Вера Александровна Сидякина
Проект «Тайны живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Тайны живой природы»
воспитатели подготовительной группы «Колокольчик»
Трусова М. Г., Сидякина В. А.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Тип: информационный, практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель: разработка и апробация модели взаимодействия ДОО с семьей в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Проект „Тайны живой природы“» размещена в разделах
развивать познавательные способности детей в совместной практической деятельности с родителями;
формировать предпосылки к поисковой деятельности;
воспитывать у всех участников проекта бережное отношение к живой природе.
Предполагаемый результат:
активное включение родителей в деятельность детского сада по экологическому воспитанию детей;
создание экологических мини-макетов в группе;
создание оптимальных условий для экологического воспитания через формирование знаний о природных объектах и экологической культуры поведения в природной среде.
Семья как формирования личности во многом влияет и на развитие основ экологического мировоззрения. Воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в ДОО с точки зрения экологического образования. Например, на отдыхе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и пр. Ребенок объясняет им, что этого делать нельзя, добавляя: «Так говорят воспитатели». В лучшем случае родители не реагируют, в худшем – подрывают авторитет воспитателей: «Мало ли что говорят там». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в ДОО, и отношением родителей делает экологическое воспитание крайне неэффективным, создает ситуацию психологического дискомфорта. Поэтому одной из первостепенной задач ДОО считается привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах не вызывает особого интереса у родителей, как и прямая агитация в виде плакатов и призывов.
Также опыт показывает, что большинство родителей не имеют обширных знаний о растениях, животных, а главное - не могут использовать объекты для развития ребенка.
Поиск новых путей для реализации задач экологического просвещения и воспитания привел нас к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дети, члены семьи ( по возможности старшее поколение: бабушки, дедушки, педагоги, специалисты. Совместная работа по оформлению экологической зоны на территории ДОО – это пошаговая подготовка к ее созданию. Сюда входят разнообразные мероприятия, постепенное накопление материала, способствующие экологическому воспитанию всех участников, накоплению опыта семейного общения, выработке одинаковых требований в семье и детском саду. Во время прогулок у детей возникают много вопросов, на которые необходимо грамотно дать правильный ответ. Посыпались детские вопросы: «Почему? Как это происходит? Зачем это нужно?». В свободное время мы ежедневно читаем детские экологические сказки для детей, создаем книгу-энциклопедию, которую назвали «От простого к сложному», совместно с родителями проводим презентации на различные экологические темы, досуги с родителями и много других мероприятий и различных викторин. Работа строится по следующему плану.
Формы организации Цели мероприятия Сроки
1 2 3
Подготовительный этап
Цель: разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности
Анкетирование родителей Мониторинг удовлетворенности родителей знаниями детей в области экологии и степень их желания участвовать в совместной деятельности
Сентябрь
Совместный с родителями подбор познавательного материала Знакомить детей со взаимосвязью в окружающей природе и влиянием природы на здоровье человека. Учить переживать радость, любопытство, удовольствие при встречи с природой, сопереживать при неосторожном обращении с ней.
Дать детям необходимые знания о нормах, поведения в природе. Способствовать обеспечению безопасности образа жизни детей
Сентябрь
Основной этап.
Цель: практическая работа и составление рекомендаций по использованию экологических зон, макетов
Посадка мандарина, наблюдение за ним, оформление журнала наблюдений Организация поисково-исследовательской деятельности. Поощрение положительного отношения к природе по принципу «Не навреди, можешь – помоги» В течение года
Выпуск тематических номеров газеты по вопросам экологического воспитания детей Привлечение родителей к изданию газеты детского сада
___//___
Создание книги – энциклопедии «От простого к сложному» Накопление с помощью родителей иллюстративного и текстового материала для реализации проекта
___//___
Презентация «Лукошко добрых дел» Активизация желания детей совершать поступки, направленные на охрану природы. Фотоотчеты.
___//___
Организация «Родительского абонемента» Вооружение родителей знаниями по вопросам воспитания и развития с помощью психолого-педагогической литературы
___//___
Фотоинтервью «(90 дней вокруг света» Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, его многообразии. Заинтересовать детей и родителей темой проекта
Сентябрь
Семейный клуб «Мастерская добрых дел». Изготовление поделок. Выставка. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Обогащение детей и родителей опытом эмоционального общения в совместной деятельности
Октябрь
«Капустные посиделки совместное развлечение с родителями Через малые формы фольклора, художественное слово, пение вызвать у детей и родителей радость, восхищение от разнообразия природного окружения
___//___
Акции «Наши добрые дела». Конкурс стихотворений Показ красоты родной природы, воспетой в произведениях писателей. Содействие общению детей и родителей через совместное заучивание
Ноябрь
Акция «Папа- лучший друг». Изготовление кормушек. Точка «Птицы» Создание и организация регулярной «Птичьей столовой» на территории детского сада. Привлечение пап к взаимодействию с детским садом
Декабрь
Акция «Спасем ель». Выставка елочек из бросового материала. Деревья - макеты Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к живой ели. Изготовление ели из бросового материала
___//___
«Праздник елки в каждом доме» - создание газеты Создание газеты (коллективная работа) ___//___
Экологический вечер на тему «Умей услышать». Рассказы из серии «Познават-е сказки» Развитие умения детей слушать друг друга, открыто и искренне выражать свои чувства, вступать в общение со взрослыми. Сплочение семьи. Использование ИКТ, загадки-головоломки
Январь
Конференция «Необычное в обычном» Развитие логического мышления, формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Формирование у детей умения выступать перед публикой. Темы выступлений: «Где ночуют птицы, «Мастер-паучок», «Чем полезны муравьи?»…
Январь
Семейный клуб «Мастерская добрых дел» на тему «Семья сильна своими традициями». Фотоотчеты, обсуждение Помощь родителям в осознании значимости семейных традиций в экологическом воспитании детей. Обогащение опыта семейного общения
Февраль
Акция «Здоровые посиделки» (презентация семейного фиточая). «Зеленая аптека» Развития познавательного интереса, ознакомление с историей возникновения чая. Воспитания у детей доброго отношения к близким людям
___//___
Физкультурный досуг с родителями «Тропинкой здоровья».«Опасность Воспитание привычки и потребности в здоровом образе жизни. Закрепление правил поведения в экстремальных условиях
07.04.17.
Экологический театр по рассказам В. Бианки Ознакомление с творчеством В. Бианки. Воспитание интереса к природоведческой литературе. Развитие речевой активности детей через совместные и согласованные действия в процессе театрализованной деятельности (приглашение соседних групп)
Март
Встреча с лесником. Точка «Лес» ИКТ Формирование у детей представления о профессии лесника, его природоохранной деятельности.
__//___
Акция «Что умеют наши деды?». Изготовление скворечников. «Птицы» Формирование желания заботится о птицах. Привлечение к активному участию дедушек в жизни детского сада
___//___
Конкурс экологических газет «Прикоснись к природе сердцем». Выставка домашних животных. (фотоотчет, макеты). Проект «Подводный мир» Расширение представлений детей о взаимосвязи природы и человека, развитие познавательного интереса. Проявление творческих способностей детей
Апрель
Заседание творческой группы родителей по созданию экологической зоны на территории ДОО Решение организационных вопросов по созданию экологической зоны
___//___
Экологическая викторина «Знатоки природы» Закрепление знаний детей о явлениях, происходящих в жизни растений, животных,насекомых, птиц. Формирование у детей умения самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли
Заключительный этап
Цель: создание экологической зоны на территории ДОО и ее презентация
Создание экологических зон на территории д/сада Благоустройство территории.
Проведение экскурсий детьми группы.
Совместная работа на огороде
Май - июнь