Получи документы

Проект «Русская народная сказка» в старшей группе

Анастасия Попова
Проект «Русская народная сказка» в старшей группе

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

ПРОЕКТ

(средней продолжительности)

старшая группа

Разработала: Попова А. Ю.,

воспитатель старшей группы

с. Чоя, 2021г.

«Сказка-великая духовная

культура народа, которую мы

собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа»

Л. Н. Толстой

Пояснительная записка

Публикация «Проект „Русская народная сказка“ в старшей группе» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детского сада – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у моих воспитанников не вызывают особого интереса народные сказки, они не достаточно знают о русских традициях, обычаях. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта : создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса детей к русским народным сказкам.

Задачи:

1. Образовательные:

• обогащать и расширять словарный запас детей;

• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

• учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

• познакомить с творчеством русского народа

2. Развивающие:

• развивать артистические способности,

• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

3. Воспитательные:

• воспитывать культуру речи;

• воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Тип проекта : познавательно-творческий, игровой.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность: средней продолжительности.

Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Планируемый результат:

Дети Родители Воспитатели

- развитие интереса к русским народным сказкам;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- развитие познавательной активности, творческих способностей;

- сочиняют сказки на свободно выбранные темы;

- умеют развивать сюжет, отобрать главных действующих лиц для своего сочинения;

- используют знания о композиционной структуре сказки, выразительные средства раскрытия художественного образа (описание погоды, места действия, портрет героя, его настроения и чувств). - повысит интерес родителей к художественной литературе, возрождения традиции домашнего чтения;

- пополнение книжного уголка книгами по разделу «русские народные сказки»

- содержательно проведенное с ребенком время;

- желание принимать участие в совместных мероприятиях;

- активное участие родителей в жизни детского сада и группы. - оформление лэпбука «Путешествие по русским народным сказкам»;

- изготовление книжки «По страничкам русских народных сказок»;

- изготовление творческих работ с детьми и родителями.

Продукт проекта :

Книжка «По страничкам русских народных сказок»

Лэпбук «Путешествие по русским народным сказкам»

Этапы реализации проекта :

Организационно-подготовительный этап:

1. Анкетирование родителей «Нужны ли детям русские народные сказки

2. Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»

3. Подбор русских народных сказок и иллюстраций к ним

4. Знакомство с жанровыми особенностями сказки

5. Чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним

6. Подбор настольных игр по сказкам

Основной этап:

В самостоятельной деятельности:

-дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

-составляли сказки с помощью пазлов;

-лепили сказочных героев (колобок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);

-строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;

-выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.

Работа с родителями:

-участие родителей и детей в создании картины «Моя любимая сказка;

-участие родителей в пополнении кукольного театра группы.

-участие родителей в создании лэпбука «Путешествие по русским народным сказкам».

Заключительный этап:

-оформление картин, рисунков совместное творчество детей и родителей «Моя любимая сказка».

Практическая часть

Образовательные ситуации («Открытый микрофон», «Подземная труба» «Деловая игра», «Творческий час» по теме: «Русские народные сказки»).

Образовательная деятельность в старшей группе приложение 1

Результативность:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; с интересом слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении картины «Моя любимая народная сказка» (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Русские народные сказки»; сблизила детей, родителей и педагога группы.

Приложение 1

ООД Конструирование в старшей группе :

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).

ООД Аппликация в старшей группе :

коллективные аппликации по сказкам «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса».

Лепка: «Лиса и волк»

Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной бочок», «Кто-кто в рукавичке живёт».

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Русские народные сказки"

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками;

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки, используя мнемотехническую таблицу;

Развивающие:

Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение.

Активизировать речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Оборудование и материалы: Выставка книг с русскими народными сказками, иллюстрации с изображением сказочных героев. Мнемотаблицы по русским народным сказкам.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание сказок с помощью настольного театра. Разгадывание загадок. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Живые слова», «Из какой сказки», «Выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности» и т. д. Игры драматизации по сказкам. Описание животных, используя мнемотаблицы.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: да!

Воспитатель: Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Итак, путешествие в страну сказок начинается! (Воспитатель с детьми берутся за руки, и идут по кругу, читая стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит пословица).

О чем-то скрипит пословица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

ВоспитательСказки рассказывают о небывалом и чудесном, и они бывают разными: народными и авторскими.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказки называются народными?

Дети: потому что их сочинил народ.

ВоспитательСказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель: почему сказки называются авторскими?

Дети: потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

ВоспитательСказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).

Игра: «Ты мне – я тебе». Дети стоят в кругу. Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя героя сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке он встречается.

Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». Коза…; 

Медведь…; Волк …; Гуси …; Лиса - …; Курица …; Заяц …

Воспитатель: Молодцы!

Игра: «Узнай сказку по загадке».

Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете?

Дети: да!

Воспитатель: сейчас проверим.  Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

*Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки? (Три медведя)

*Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро и к вам приду (Колобок).

Игра: «Узнай сказку по картинке».

Воспитатель: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк» и др.).

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите,

из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию

из сказки «Волк и семеро козлят».

Дети: это сказка «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Кто её сочинил?

Дети: Эта русская народная сказка.

Воспитатель: чему нас учит эта сказка?

Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь,

слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.

Воспитатель: посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба».

Дети: это сказка «Курочка Ряба».

Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?

Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.

Воспитатель: А эта иллюстрация, из какой сказки?

Дети«Лисичка – сестричка и серый волк»

Воспитатель: Скажите, правильно поступила лиса?

Дети: нет, она всех обманывала.

Игра: «Узнай сказку по героям».

Воспитатель: Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.

1. Дед, жучка, внучка, мышка (Сказка «Репка»).

2. Мышка, бабка, яичко (Сказка «Курочка Ряба»).

3. Гуси, Баба-Яга, девочка (Сказка «Гуси – лебеди»).

4. Царь, три сына, стрела, болото (Сказка «Царевна-Лягушка»).

Пересказ сказки : «Расскажи сказку».

Воспитатель: А теперь предлагаю рассказать любую сказку с помощью мнемотаблицы (Дети, по желанию, рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу, выразительно, передавая диалоги персонажей).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам

спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо

знаете русские народные сказки, но, думаю,

у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Итог. Рефлексия.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению»Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению» Уважаемые коллеги! В этом году мы с моей напарницей, приняли участие в Городском конкурсе «Мастерская сказки» в номинации «Сказка своими.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия ВидеоРусская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе "Колобок" я осуществила постановку русской.

Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет)Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет) 24 октября 2017 года в нашей средней группе №1 Федерального Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №53 г. Улан-Удэ.

Спектакль. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (первая младшая группа)Спектакль. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (первая младшая группа) Спектакль. Русская народная сказка «Курочка Ряба» Цель: Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию.

Театр теней в детском саду «Развитие». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». ВидеоТеатр теней в детском саду «Развитие». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Видео Однажды, на нашем "волшебном" белом полотне появились загадочные тени. Зазвучала музыка. И перед притихшими ребятишками появились герои.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская народная сказка» в старшей группе
Опубликовано: 25 августа 2021 в 08:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД