Ольга Быстровская
Проект «Сберегите планету для нас» по экологии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сберегите планету для нас
Воспитатель МК ДОУ № 7 «Ромашка» г. Комсомольск, Ивановская обл.
Быстровская О. Ю.
Проект «Сберегите планету для нас»
Введение
Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить,
чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно
не полюбить.
А. Н. Сладков
Публикация «Проект „Сберегите планету для нас“ по экологии в подготовительной группе» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Все мы знаем, что человек и природа – это единый организм. Человек не может жить без природных ресурсов, без природных недр и богатств. Природа в свою очередь тоже нуждается в том, чтобы человек её оберегал и разумно пользовался недрами. Мы не должны забывать, что на Земле проживает почти 8 миллиардов человек. Планету может спасти только сам человек, его умения, старания и деятельность. Глубоко понимая законы природы, и учитывая все многогранные взаимодействия в природных сообществах человек не должен навредить ей, а наоборот, защитить. Люди должны осознавать, что они лишь часть природы. Человеку невозможно прожить без воды, поэтому необходимо не засорять водоёмы. Нельзя нарушать русло рек и высушивать болота. Внедряясь в природу необходимо помнить, что нельзя вредить и уничтожать. Вырубая леса, мы можем остаться без воздуха, а без воздуха просто не сможем жить. Животные тоже часть природы. Оберегать необходимо всех: червяков, насекомых, птиц и даже хищников. Природа нуждается в помощи и охране. Человек нуждается в природе. Крепкая взаимосвязь не должна нарушаться, иначе неизбежна катастрофа в глобальном межконтинентальном масштабе. Экологическая проблема сегодня ставит перед нами задачи по защите окружающей среды от загрязнения и всех негативных явлений хозяйственной деятельности человека. Проблема экологии может рассматриваться и с точки зрения предотвращения спонтанного воздействия людей на природу. Человек должен: устремлено, сознательно и планомерно взаимодействовать с природой. Однако условием для такого взаимодействия является наличие в каждом человеке определённого уровня экологической культуры, осознанного экологического поведения. Формировать правильную экологическую культуру необходимо начинать с детства и продолжать всю жизнь.
Дошкольное учреждение в современных условиях проявляет целеустремлённость в воспитании нового поколения, для которого будет важным вопрос заботы об окружающем мире. Формировать экологическое сознание – важная задача педагогов дошкольных учреждений. Экологическая ситуация в мире показывает, что нельзя обойтись без значительных и многогранных изменений практически всех аспектов общественной жизни. Человек – это часть природы, а значит, экологию необходимо беречь для сохранения жизни самого человека и всего окружающего мира. Дошкольное учреждение - это начальное звено в системе непрерывного экологического образования, поэтому перед педагогами стоит задача формирования у детей дошкольного возраста основ культуры правильного природопользования. Почему начинать экологическое воспитание необходимо в дошкольном возрасте? Полученные знания в детстве могут в школьном возрасте преобразоваться в устойчивые убеждения. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры. В этом возрасте формируются основы личности и позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольник уже может выделять себя из окружающей среды. У него может развиваться эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте формируются основы нравственно-экологического поведения, которое проявляется во взаимодействии ребёнка с природой, в осознании единого целого с ней. Благодаря этому есть возможность сформировать у детей экологические правила и нормы, а также необходимые знания о природе, умение сопереживать ей.
Самым эффективным способом решение задачи экологического образования является организация проектной деятельности. Проекты, в которых принимают участие педагоги дошкольного учреждения, дети и родители. Активное вовлечение всех участников проектов в социально-значимые экологические акции, работа на совместных субботниках, озеленение участков, работа по охране природы хорошая возможность для детей и родителей проявить свою экологическую позицию, принести пользу окружающей природе родного края. Совместно организованные мероприятия помогают обеспечить непрерывность педагогического процесса и создают необходимые положительные эмоции. Проект позволит детям и родителям заниматься интересным делом, а также принести пользу окружающему миру. Только благодаря взаимодействию дошкольного учреждения и семьи можно воспитать экологически грамотного человека.
Новизна проекта по экологии заключается в том, что применяются информационные компьютерные технологии. Эффективность процесса воспитания зависит от личностной включённости детей и родителей. Применяя новые технологии, понятные и увлекательные для нового поколения можно обеспечить эту включённость.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Проектом предусмотрен объект исследования – природа, природные ресурсы, природные явления; предметом деятельности является исследовательская деятельность.
Актуальность создания проекта
Окружающая среда в современном мире является основным аспектом для защиты. Состояние природы и природных ресурсов ухудшается от деятельности человека. Возникает острая потребность всем без исключения и взрослым, и детям повышать свою экологическую грамотность. Тем более что экологическое воспитание детей дошкольного возраста неотъемлемая часть всестороннего развития ребёнка и углублённого понимания важности защиты окружающей среды, любви к природе.
Опираясь на такие документы как: «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей, природной среды», закон «Об образовании» и изучив материалы, по теме защиты окружающей среды возникла необходимость организации проекта «Сберегите планету для нас» - по вопросу экологического воспитания детей подготовительной группы. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиважнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности: разносторонне развитые, увлечённые, грамотные, интересующиеся экологией, гармоничные.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для обучающего процесса и усвоению детьми знаний.
Тактические цели:
- создать условия для исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной деятельности, овладение детьми основных знаний экологической культуры и поведения детей в природе;
- сформировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы;
- организовать пространство для опытов, экспериментов, в игровом уголке зону для самостоятельного изучения таблиц, иллюстраций по теме экологическая культура и поведение взрослых и детей.
Задачи:
1. Развивать познавательные и исследовательские способности у детей 6-7 лет, любовь к природе, интерес к изучению природного мира.
2. Расширять представления детей о природе нашей страны и различных природных зон, о полезных ископаемых, о взаимодействии человека и природы.
3. Воспитывать чувство сопереживания природе, развивать нравственные качества и эстетический вкус, умение любоваться красотой природного мира.
4. Воспитывать основы гуманного отношения детей к природе, всему живому, сформировать понимание ценности природы, умение оказать помощь живой природе, сохранять природные объекты нашего города, учить отвечать за свои поступки в отношении природных объектов.
Ожидаемые результаты
1. У детей сформировано чувство сопереживания живой природе. Дети умеют любоваться красотой природы.
2. Дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательской деятельности, интересуются изучением природного мира нашего района и всей страны.
3. Дети чётко понимают необходимость беречь природу, природные ресурсы, могут оказать помощь природе нашего города, устанавливают взаимосвязь: природа – человек, человек – природа.
Продукт
1. Экологическая грамотность детей.
2. Отчётная деятельность с анализом и выводами.
3. Рисунки детей, схемы, видеоролик «Сберегите планету для нас».
Вид проекта : социально – значимый; краткосрочный; познавательно – информационный; исследовательский и образовательный; дети и взрослые; внутригрупповой; в одной возрастной группе (6-7 лет).
Сроки реализации проекта : С 15 февраля до 15 мая.
Участники проекта : воспитатель; дети подготовительной группы; родители.
Аннотация проекта
Педагогический проект является краткосрочным и рассчитан на 3 месяца. Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста представлений о взаимосвязи живой и неживой природы и о необходимости охраны окружающей среды.
Реализация данного проекта предусматривает постановку проблемы, поиск её решения через игры-эксперименты, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, художественно-эстетическую деятельность.
Предлагаемые формы работы являются актуальными, так как обеспечивают личностно-ориентированные взаимодействия взрослого с ребёнком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне ближайшего развития;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которого формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей (социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы,
художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладение детьми определённым объёмом информации, знаний, сколько формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности.
Деятельность по охране природы имеет два направления – социальное и хозяйственное. Сохранение ресурсов первостепенная задача современного общества. От чистоты экологии зависит и продолжительность жизни человека, и качество жизни. Приоритет экологической безопасности населения включает в себя качество окружающей среды. Охрана природы должна производиться в процессе её использования. Основные направления в воспитании экологической культуры дошкольников: познавательная активность, общечеловеческая ценность, практическая направленность деятельности, социальная значимость.
Р. И. Рождественский писал: «…Леса без птиц и земли без воды. Всё меньше окружающей природы, всё больше – окружающей среды». Экология это не только охрана окружающей среды. Экология – это наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.
Основатель экологии, немецкий биолог Э. Геккель писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова». Все условия – это и социальные, и психологические, и педагогические сферы жизни человека.
К. Паустовский писал: «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения».
Русский философ и психолог, доктор психологических наук А. С. Арсеньев, будучи творческим и разносторонним человеком всегда ставил в центре своих интересов Человека и его взаимоотношения и взаимодействие с окружающей средой. Он утверждал, что человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.
Важно помнить, что заложенная информация в детстве остаётся в человеке надолго. Необходимо привить детям любовь к природе и понимание того, что окружающая нас среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции, и поэтому системный подход – это основа изучения проблем экологии.
Сейчас, когда уничтожаются зелёные массивы, природные ресурсы, засоряются водные пространства, сокращаются места пригодные для обитания птиц и животных, рыб и других организмов, когда люди переезжают в города и слишком буквально понимают «окружающую среду», как место где они проживают. Особенно в наше время необходимо воспитывать в подрастающем поколении правильное понимание перспектив дальнейшего пути развития общества во взаимодействии с природой, бережного и уважительного отношения к ней.
Педагоги с давних времён уделяли особое внимание изучению воспитания детей через природу. Я. А. Коменский рассматривал природу как источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы рассказывать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Основным методом ознакомления с окружающим и расширением достоверных сведений о природе считают такие ведущие педагоги и методисты как З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова.
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума, - писал В. Сухомлинский. Он подчёркивал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.
Пути решения проекта : разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ.
Реализация проекта рассчитана на 12 недель. Этапы реализации:
1. Подготовительно – проектировочный этап : постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, выбор научно-популярной, методической и художественной литературы по теме, подбор иллюстраций, стихов, дидактических игр, подготовка материала для продуктивной деятельности, составление плана предстоящей деятельности, которая направлена на реализацию проекта;
2. Практический этап: реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели, беседы, опытно-экспериментальная деятельность, наблюдения, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, экскурсии, участие в социально-значимых экологических акциях; взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
3. Заключительный этап: подведение итогов проекта; обобщение результатов в различной форме, закрепление полученных знаний, формулировка выводов; оценка достигнутых результатов.
План мероприятий
1. «Физическая культура» : Спортивный праздник «Планета» (НОД)
2. «Социально-коммуникативное развитие» : Беседы, дидактические игры. Создание видеоролика о сбережении природных ресурсов и экологическом воспитании детей и взрослых.
3. «Познавательное развитие» : Проведение опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, грунтом, комнатными растениями.
4. «Речевое развитие» : Чтение художественной литературы, заучивание стихов для видеоролика и развлечения «Планету беречь и любить необходимо».
5. «Художественно-эстетическое развитие» : Рисование, лепка, аппликация по теме «Природа вокруг нас».
ВЫВОДЫ:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, которые занимаются проблемами всестороннего развития дошкольников.
Детский сад – это начальная ступень системы непрерывного экологического воспитания, поэтому не случайно перед воспитателем встаёт задача сформировать у дошкольников основы экологии. Сотрудничество с семьями детей по экологическому воспитанию, мероприятия, проведённые совместно помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также вносят в этот процесс особую положительную эмоциональную окраску, которая просто необходима ребёнку. Создавая определённую эколого-развивающую среду, организовывая творческую деятельность детей, направленную на изучение вопросов экологии и привлекая родителей мы закладываем базу знаний для применения их в жизни.
Только, объединив свои усилия, мы можем решить главную задачу – воспитать гармоничную личность и привить детям экологическую культуру.
Ход проекта:
Проведение занятий по теме «Природа и мы».
Дидактический материал:
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки-схемы, глобус.
1. Беседы: «Что такое природа? Живая и неживая природа?», «О лесе», «Я – человек», «Лес и человек», «Поведение в лесу», «Сбережение природных ресурсов».
Цели и задачи: Научить детей отличать природные объекты от искусственных объектов, созданных человеком. Отличать объекты живой природы и неживой природы. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Познакомить с основными природными компонентами и их сведениями. Развивать представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее. Развивать фантазию, творческие способности, творческое воображение и коммуникативное общение. Дать детям представление о леснике – человек, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
2. Дидактическая игра «Найди на глобусе»
Беседа о разнообразии растительного и животного мира, - «Кругосветное путешествие».
Цели и задачи: Познакомить детей с картой, рассказать, что на нашей планете много разных стран и континентов.
3. Дидактическая игра «Вода вокруг нас»
Беседа по вопросам: Надо ли беречь воду? Почему?
Цели и задачи: Обратить внимание детей на значение воды в жизни человека, животных и всей живой природы. Познакомить с разными состояниями воды. Показать где, в каком виде существует вода, в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
4. Дидактическая игра «Всезнайки»
Беседа о красной книге и её значении охраны природы. «Красная книга – сигнал опасности».
Цели и задачи: Дать детям представления о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить детей с «Красной книгой».
5. Цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6-7 лет. Экспериментирование.
Цели и задачи: Обобщение и систематизация экологических знаний. Углубление знаний детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания, сравнения. Вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Сформировать интерес к экспериментированию. Научить детей делать выводы во время опытов, умение прослеживать причинно-следственную связь.
6. Продуктивная деятельность, творчество.
Цель: Вовлечение детей в творческую деятельность.
Задачи: Вовлекать детей в разнообразные виды творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, ручной труд). Развивать творческие способности, умение наблюдать за природой, её красотой и передавать эту красоту в своём творчестве. Развивать умение передавать свои чувства и эмоциональные переживания в рисунках и поделках.
7. Дидактическая игра «Как правильно?» Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношения человека с природой (экологические знания) и объяснить свой выбор.
8. Создание видеоролика «Сберегите планету для нас».
Дети разучивают стихи на тему сбережения воды, электроэнергии, охраны природы, разумного использования природных ресурсов, загрязнения воздуха.
Цель: участие в областном конкурсе «ВместеЯрче2020» .
Задачи: Развивать у детей желание участвовать в создании ролика, память, интерес к теме экологического воспитания. Формировать умение взаимодействовать в коллективе, болеть за общее дело, доводить начатое дело до конца.
Инструменты для проведения опытов и экспериментов:
- увеличительные стёкла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок, глина, земля, вода, стаканчики, полиэтиленовые пакеты, пипетки, лейки, термометры, банки.
Результаты:
1. Дети имеют знания о растениях Ивановской области, классифицируют их по видам. Называют условия необходимые для жизни и роста, развития растений.
2. Дети знают объекты неживой природы и правильно называют их отличительные характеристики. Самостоятельно приводят примеры того, кем и для чего они могут быть использованы.
3. Дети имеют чёткое представление о том, что такое «Красная книга» и для чего её составили. Какие растения Ивановской области внесли в «Красную книгу».
4. У детей сформированы знания о воздухе. Чем дышит человек, где можно обнаружить воздух. Как человек использует воздух и что загрязняет воздух.
5. Дети имеют представления о воде: для чего она нужна, где она встречается (ручей, озеро, река, море, океан). Дети называют свойства воды: прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха. Дети различают состояния воды: газообразная, пар, лёд, сосулька, снег, дождь, роса, иней, туман. Дети знают, что воду необходимо беречь.
6. Дети знают представителей животного мира, соотносят их со средой обитания. Проявляют интерес и эмоциональное отношение к животным. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений.
7. Видеоролик «Сберегите планету для нас» занял первое место в областном конкурсе «ВместеЯрче2020».
Приложение 1
Литература:
1. Методическое пособие для воспитателя детского сада Сост. Н. В. Гончаров и др. под редакцией З. А. Михайловой. – 2-е издание – СПб. «Детство – Пресс», 2008. – 255с.
2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада
Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. – сост. – Аджи А. В. – Воронеж; ТЦ «Учитель», 2006, - 333 с.
3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада :
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: И. П. Лакоценин С. С., 2009, - 666 с.
4. Т. А. Виноградова, Т. А. Маркова. Опыт организации экологического образования в детском саду.
5. З. А. Михайлова, Е. А. Лукьяненко. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста.