Анастасия Филимонова
Проект «Фестиваль добрых дел» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 510 комбинированного вида "Калинка"
Выполнили: Филимонова А. Н. (воспитатель)
Бородина Л. Н. (Воспитатель 1 категории)
Тип проекта :.
• По доминирующей в проекте деятельности :общественно-полезный, творческий
• По содержанию: практический, детский
• По времени проведения: краткосрочный (30.10.17-3.11.17)
Публикация «Проект „Фестиваль добрых дел“ в старшей группе» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• По характеру контактов: В рамках МКДОУ, групповой
• По числу и возрасту участников: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Дошкольный период является сенситивным для формирования элементарных нравственных представлений и чувств, простейших навыков поведения. На основе идентификации себя со взрослым ребенок получает первый культурный образец социального поведения, которому старается следовать. При этом взрослый выступает для ребенка регулятором его поведения, определяя границы дозволенного. От возможности и умения различать добрые («что такое хорошо») и недобрые («что такое плохо») явления социальной жизни зависит то, как будет осуществляться не только дальнейшее нравственное развитие ребенка, но и становление его личности как субъекта социальных отношений.
Старший дошкольный возраст
К старшему дошкольному возрасту у ребенка усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание успехам и неудачам ровесника становятся более выраженными и адекватными. Сверстник воспринимается в глазах ребенка как самоценная, целостная личность, а не только как предмет сравнения с собой. Старший дошкольник все больше прислушивается к интересам и желаниям другого человека начинает понимать общественный смысл нравственной нормы, осознавать ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. В речи детей начинают появляться слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы: добрый, злой, жадина, честный, ябеда и т. д. В старшем дошкольном возрасте, дети начинают задавать взрослым вопросы, которые можно обозначить как «что такое хорошо, что такое плохо». Постепенно дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Нравственные представления начинают влиять на реальную жизнь ребенка, он демонстрирует попытки совершать нравственные действия.
Цель: формирование системы нравственных качеств, у старших дошкольников предоставив возможность проявлять социальную активность.
Задачи проекта :
Обучающие:
Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
Развивающие:
1. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
.
2. Обогащать словарь детей.
3. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
2. Воспитывать бережное отношение к животным,желание им помогать и заботиться о них.
3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
Высказывание: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь,» В. А. Сухомлинский
Ожидаемые результаты:
• дети, родители,педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости ;
• у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;
• бережно относятся к живой и неживой природе;
• могут составить рассказ о добром поступке.
1 Этап Организационный
довести до участников проекта важность данной проблемы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
2 Этап Основной
• Изготовление плакатов «Береги природу»;
• Акция «Помоги книге».
• Участие в квесте «Дорогою добра», «Музыкальная шкатулка», «Библиотека добротека»
• Занятие на тему «Сказочный денёк».
• рисование на темы «Добро», «Зло», «Мой лучший друг», «Мои добрые дела», «Доброе животное»;
• совместная продуктивная деятельность (изготовление кукол из ниток)
• беседы по содержанию художественных произведений (анализ поступков героев, нахождение творческих решений);
• сюжетно-ролевые игры; «Зоопарк», «Спасатели», «На приеме у врача»
• дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Добрый – злой», «Правильная оценка», «Исправим поступок», «Что было бы, если бы…», «Разрезные картинки».
• работа с пословицами, поговорками о добре и добрых поступкахразучивание стихов и песен о добре.
• рассказы детей об их добрых делах и поступках;
• консультации с родителями «Воспитание добротой».
• Сбор посылки в приют для животных акция «Поможем нашим четвероногим друзьям.
3 Этап Заключительный
Презентация проекта родителям и педагогам
Полученный результат:
1. Вечер досуга «В мире доброты».
2. Оформление выставки коллективных работ.
Приложение.
Приложение 1
Стихи о доброте
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого -то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
***
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
***
Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
***
К Счастливому миру ведут все дорожки.
Живут в этом мире счастливые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости - реки,
Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.
