Наталья Бажина
Проект «Страна под названием — Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №422»
Проект «Страна под названием – Семья»
Составила: Бажина Наталья Юрьевна
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Пермь
Проект «Страна под названием – Семья»
Тип проекта : ценностно-ориентированный, познавательный.
Время проведения: среднесрочный (три месяца).
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители детей.
Публикация «Проект „Страна под названием — Семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.
Цель: формировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье; создание генеалогического древа семьи.
Задачи:
Образовательные:
• расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
• формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
• организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.
Развивающие:
• создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
• развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
Воспитательные:
• воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
• прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.
Ожидаемые результаты:
• Повышение у детей уровня знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.
• Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники», «генеалогическое древо».
• Совместная деятельность благоприятно скажется на детско-родительских отношениях.
• Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.
• Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
• У детей формируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности.
Содержание проекта
1. Организационный этап
- Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей.
- Составление плана основного этапа проекта.
2. Подготовительный этап
- Подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.
- Опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род, А у животных тоже есть родители)
- Сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».
- Подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.
- Подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.
- Подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.
3. Информационно – накопительный этап.
- изучение интересов детей для определения целей проекта;
- подбор наглядной информации: иллюстрационный материал, литературных произведений, репродукций, картин, дидактических, сюжетно – ролевых, театральных и строительных игр;
- проведение выставок, презентаций;
- оформление стендов для родителей;
- составление памяток для родителей;
- работа со специалистами.
Второй этап направлен на подбор литературы, иллюстративного материала, изучение семей и составлению социального паспорта на каждого ребенка.
4. Аналитический этап:
- анкетирование;
- мониторинг;
- тестирование;
- интервью.
На данном этапе были проведены несколько встреч с родителями, анкетирование родителей и опрос детей. В результате выявлены знания детей о семье.
5. Организационно – практический этап.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно – партнерскую деятельность.
Познавательно – речевая:
- проведение цикла познавательных занятий;
- чтение художественной литературы;
- разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье;
- беседа по картинкам;
- составление рассказов о семье;
- рассматривание семейных фотографий.
Игровая деятельность.
Игры с конструктором: «Двухэтажный дом для семьи».
Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения, развивать воображение, учить сооружать постройку с перекрытиями, определять какие нужны детали.
Дидактическая игра: «Почта доверия» (дети фразами высказывают своё отношение к характеру поведения в различных ситуациях).
Д/ игры: «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится».
Цель: уметь выделять логические неточности, различать голоса близких людей, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, развивать сообразительность, умения решать поставленную задачу.
Настольная игра «Профессии».
Цель: расширять представление о разнообразных профессиях, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Я умею…»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья. День рождения», «Я гуляю с братом и сестренкой», «Мы помощники для мамы», «Едем в гости».
Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
Познавательное развитие.
Непосредственно-образовательная деятельность: «НОД «Моя семья».
Цель: ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закреплять представления о семье, развивать толерантность и эмпатию.
НОД «Род и родословие».
Цель: закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о традициях и обычаях семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Познание ФЭМП.
Решение логических задач по теме «Семья».
Рассказ воспитателя: «Когда взрослых нет дома».
Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь близких людей.
Беседы: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Имена моих родных», «Что значит любить родителей?», «Что такое генеалогическое древо?», «Родственные отношения».
Цель: Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи.
БЕСЕДА о привычках ЗОЖ
Речевое развитие.
Составление рассказа по сюжетной картине: «Семья».
Цель: учить детей связно и последовательно описывать изображенные события, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям, активизировать словарный запас, воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Составление рассказов на темы: «Идем гулять в парк», «Мои бабушки и дедушки», «Я вырасту и стану….».
- Знакомство с пословицами и поговорками о семье, обсуждение смысла пословиц.
- Игры-задания с обсуждением ситуаций («Как мама и бабушка заботятся о нас»).
Чтение художественной литературы.
Цель: приобщать детей к словесному искусству, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, подводить детей к мотивированной оценке поступков и характеров героев.
• Е. А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка».
• В. Ю. Драгунский «Чики брык»,
• С. В. Михалков «Недотёпа».
• Я. Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша».
• Олег Бундур «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу».
• Татьяна Агибалова: «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?»
• М. Дружинина «Девочка наоборот»
• А. Барто «Младший брат»
• Н. Артюхова «Большая береза»
• Т. н. с. «Три дочери»
• Р. н. с. «Три сына»
• Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
• Л. Н. Толстой «Дед».
Заучивание стихотворений: А. Майков «Мать и дитя».
Загадки на темы: «Семья», «Дом», «Школа», «Детский сад».
Продуктивная деятельность.
Изодеятельность.
Использование раскрасок по теме «Моя семья».
Аппликация: «Коврик для кухни».
Рисование: «Моя мама», «Мы идем в детский сад», «Наши праздники дома», «Портреты родителей».
Цель: закреплять умение задумывать несложный сюжет рисунка, развивать самостоятельность и творческую активность, учить рисовать фигуру человека в движении.
Рисование открыток о семье.
Лепка: «Мы гуляем с папой».
Цель: учить создавать несложный сюжет в лепке, лепить фигуры разного роста, с соблюдением пропорций.
Сотворчество педагога и детей: коллективная работа: «Мы растём крепкими и сильными» (по ЗОЖ).
Музыка.
Разучивание песни «Счастливая семья» (И. Галимова, В. Волжанин).
Физическое развитие
• Проведение праздника ко Дню матери.
• Использование физкультминуток: «Семья», «Мама и дочь», «Человек».
• Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья».
• Подвижные игры: «Как живёте?», «Найди свой домик», игра-миниатюра «Дружная семья».
Трудовая деятельность.
• Посильная трудовая деятельность дома.
• Дежурство по столовой, на занятиях, ручной труд.
• Трудовые поручения в группе и дома.
Социально-коммуникативное развитие
• Рассматривание картин художников.
Цель: показать детям как художник передает в работах любовь и нежность к персонажам.
З. Серебрякова «За обедом», Б. Кустодиев «Утро».
Досуг: «К нам в гости пришли бабушки и дедушки!»
Цель: расширять представления детей об отношении к пожилым людям, воспитывать уважительное отношение к старым и пожилым, побуждать детей к проявлению сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам, формировать стремление активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным, развивать память, воображение.
Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия)
Цель: Повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей.
1. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?», «Семейные традиции»;
2. Тест: «Какие вы родители?»;
3. Тематические консультации: «Авторитет родителей»,
«Игры нашего детства», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Семейные традиции»,
«Как создать родословную семьи»;
4. Памятки и рекомендации для родителей :
«Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи»;
5. Оформление альбомов: «Я и моя семья», коллаж «Моя семья»
6. Заключительный этап
- Сбор всей информации и материалов по проекту.
- Анализ выполнения поставленных целей и задач.
Проект реализовывался в НОД и, в совместной деятельности взрослых и детей, совместной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды.
Продукты проектной деятельности.
• Информация в родительском уголке о проекте и приглашение к участию.
• Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Подбор иллюстраций, пословиц и поговорок о семье и родословии.
• Правовое воспитание родителей. Консультация «Конвенция ООН о защите прав ребёнка».
• Организация прогулок детей с родителями в выходной день.
• Составление рассказа «Идем гулять в парк».
• Консультация: «Чтобы ребенок вырос всесторонне развитым».
• Памятка: «Советы по воспитанию внуков».
• Консультация «Воспитание детей в семье».
• Выставка рисунков «Моя семья».
• Участие родителей в выставке поделок (детей совместно с родителями) «Наши руки творят чудеса» (поделки из бросового материала).
• Оформление альбомов «Моя семья. Моё родословие».
• Составление родителей совместно с детьми небольшого рассказа о семье.
• Составление генеалогического древа «Моя родословная».
Результативность проекта :
• ДЕТИ:
• - Получат необходимую информацию о своей семье
• - О том, что такое семья, что у неё есть традиции и история
• - получат представления о родственных отношениях
• - обретут знания о родословной как об истории семьи
• - Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким, окружающим людям.
• РОДИТЕЛИ :
• - Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания
• - Повышается уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
• - Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций
• - Поиск новых форм взаимодействия педагогов и родителей.
• РЕФЛЕКСИВНАЯ ЗАПИСКА
• В ходе совместного проекта выяснится, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Родители и педагоги – партнеры в общем деле, все члены одного коллектива.
• Совместное участие в проектной деятельности поможет лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
• Родители станут более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными.
• Установятся доверительные детско – родительские отношения. У родителей появится заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
• Особенностью данного проекта является то, что вместе мы не только будем активно познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников в жизни детского сада.
• И главный результат проделанной работы, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру.