Миронова Юлия Леонидовна
Проект «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического…
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды».
И. А. Ильин
Публикация «Проект „Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта: Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.
Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми.
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
Задачи проекта:
Образовательная область:
Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.
Воспитательная:
• Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
• Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Развивающая:
• Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.
Данная работа включала в себя следующие этапы:
Сбор сведений
• Изучение методической литературы.
• Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки"
• Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста.
• Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни
Направленность развития детей, в рамках которых проводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование.)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели
Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Формы работы:
• Беседы
• показ спектаклей и сказок
• продуктивная деятельность детей
• праздничные мероприятия
• выставки творческих работ детей и родителей.
Планируемый результат:
• Заложена основа нравственно- патриотического воспитания детей;
• Дети приобщены к нравственным ценностям, из которых складывается
впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.
Содержание проекта
Этап I Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками. Задачи: формировать представление о любви к родине, воспитывать уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Этап II Изготовление атрибутов.
Задачи: Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность.
Этап III Театрализованные представления.
Задачи: побуждать детей к творческой самореализации.
Этап IV Работа с родителями.
Создать родительский клуб "семейный очаг", привлечь родителей к созданию экспонатов.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА (мероприятия с детьми)
1 этап – Подготовительный
1. Анкетирование родителей по вопросу «Сказка в жизни вашего ребёнка»
2. Диагностика детей «Мой любимый сказочный герой».
3. Подбор методической литературы, сказок, иллюстраций, дидактических игр по данной теме.
2 этап – Основной (практический)
-Чтение и пересказ сказок - использование картотеки сказок;
-Беседы: («Русская народная сказка», «Русские героические сказки»;
«Любимый сказочный герой»);
-Рассматривание иллюстраций по сказкам;
- Дидактические игры: “Отгадай из какой сказки, “Продолжи сказку ” (описание героев).
- Выставки рисунков и поделок сказочных героев;
- Создание книги – самоделки «В гостях у сказки».
-Прослушивание музыкального альбома (аудиозаписи сказки - «Гуси-лебеди», «Финист-ясный сокол»);
-Драматизация с детьми Русских народных сказок;
- Родительское собрание – «Патриотическое воспитание детей посредством сказки»;
- акция «Подари книгу детскому саду».
- уголок для родителей по русским народным сказкам.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
-Оформление альбома «Мой любимый герой сказки»
-НОД– развлечение. Театрализация сказки «Заюшкина избушка»
-Подведение итогов проектной деятельности
-Презентация проекта
Перспективный план
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
1."Сестрица Аленушка и братец Иванушка", -"Гуси-лебеди",-"Теремок".
Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
2. "Крылатый, мохнатый да масленый", "Жихарка", "Курочка, мышка и тетерев".
Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.
3. "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Лиса и журавль".
Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и т. д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
4. "Каша из топора".
Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.
5. "Хаврошечка", "Снегурочка", "Морозко"
Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
6. "Заяц-хваста", "У страха глаза велики".
Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.
7. "Царевна-лягушка", "Сивка-бурка"
Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
8. "Мужик и медведь"
Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
9. "Два мороза"
Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА
"Исцеление Ильи Муромца", "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Алеша Попович", "Алеша Попович и Тугарин Змей"
Цель: Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.
Выводы и результативность работы над проектом:
- Дети научились понимать смысл сказок.
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.
- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины.
- Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев.
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитание любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.