Там служат волшебники светлому детству,
Весёлые сказки живут по соседству,
Там даже тоска никогда не тоскует,
Года бесконечно кукушка кукует,
Никто не болеет, никто не страдает,
А если вдруг горе туда забредает,
То добрые феи тот час налетят
И в шарик воздушный его превратят.
Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.
К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.
***
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
(Зоя Буцаева)
***
Дорога добра
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
М. Минкова
Пословицы и поговорки.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Уроки вежливости (подборка стихотворений)
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте,
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, –
Простите, я больше не буду.
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают: “Доброго пути!” –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Приложение 2
Конспект занятия «дарите людям доброту».
Цель:
- Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;
- Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;
- Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
Игровое оснащение.
Игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей,, фломастеры, бумага, аудиозапись песен В. Шаинского.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!»
Солнце встало -
Хватит спать,
Хватить спать,
Пора вставать!
С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.
- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!
- Здравствуйте всем! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое Добро, Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.
Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»
- Каждый из вас повернет голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»
Стук в дверь.
Входит Зайчиха- Лапочка.
Зайчиха : Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному!
Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку.
Зайчиха: Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)
Воспитатель:Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу)
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.
Зайчиха:Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее и танцевать!
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Зайчиха: Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле.
В зал вносят сундук.
Зайчиха:Я этот сундук под елочкой нашла, но без вас побоялась его открыть. Давайте посмотрим, что там!
Открывает сундук, достает письмо, воспитатель читает.
- Здравствуйте, дети. Я - Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий.
Воспитатель: вынимает первый конверт, в котором находит таблички со словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и другими вежливыми словами.
Зайчиха достает из сундучка сверток бумаги, разворачивает…
- Это кроссворд, в нем заколдовано важное слово.
Словесная игра «Угадай слово».
Цель: упражнять в отгадывании загадок.
Воспитатель: Вписывая ответы загадок в клеточки, вы прочитаете нужное слово!
По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад,
Мне любой ребенок рад! (Карандаш)
Круглый, яркий и тугой
Есть и голос - бас густой,
А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока:
Деревянные дубинки
Выбивают дробь по спинке. (Барабан).
Что за странная избушка
Появилась над опушкой?
Низко над землей висит
И пропеллером вертит.
Есть окошки, есть и дверь,
А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)
В нем живет моя семья -
В доме, что стоит под елкой.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри,
Назови меня скорей - Я рабочий … (муравей).
Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке - гребешок.
Кто же это? (Петушок).
Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор).
В руки ты ее берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закрутится,
Заюлит и завертится,
Затанцует, запоёт.
Кто игрушку назовет? (Юла).
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Доброта).
Зайчиха: Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово - Доброта. В лесу это слово всем пригодится.
Зайчиха: Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок.
Достает из сундучка ещё одно задание.
Дидактическая игра: «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.
Воспитатель: достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.
Зайчиха: Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!
Воспитатель:Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку.) Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное и сухое! Помогите ему стать нарядным и веселым! (Изготовление смайликов)
Приложение 3
Чтение художественной литературы
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
Е. Благинина «Посидим в тишине»
В. А. Сухомлинский «Петушок-братик, добрый день», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят спасибо», «Красивые слова, красивые дела», «Какой след должен оставить каждый человек на земле», «Все добрые люди –одна семья».
Г. К. Паустовский. «Теплый хлеб»,
Э. Мошковская «Кто самый добрый»,
Е. Пермяк «Самое страшное»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Г. Остер «Советы непослушным детям»
А. Барто «Имя и фамилия»
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
П. Поляков «О послушании»
В. Осеева «Своими руками», «Сыновья»
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
Приложение 4
Беседы о….
"Добро не умрет, а зло пропадет"
Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям
Воспитатель читает детям стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Ситуативный разговор.
Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". (Добры – добросердечный)
Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках)
Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – спальчик, Ховрошечка)
-А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.
-Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси - лебеди)
Ролевая гимнастика
с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)
В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.
Послушайте историю.
Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.
- Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?
-Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?
Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».
- Как вы думаете, что произошло дальше?
От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.
Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.
- Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)
- Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?