготовка роз к зиме.
- Варенье из лепестков роз.
Цели:
-научить детей готовить варенье, определять по вкусу основную
составную часть (лепестки, сахар, вода).
- воспитывать желание быть творцом, как взрослый.
- научить детей правильно готовить
Художественно – творческая деятельность
Цели:
- закреплять и совершенствовать технологию, последовательность.
- использовать широкий спектр материалов и приёмов оформления.
- совершенствовать технику рисования гуашью.
- познакомить детей с процессом приготовления чая из лепестков роз.
- познакомить и научить детей работать с пооперационной картой для
дальнейшей самостоятельной деятельности.
- воспитывать в детях самостоятельность.
- развивать любознательность, интерес к овладению способами
познания.
1. Изготовление гербария.
2. Чай из лепестков роз.
3. Беседа и рисование на тему: «Такие разные розы»
4. Изготовление праздничной открытки.
5. Коллаж на тему «Роза в косметике».
6. Оформление альбома «Роза – королева цветов».
Музыка - П. И. Чайковский «Вальс цветов»,
- «Цветочная полечка» В. Шестакова,
- «Игра с цветами» музыка и композиция движений Г. Ф. Вихарева,
- прослушивание песни «Миллион алых роз» в исполнении А. Пугачёвой.
- игра «Живая клумба», «Найди своё место»
Чтение художественной литературы
Цели:
- познакомить детей с новыми произведениями, с поэтами, писателями.
- продолжать осмысливать образные выражения и фразеологические
обороты.
- стимулировать к самостоятельному творческому проявлению
- Подбор и выставка художественной литературы о розе, садовых
цветах.
- Заучивание стихотворения о розе.
- Чтение детской энциклопедии (о розах).
Приложение № 1.
Социализация
Цели:
- обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества.
- продолжать развивать организаторские способности.
- умение детей соблюдать правила связанные с ролью.
- умение создавать игровую среду.
- «Собери картинку»
- Игра по модели строения розы (корень, стебель, листья, цветок)
- Лото «Цветы»
- Мягкий конструктор «Собери букет»
- С /ролевая игра «Цветочный магазин»
- Игра «Садовник»
Безопасность
Цели:
- закрепить правила работы и меры безопасности с горячими
предметами.
- вспомнить меры безопасности при использовании садовых
инструментов.
- создать условия для выполнения совместных дел, в которых все могут
участвовать с соблюдением правил здоровьесберегающего поведения.
- создание кодекса правил безопасности (работа с растениями,
c инструментами)
Коммуникация
Цели:
- определить с детьми, какой цветок в народе называют королевой
цветов.
- развитие представления детей о цветке как о представителе живого в
мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание,
дыхание, рост,размножение, сорта).
- воспитывать бережное отношение к цветам; умение увидеть и оценить
красоту цветка.
- дать детям информацию о том, откуда появился цветок; о видах и
сортах роз.
- дать обобщённое представление о признаках сезона; о системе
приспособительных особенностей цветка к сезонным изменениям.
- обобщение представлений о системе потребности цветка
(в оптимальной температуре, в свете, во влаге, в питании, в
заботе, в месте обитания,об общей зависимости их состояния от
соответствия условий среды обитания.
- конкретизировать знания детей о разных способах размножения роз;
- вызвать познавательный интерес.
- «Встреча с королевой цветов».
- «Красавица – Роза» (из истории о цветке)
- «Спящая красавица»
- «Может ли роза быть некрасивой?»
- «Как размножить розу?».
Физкультура
Цели:
- совершенствовать технику основных видов движений и спортивных
упражнений
- обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его
использовать.
- формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры.
- пальчиковая гимнастика «Садовник»
- физминутка «Клумба»
- комплекс утренней гимнастики «Мы цветы»
- подвижные игры:
- «Кто быстрее соберёт букет»
- «Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно)
- «Садовник и цветы»
- «Найди своё место»
- «Цветы и ветерок»
- «Косари»
- игра на внимание:
Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок,
дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.
Приложение № 2
Здоровье
Цели:
- развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о косметологии;
- о правилах сбора лепестков, применения.
- о пользе розы.
- обогащать представления детей о гигиенической культуре.
- «Домашний косметолог»
- беседа на тему «Почему надо ухаживать за цветком?»
Работа с родителями
- подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет, загадок, поговорок,
стихов о розах.
- «Какие разные розы» (выставка поделок роз).
- «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья»(экскурсия в
ботанический сад, в городской парк, сквер).
- подбор информаций на тему «Как правильно ухаживать за розами».
Создание условий для самостоятельной деятельности.
(Развивающая среда)
- Настольно – печатные игры «Зелёный город»
- дидактические игры: лото, домино,
- «Собери картинку»
- «Цветок – твой талисман»;
- «Угадай цветок по описанию»;
- «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;
- «Собери цветок из геометрических фигур»;
- «Укрась цветами ковер».
- атрибуты для с/ролевой игры «Цветочный магазин»
-библиотечка юного цветовода (алгоритм, каталог, энциклопедия….)
- оснащение природным и бросовым материалом.
- садовые инструменты.
Итог проекта :
1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений
розах.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к
цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только
украшением Земли, но и целителями.
3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению
природной среды (посадка, уход за цветами).
4. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение
беречь и заботиться о ней.
Методы проекта :
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• самостоятельное наблюдение;
• коллективное наблюдение;
• наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная
наглядность;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей,
объяснения, указания, словесные инструкции;
• технология моделирования;
• релаксация;
• ароматерапия;
• слушание музыки.
Формы организации проекта :
• Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
• Экскурсии;
• Дидактические игры
• Трудовая деятельность детей.
• Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские
принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов,
колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые
ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки,
садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
Наглядный материал:
- цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по экологии;
- библиотечка юного цветовода.
- альбом «легенда о цветке»;
- оснащение природным и бросовым материалом.
На подготовительном этапе работы необходимо:
1. определить формы и методы исследования;
2. провести предварительную работу с педагогами ГБДОУ, родителями и
детьми;
3. выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.
В ходе реализации проекта предполагается использование следующих
форм и методов работы:
• Самостоятельное наблюдение;
•Коллективное наблюдение;
•Уход за цветами;
•Экспериментирование;
•Трудовая деятельность детей.
Предварительная работа с педагогами:
проведение семинара для педагогов ГБДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.
Предварительная работа с родителями:
Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:
1. провести беседу с детьми о цветке, показать и рассказать об имеющихся в доме цветке.
2. вырастить цветок из черенка.
Предварительная работа с детьми:
1. Проведение беседы на тему «Что мы знаем о цветах».
2. Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
3. Подготовка личных папок детей «Мой цветок» для фиксации результатов исследований.
Подготовительный этап:
- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной
презентации, опросов, бесед;
- составление списка информационных источников: справочников,
энциклопедий, художественной литературы;
- подготовка необходимых печатных материалов: буклетов
(информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение
детей в проект);
- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;
- определение времени для работы над проектом
- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.
Заключительный этап:
- размещение информации о проекте и его результатах;
- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;
- представление презентации проекта на педагогическом совете в детском саду;
- распространение детьми опыта среди дошкольников младшего возраста;
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Стихи для чтения
1.«Почему так сладко пахнут розы» Автор (Т. Лаврова)
Почему так сладко пахнут розы,
Принося сумятицу в сердца?
Аромат цветов рождает грезы,
Душу будоражит без конца.
Сколько шарма, прелести, изыска,
Сколько силы в царственном цветке!
Лишь шипы – защита зоны риска –
Оставляют след свой на руке.
Розовый букет прекрасный свежий
Восхищает и волнует кровь.
Только аромат цветочный, нежный
Лишь в саду готов дарить любовь
2. «Что шепчут розы по утру?»
Олег Есин
Что шепчут розы по утру,
Проснувшись утренней порою?
Благодарят свою судьбу,
И состояние покоя?
На клумбе роза увядая,
Цветеньем, краткий миг жила.
Еще не давно, молодая,
Царила на виду двора.
Дарила дюдям красоту,
В расцвете молодости нежной,
Цвела, и верила в мечту,
Что завтра, будет прежней.
Но не сбылась, ее мечта,
На лепестках, "морщины" власти.
Она так рано отцвела,
Совсем не думая, о счастье.
3. «Распустилась в саду нашем роза» Автор (Людмила Ярославцева)
Распустилась в саду нашем роза,
Словно ангел, воздушна, нежна.
И шипы — будто в сердце занозы —
Так пышна, грациозна она!
Как прекрасная фея-принцесса,
Цвет лазурного неба храня,
На балу у цветов — баронесса!
Горделиво стоит, лепестками звеня…
Разнеслись ароматы по саду,
И вскружилась моя голова!
Чудной розе всегда буду рада —
И не выразить это в словах!
4. «Роза» Автор (А. С. Пушкин)
Где наша роза?
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари…
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи:
Прости! жалею…
И на лилею
Нам укажи.
5. «Роза» Самуил Маршак
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист, -
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья.
6.«Розочки» Л. Капленкова
Поставили розочки в банку,
Чтоб пахли они и цвели,
И жизнь нашу чтоб украшали,
Но что-то завяли они.
А выбросить - тоже мне жалко,
Такая была красота!
Бордовая, алая, пёстрая.
А вдруг виновата жара?
И странные мысли приходят,
А может, ещё расцветут?
Но, что умирает в природе,
Обратно уже не вернуть.
А может, купить мне их снова?
За длинные стебли нести
Бордовую, алую, пёструю.
И вновь восхищаться в пути.
И пальцем их бархат потрогать,
Закручены их лепестки.
Наверно, прекраснее розы
Цветов на земле не найти!
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ
1. «Есть роза дивная : она»
Есть роза дивная : она
Цветет румяна и пышна,
Мертвит дыхание мороза -
Блестит между минутных роз
Неувядаемая роза…
2. «А у розы лепестки»
А у розы лепестки,
Красный бархат и шипы.
Защищает красоту,
Не надеясь на листву.
Средь цветов она, как
львица,
Грациозна и умна.
Понимает, что листва,
Не спасает от врага,
Как сорвут, она завянет,
Никому не нужной станет.
Если я сорву цветок.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы.
(Т. Собакин)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
1. Зарядка: «Мы – цветы»
- Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).
- Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).
- Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-
назад.
- Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.
- Моем листья, стебли под дождё м: подняли руки вверх, растопырили
пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.
2. Пальчиковая гимнастика: «Алые цветы»
Наши красные цветки
Открывают лепестки. Разжать пальцы.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет. Пошевелить пальчиками.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. Пальцы сжать в кулачок.
Головой качают,
Тихо засыпают. Покачивание кулачками.
3. Физминутка: «Клумба»
Клумба посреди двора выросла вчера. Имитирует движения: копают землю.
Там сажает детвора цветики с утра. Сажают цветы.
И ромашки, и вьюнок Поливают.
Собирай в букет, дружок. Срывают, нюхают, дарят друг другу.
4. Музыкальная игра
а) «Живая клумба»
Все играющие разбиваются на три команды: (золотые шары, розы, бархатцы)
Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг –розы, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, розы идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.
б) «Найди своё место»
Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.
5. Речевая игра «Волшебная палочка»
«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация, назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).
6. Игра на внимание:
Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.
7. Подвижные игры:
а) «Косари»
По считалке выбираются 3 водящих – косари, остальные играющие – цветы. Каждый играющий получает цветную ленту, обозначающую цветок : желтая лента – одуванчик, белая лента – ромашка, синяя – василёк. Ленты закрепляются у играющих сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону -вперёд и ходят между цветами по полю.
Слова цветов :
Зелен, зелен луг, всё цветёт вокруг,
И роса блестит, и коса звенит.
Одуванчик, василёк и ромашка здесь растут.
Слова косарей:
Я косой траву скошу и букетик наберу.
Раз, два, три…
На слова: «Раз, два, три…» - цветы разбегаются, стараясь добежать до условленного места. Косари срывают с убегающих ленточки только своего цвета, так как по договору каждый косарь собирает или только одуванчики, или ромашки, или васильки. Побеждает тот, кто больше сорвал ленточек, соответствующих заданному цветку.
б) «Садовник»
Дети выбирают ведущего – это садовник, остальные цветы. Садовник отходит, а ребята договариваются,
кто каким цветком будет. Подходит садовник и говорит:
- я садовник молодой.
Хожу летом и зимой.
Все цветы мне надоели,
Кроме (называет цветок).
Если такой цветок есть, он убегает, садовник ловит его, ведёт в «сад».
в) «Цветы и ветерок»
Количество игроков: десять и более.
Материалы: мел.
Место игры: игровая площадка.
- Нарисуйте на асфальте две линии на расстоянии 5-6 м друг от друга.
- Игроки выбирают среды двух «ветерком». Все остальные - «цветы». Они должны выбрать себе имена - названия цветов. «Ветерка» становятся посередине игрового поля, «цветы» выстраиваются в шеренгу у одной из линий.
- «Цветы» обращаются к «ветерком» : «Здравствуйте, ветерке!». Те отвечают: «Здравствуйте, цветочки!».«Ветерке, ветерке, отгадайте наши имена!", - Просят «цветы».
- «Ветерка» называют разные цветы. Как только они угадывают цветок, то игрок, который избрал для себя ее название, бежит через игровое поле до противоположной линии. «Ветерка» пытаются поймать его. Если им это удастся, этот игрок покидает игру.
-Побеждает находчивый «цветок».