Папки-передвижки

Проект «Стихия Земля» (старшая группа)

Елена Николаева
Проект «Стихия Земля» (старшая группа)

Подготовили и провели воспитатели: Пшениччная Н. Ю Николаева Е. А.

Цель проекта : Помочь понять значение этой стихии для жизни человека, способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.

Задачи:

Систематизировать знания детей об одной из стихии : земле, в процессе совместной деятельности.

Создать условия для самостоятельной деятельности в уголках группы.

Возбудить интерес к стихии Земля. Привить уважительное отношение.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;

Публикация «Проект „Стихия Земля“ (старшая группа)» размещена в разделах

Воспитывать уважительное отношение к миру, природе.

Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком;

Предполагаемый результат:

- Сформированные знания о неживой природе;

- систематизированные знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;

- сформированные знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;

- привить уважительное отношение к стихиям.

Вид: познавательно–исследовательский

Срок реализации: средней продолжительности, с 01.03.16г. -по 31.03.16г., 1 месяц.

Механизм проекта : соответствует образовательным областям.

Участники проекта : воспитатели, дети, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, родители.

Сотрудничество с семьями детей:

- привлечение родительского комитета группы к оказанию помощи в приобретении необходимых канцелярских товаров;

- привлечение родителей к совместному с детьми поиску картинок, фотографий, загадок и стихов о земле.

План реализации проекта :

 

В процессе реализации проекта были получены следующие продукты:

- альбом «Стихия Земля в детском творчестве»»,

- книга «Рассказы о Земле»»,

- картотека загадок и стихов про воду, землю, воздух и огонь;

- коллаж «Земля».

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

«Рассеянный песок»

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.

Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

«Мокрый песок»

 

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

 

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Цели: дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда; закрепить знания детей о свойствах и применении полезных ископаемых и природного материала (камни, песок, глина); познакомить детей с профессиями шахтера, геолога; развивать тактильные ощущения, воображение, память, речь; воспитывать уважительное отношение к людям профессии шахтер, геолог, бережное отношение к природным богатствам.

Развивающая среда: Коллекция минералов и полезных ископаемых; Природный материал (камни, песок, глина); Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях; Иллюстрации с изображением шахты, гор, шахтеров и геологов; Подносы.

Методические приемы: Беседа; Рассказывание сказки; Дидактическая игра «Мы – геологи»; Моделирование: голосом моделируем эхо , Загадки.

Социальное воспитание : знакомство с профессиями земледелия и геологами; экология почвы.

Наблюдения: виды почв на участке детского сада, почва на клумбах; эксперименты по посадке растений в различные почвы.

Музыкальные занятия: Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы», «Гномы в подземном царстве» (муз. В. Самойлова,

Заучивание хороводной песни «Землюшка».

Опыт № 1 (что такое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.

Опыт № 2 (детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления).

Вывод: песок – сыпучий,рассыпчатый, рыхлый.

Опыт № 3 (взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать,то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.

Вывод: песок может двигаться.

Опыт № 4 (в баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый,пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт № 5 (в воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т. к воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.

Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

 "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Определение размера.

Спрашиваю: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

 

Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Прошу детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (5 раз).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

 Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Литература:

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.

Латынова Н. Сказки Земли.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.

Попова Т. И. Мир вокруг нас.

Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.

Рыжова Н. А. Я и природа.

Прикреплённые файлы:

stihija-zemlja_9k92b.pptx | 7846,58 Кб
 
Публикации по теме:

Открытое занятие «Земля наш дом» (старшая группа) Открытое занятие: "Земля наш дом".старшая группа. КГКП детский сад-ясли №11 «Айголек» акимата г. Усть-Каменогорска. Воспитатель: Карпова.

Проект «Дары осени» старшая группа Сценарий праздника «Дары осени». Звучит музыка, входят дети становятся в полукруг. Мунхаев Доржи читает стихотворение В. Шуграевой «Алтн.

Проект «Книжкина неделя» (старшая группа)Проект «Книжкина неделя» (старшая группа) Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: краткосрочный - 1 неделя. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель,.

Проект «Книжкина неделя» (старшая группа). Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-речевой. Участники проекта: дети старшей группы, их родители и воспитатель.

Проект «Космос» (старшая группа)Проект «Космос» (старшая группа) Вид проекта: групповой Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители.

Проект «Космос» (старшая группа) Проект «Космос» Разрабатывая проект «Космос», в первую очередь хотелось дать знания о строении Вселенной доступным и понятным для старших.

Проект по теме «Осень» (старшая группа)Проект по теме «Осень» (старшая группа) Актуальность проекта Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием.

Проект «Земля отцов — моя земля» Паспорт проекта «Земля отцов - моя земля» МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок» Полное наименование проекта. «Земля отцов - моя земля» Авторы.

Проект «Семья» (старшая группа) ЦЕЛЬ: Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. Задачи: Воспитывать.

Экологический проект «Эта опасная стихия-засуха» Структура проекта Тема проекта: «Эта опасная стихия – засуха» Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой. Время реализации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Стихия Земля» (старшая группа)
Опубликовано: 26 мая 2016 в 10:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД