Проект «Широкая Масленица»

Елена Читаева
Проект «Широкая Масленица»

ПРОЕКТ

«ШИРОКАЯ - МАСЛЕНИЦА»

Данный проект

представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по духовно – нравственному воспитанию детей и приобщение их к истокам народных традиций на современном этапе развития дошкольного образования, в связи с чем, возникла следующая проблема.

ПРОБЛЕМА:

1. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

2. Отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

ЦЕЛЬ:

- повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица);

- знакомство учащихся с народным праздником Масленица;

- воспитание любви к своей Родине;

- развитие смекалки, выносливости;

- формирование навыков культурного поведения;

ЗАДАЧИ:

- возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;

- обогащать духовный мир детей;

- обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;

- вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;

- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

- познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;

- развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

- воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Этапы реализации проекта.

№ Мероприятий Цель

1. Подготовительный

1. Формулировка проблемы, постановка цели и определение задач Составление проекта

2. Изучение литературы, сбор информации по данной теме Повышение уровня информированности по данному вопросу

3. Подбор материала, оформления наглядной агитации, информационных стендов по определенной теме для работы с родителями, разработка мероприятий по проведению с родителями мастер – классов, родительской гостиной. Повышение знаний родителей по теме проекта

4. Подбор наглядно – дидактического материала и пособий, демонстрационного материала для проведения работы с детьми. Использование наглядности в работе с детьми

5. Разработка методических пособий, дидактических игр по духовно – нравственному воспитанию

- «Широкая Масленица», «Сложи картинку «Масленица»», «Масленица – блиноедка».

- составление фотоальбомов «Широкая Масленица», «Масленица в старину». Обобщение подобранного материала

6. Составление тематических коллекций – «Кукла своими руками», «Масленичная – кукла» Накопление практического материала

7. Создание информационного банка – картотеки народных игр, стихотворений, закличек, загадок, поговорок, народных примет весенней тематики Накопление практического материала

8. Создание системной паутинки по проекту «Широкая – Масленица» Обогащение накопленного материала

9. Анкетирование родителей «Что мы знаем про Масленицу, «В ожидании Широкой – Масленицы» Выявление проблемы, подбор информации по интересующим темам.

10. Разработка критерий оценки результативности проведенной работы:

Критерии оценивания:

- знание детьми народных традиций нашей страны (игровые и образовательные ситуации);

- наличие в группах фотоальбомов, коллекций и соответствие их теме проекта;

- количество родителей – участников выставок и конкурсов;

- количество семейных творческих работ – фотографий, поделок, рисунков и т. п.

Возможность сделать анализ результативности

2. Основной

1. Работа с детьми

1.1. Рассматривание картинок, альбомов, репродукций картин на тему: «Широкая – Масленица» Развивать интерес к празднику «Широкая – Масленица»

1.2. Проведение непосредственно образовательной деятельности:

ОО «Физическая культура»

Виды детской деятельности: Двигательная, игровая

- Формы работы: Народные подвижные игры: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Потолкушки», «Жмурки», «Горелки»

- Игры-аттракционы: катание на санках; перетягивание каната; бег в мешках; «петушиный бой»;

ОО «Познание»

Виды детской деятельности Познавательно-исследовательская, коммуникативная

Формы работы: Беседы о традициях и обрядах праздника, экскурсия в музей народного быта.

ОО «Музыка»

Виды детской деятельности: Музыкальная, игровая

Формы работы: Разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др.

Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей: «Масленица-кривошейка», «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»,

Русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен».

Слушание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица»

ОО «Безопасность»

Виды детской деятельности Познавательная, коммуникативная

Формы работы: Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!»

ОО «Коммуникация»

Виды детской деятельности: Коммуникативная

Формы работы: Постановка театрализованных представлений «Петрушечные комедии».

Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе.

ОО «Социализация»

Виды детской деятельности: Познавательная, продуктивная, коммуникативная.

Формы работы: Создание альбома «Русский народный праздник». Ярмарка с участием родителей. Беседы о праздниках, традициях русского народа

ОО «Труд»

Виды детской деятельности: Трудовая

Формы работы: Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника

ОО «Чтение художественной литературы»

Виды детской деятельности: Коммуникативная, восприятие художественной литературы

Содержание деятельности Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице:

«Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.

ОО «Художественное творчество»

Виды детской деятельности: Продуктивная, познавательная

Формы работы: Изготовление поделки - народная тряпичная кукла «Масленка»;

Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустоедов «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежной крепости»; Рисование на тему: «Масленица»; Лепка на тему: «Барышня на Масленице»; Коллективная аппликация на тему: «Прощание с зимой»

Развитие интереса к физической культуре, ловкости быстроты движений.

Развитие познавательной активности, расширения знаний детей о народных традициях существующих на Руси.

Развивать интерес к музыке, желание слушать и понимать её.

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности во время празднования праздника «Широкая – Масленица».

Развитие познавательной активности, расширения знаний детей, о народных традициях

существующих на Руси.

Закреплять знания детей о весенних праздниках, через художественную литературу, побуждать и поддерживать у детей интерес к художественной литературе.

Развивать умения детей передавать характерные особенности разнообразных по виду игрушек.

1.3. Оформление мини – музея «Кукла - Масленка». Создание условий для реализации проекта

1.4. Проведение дидактических и развивающих игр, подвижных игр:

- п/и «Горелки», «Звонарь»;

Русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен».

Развивать интерес к народным праздникам и традициям, развивать психические процессы внимание, мышление, память и т. д.

1.5. Проведение развлечения:

«Широкая Масленица» Создание эмоционального настроя

1.6. Создание скульптур на участке Создание эмоционального настроя

1.7. Участие в выставке и

смотре – конкурсе Организация совместной работы детей и родителей, способствовать поисково-исследовательской деятельности детей и родителей.

1.8. Украшение музыкального зала и спортивного зала к празднику «Широкая – Масленица», для создания предметно развивающей среды. Создание эмоционального настроя, привлечение к элементарной трудовой деятельности.

Развивать способность наблюдать и анализировать, сопоставлять свои наблюдения с ранее полученными знаниями.

2. Работа с родителями

2.1. Проведение

- консультаций тематики проекта:

«Что такое «Широкая – Масленица»;

«Как объяснить ребенку про праздник «Широкая – Масленица».

Мастер-класса:

от родительницы «Печем блины на Масленицу»;

- родительские посиделки:

«Этот праздник к нам идет…».

Повышение педагогических знаний

2.2. Участие:

- в выставке

-изготовление поделки - народная тряпичная кукла «Масленка»;

- в смотре-конкурсе «Широкая – Масленица»;

- в создании домашней развивающей презентации про «Широкую – Масленицу»;

-участие родителей в изготовление костюмов, атрибутов для праздника;

- в разработке семейной книжки-малышки «Широкая – Масленица». Привлечение родителей к работе в группе

3. Обобщающий

3.1. Обработка, оформление и систематизация материалов

3.2. Проведение заключительных мероприятий:

- проведение праздников:

«Прощай, Зимушка – Зима, здравствуй, матушка весна!»;

«Широкая Масленица».

тематических выставок:

-«Зимний разгуляй»;

-«Наша хата утехами богата»

Смотр – конкурсов:

- народная тряпичная кукла «Масленка»; Проведение итогов проведенной работы.

3.3. Анализ результативности Проведение итогов проведенной работы

Публикации по теме:

Мои достижения. Сузик Светлана Анатольевна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида №9 "Оленёнок".

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
  • Лексика
Автор публикации:
Проект «Широкая Масленица»
Опубликовано: 4 января 2015 в 16:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Конспект наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста «Однажды летом мы узнали»
Ах лето, лето, лето - прекрасная пора. Когда можно отдыхать, развлекаться, творить и много интересного узнать. Например, что на Земле обитают миллионы...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое...
Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению»
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной...