наталья корнилова
Проект «Сохранение здоровья участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ
РАБОТА
на тему: «Характеристика основ здорового образа жизни»
по курсу
«Сохранение здоровья участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях»
Воспитатель Корнилова Н. В.
План
Введение:
1. Актуальность проекта ;
2. Цель и задачи проекта ;
3. Ожидаемый после внедрения результат ;
4. Условия, в которых в которых будет реализовываться предлагаемое в работе решение.
Основная часть
1. Теоритическое обоснование предлагаемых изменений образовательной практики;
Публикация «Проект „Сохранение здоровья участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
2. Практическая часть, содержащая авторскую разработку способа решения проблемы;
3. Результаты апробации (предварительные или итоговые, содержащие описание достигнутого практического эффекта.
4. Рекомендации по использованию результатов работы в образовательной практике.
Заключение
Выводы по теоритической и практической частям работы.
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность: в детском саду в настоящее время особо остро стоит вопрос о методах проведения работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому воспитанию детей. Известно, что здоровье только на 10% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных задач. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения и особенно детей дошкольного возраста, требует активного осознанного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Поэтому в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, здоровье, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития человека. Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной системы воспитательно–образовательной работы в ДОУ и семье, создания всех условий для осуществления педагогического процесса, успешного взаимодействия : ребенок – педагог – родитель, инициаторами которого должны выступать педагоги дошкольного учреждения. Любая система н прослужит достаточно долго и эффективно, если она н будет обновляться, совершенствоваться и модернизироваться. Поэтому актуальной задачей на данном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Цель проекта : организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи:
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Ожидаемый результат:
-снижение уровня заболеваемости;
-повышение уровня физической подготовленности;
- осознанная потребность в ведении здорового образа жизни;
- слоготворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья;
-пополнение физкультурного оборудования в группах, зале и на участке;
-повышение уровня просветительской деятельности среди семей;
воспитанников по физкультурно-оздоровительному направлению;
Условия реализации проекта :
- реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
-соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
-использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
-индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
-идеализация различных форм систематической работы с родителями;
- развивающая среда ДОУ:
физкультурный зал в котором есть:
-тренажеры;
-стандартное и нестандартное оборудование;
-стена осанки;
-музыкальный зал;
-физкультурные уголки в групповых комнатах;
-спортивная площадка (на участке детского сада);
-комната психологической разгрузки
-медицинский кабинет
-методический кабинет
Теоритическое обоснование предлагаемых изменений
образовательной практики
Любой из нас хочет видеть своих детей крепкими, здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать это, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Теоретические основы здоровье сберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О. Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Вопросы по экологическому воспитанию, способствующие осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А. Ф. Аменд, Е. Г. Кушниной, Л. И. Пономаревой, З. И. Тюмасевой, В. Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З. И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е. Г. Кушнина, О. А. Овсянникова, Т. В. Поштарева, способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она накапливает результат, использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни предлагаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья :
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не испугать ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- занятия физкультурой, прогулки;
-рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены:
закаливание, создание условий для полноценного сна;
-дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и
говорить, умения отличать ложь от правды;
-бережное отношение к окружающей среде, к природе;
-медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение
различных рекомендаций;
-формирование понятия "не вреди себе сам".
В дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели и у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.).
Теоретическая значимость заключается в обосновании возможности и необходимости улучшения здоровья ребенка для его успешной социализации с использованием специально разработанной модели взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни; в разработке педагогической технологии формирования представлений о здоровом образе жизни.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Практическая значимость
Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, НОД по физической культуре, дыхательные упражнения, подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.
Основа реализации проекта
1. Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
2. Доступность – учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
3. Динамичность – интеграция образовательных областей.
4. Дифференция – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный :
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей :
- исследование состояния здоровья детей
- диагностика физической подготовленности дошкольников
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах
формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников :
анкетирование родителей
3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей
- анализ существующих инновационных форм методической работы
-подбор новых более эффективных форм работы с родителями
Содержание I этапа:
- Анализ научно – методической литературы;
- Разработка программы «Здоровый малыш»;
-Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно
методических условий;
- Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитии детей;
- Анкетирование родителей.
Ожидаемый результат:
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг, разработана программа «Здоровый малыш»)
II этап - прогностический:
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОУ
Задачи:
- Подобрать формы и методы оздоровления детей
- Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в группе.
Содержание II этапа:
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы)
- Разработка закаливающих мероприятий.
- Разработать и внедрить перспективный план физкультурно-оздоровительной работы и комплексы упражнений для детей с использованием стены осанки, тренажеров, корригирующих дорожек.
- Разработать и внедрить комплексы гимнастики пробуждения под музыку во вторую половину дня (дыхательная гимнастика, самомассаж, точечный массаж, оздоровительный бег в облегченной одежде.)
Ожидаемый результат:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебы.
III этап – практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Задачи:
- Создать и поддержать условия для творческой работы педагогов;
- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта;
- Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
- Разработать и внедрить перспективный план по кружку «Познай себя»
- Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно -образовательного процесса здоровье - сберегающие компоненты (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж. Е. Фирилевой (танцевально-игровая гимнастика для детей, дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, дидактические игры, закаливающие мероприятия.
- Постоянно анализировать результаты работы по здоровье - сбережению;
- осуществить работу по преемственности со школой и социумом
Содержание III этапа
- Освоение педагогами здоровье - сберегающих технологий;
- организация кружка «Познай себя»
-Занятия с детьми с введением здоровье - сберегающих технологий;
- Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, арома - фитотерапия).
- Организация работы с родителями и социумом.
Ожидаемый результат.
Уменьшение количества детей с морфофункциональными нарушениями в развитии. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей,
снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
IV этап- заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;
- Развивать познавательную активность детей;
- Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.
Содержание IV этапа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга
- Исследование состояния здоровья детей
-Мониторинг физической подготовленности дошкольников
- Мониторинг валеологических знаний и умений детей
- Обобщение опыта на методобъединениях
- Проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т. д.
Результативность
1. В планировании работы ДОУ уделяется достаточное внимание задачам формирования ЗОЖ, физическому воспитанию детей.
2. Среда жизнедеятельности детей оснащена разнообразным спортивным инвентарем, оборудованием для подвижных и дидактических игр.
3. Важными составляющими экспериментальной работы стали: личная гигиена детей; проветривание; влажная уборка; режим питания; правильное мытье рук; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.
4. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.
5. Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
6. Для персонала ДОУ организуются консультации, семинары, педагогические советы, деловые игры.
7. В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми.
Рекомендации по использованию результатов работы
1. Проводить занятия совместно с родителями, это дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.
2. В детском саду постепенно создавать традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ.
3. Обозначить прогнозы и задачи деятельности на следующий учебный год, а именно:
-разработать систему последовательных циклов познавательных занятий для детей с валеологической направленностью;
-углубить содержание знаний;
-расширить сферу деятельности;
-совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе занятий.
Заключение
Выводы по теоритической и практической частям работы:
1. Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием новых здоровьесберегающих технологий, разных активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
2. Проблема сохранения здоровья детей должна решается путем формирования сознательного отношения к собственному здоровью с дошкольного возраста при условии положительного примера авторитетного для ребенка взрослого-родителя, воспитателя.
3. Более полные представления у детей сформируются через
циклы последовательных занятий в каждом направлении;
интеграцию последовательных, продуктивных занятий в рамках проекта.
4. Пропаганда здорового и творческого образа жизни способствует формирование у ребенка желания сделать себя лучше, сильнее, умнее.
5. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, ритмическая гимнастика, способствует пониманию своего эмоционального состояния.
6. Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды, которая влияет на формирование мировоззрения ребенка.
7. Выбранная система влияет на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и в целом благоприятно сказывается на состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний.
8. Мероприятия по формированию ЗОЖ и правильно составленный режим дня дают свои результаты: дети становятся более спокойными,активными, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
9. Дети начинают становятся более подвижными, более строгими в соблюдении правил гигиены не только по отношению к себе, но и к товарищам и родителям.
Список использованной литературы:
1. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н. С. Голицына, И. М. Шумова.
2. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
3. учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
4. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
5. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С. С. Прищепа, Москва 2009г.
6. программа Детство», автор Т. И. Бабаева; Санкт-Петербург 2000г. ,2011г
7. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр, автор Т. А. Тарасова, Л. С. Власова; Москва 2008г.
8. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т. С. Никонорова, Е. М. Сергиенко, Воронеж 2007г.