ЕЛЕНА ПОНОМАРЕНКО
Проект в подготовительной к школе группе коррекционной направленности «Такие разные насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Пономаренко Елена Александровна учитель-логопед
Проект в подготовительной к школе группе коррекционной направленности (логопедической) "Такие разные насекомые"
Вид проекта – краткосрочный, познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 3 недели.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители, воспитанники ДОУ.
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе коррекционной направленности „Такие разные насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: наступило лето, и удивительный мир насекомых ожил. Дети с удовольствием бегают за бабочками, следят за полетом шмеля, прислушиваются к стрекоту кузнечика, наблюдают за улитками и гусеницами, отмахиваются от комаров и мух. У детей возникает множество вопросов: «Почему комар кусает? Где живет бабочка? Как муравей строит муравейник? Зачем жуку рога?.» Мир насекомых чрезвычайно интересен, каждый его обитатель таит в себе множество удивительных свойств. Последовательное их раскрытие на пути от первичного знания к углубленному должно увлечь и заинтересовать ребенка, способствовать формированию позитивных установок по отношению к различным видам насекомых, пониманию значения насекомых в природе.
Цель: расширение и систематизация представлений детей о мире насекомых.
Задачи
Образовательные
Развивать речь и образное мышление.
Развивать воображение и фантазию.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Продолжать развивать творческие способности детей.
Формировать и совершенствовать навыки анализа и осмысления литературного текста, навыки структурированного рассказа.
Формировать у детей представления о строении, цвете, способе питания и особенностях образа жизни насекомых.
Воспитывать бережное отношение к живому через различные виды деятельности.
Продолжать формировать у детей представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к природе средствами поэзии, живописи, музыки, театра.
Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
Формировать графомоторные навыки.
Коррекционно-развивающие
Развивать связную речь дошкольников.
Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
Обогащать словарный запас.
Продолжать учить согласовывать существительные с числительным.
Закреплять предложно-падежные формы в речи детей.
Продолжать учить составлять и отгадывать загадки с опорой на наглядность и без.
Учить составлять творческие рассказы о насекомых : «Если бы я превратился в бабочку (муравья, пчелу)», «если бы насекомые могли говорить».
Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Учить подбирать слова-действия к словам-предметам.
Учить составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения насекомых по предметным картинкам и опорному плану.
Совершенствовать звуковую сторону речи.
Воспитательные
Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Прививать умение приходить на помощь в трудную минуту.
Учить детей не бояться трудностей, верить в себя и свои возможности, повышать самооценку.
Учить детей быть искренними, отзывчивыми, честными.
Формировать любовь к родной земле.
Продолжать учить слушать взрослого.
Ожидаемые результаты
Дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых, их строение, среду обитания, пользу и вред, которую насекомые приносят природе и людям. При этом дети не должны делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. У детей формируется понимание последствий экологически не грамотного поведения людей в природе, осознанное бережное отношение к объектам живой природы, повышается познавательная активность, стремление самостоятельно изучать мир живой природы. В ходе проекта мы воспитаем у детей не только любовь к родному краю и живой природе, а так же повышаем интерес к книгам, музыке, игре, театру и различным видам творческой деятельности, что непосредственно благотворно влияет на общее и речевое развитие.
Проект ориентирован и составлен с учетом возрастных особенностей детей 5 – 6 лет.
В проекте принимали участие 15 детей. Из которых 6 детей из логопедической группы и 9 детей из общеобразовательных групп.
Этапы работы
I Подготовительный
Разработка проекта : определить актуальность, постановка цели, задач, результатов.
Подбор иллюстрированного материала, оборудования, литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, мультипликационных и художественных фильмов.
Изготовление необходимых атрибутов.
Разработка презентаций microsoft PowerPoint и mimio.
Разработка консультаций и раздаточного материала для родителей.
Продумывание хода бесед, игр, экскурсий, исследовательской деятельности, НОД.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формирование проблемы: «Ура – лето! Мы отдыхаем в лесу, городе, на даче, стараемся насладиться каждым мгновением этого прекрасного времени года. Вокруг нас порхают бабочки и стрекозы, жужжат жучки и комарики, на зеленых листиках появились гусеницы. Удивительный мир насекомых рад лету вместе с нами. Стоит ли бояться этих маленьких жителей планеты? Почему они такие разные и какова их польза? Как устроен их мир? Мы отправимся на поиски ответов!»
Вовлечение в работу детей, педагогов и родителей.
Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка и направить общие усилия на его развитие. Вовлечение родителей в образовательный процесс и их заинтересованное участие совершенно необходимо для их детей.
II Реализующий
Последовательность работы
дата тема
07.08.15 Погружение в проблему. Вовлечение в работу.
10.08.15 «Муравьи»
11.08.15 «Бабочки»
12.08.15 «Стрекоза»
13.08.15 «Божья коровка»
14.08.15 «Кузнечик»
17.08.15 «Жуки»
18.08.15 «Пчелка и шмель»
19.08.15 Викторина «Почемучка»
20.08.15 Спартакиада «Другу я спешу на помощь»
21.08.15 Презентация проекта
Работа с книгой
Т. А. Куликовская «Сказки-пересказки» : «Как Муравей увидел звездное небо», «Как муравей в гости ходил», «Почему Маша перестала ловить бабочек», «Почему кузнечик все время прыгает», «Как Паук в гости ходил». Каждая сказка сопровождается системой вопросов, словариком-пояснением, играми, сюжетными инсценировками, пересказом.
Владимир флинт «100 удивительных животных».
Юрий Пусов «В гостях у муравьев».
Юрий Коваль «Бабочки».
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
К. Чуковский «Муха-Цокотуха».
В. Сутеев «Под грибом».
Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
Разучивание считалок, потешек, поговорок, пословиц, стихотворений.
Использование информационно-коммуникативных средств
Презентации: «Удивительный мир насекомых», «Как устроен муравей», «Бабочки», «Реактивные летуны», «Необычное насекомое – кузнечик», «Трудолюбивый народец», «Такие разные жуки».
Игра с использованием интерактивной приставки мимио «Знакомые насекомые».
Кинематограф
Просмотр мультипликационных фильмов: «Муравьишка – хвастунишка» СССР 1961г., реж. Владимир Полковников; «Стрекоза и муравей» И. А. Крылов; «Путешествия муравья» по мотивам сказки В. Бианки; «Сказка про бабочку и пчелу»; «Лунтик «Подарок для бабочки», «Попрыгушка», «Бутон»; «Жила была пчелка» по мотивам сказки Абдуллы Алиша «Нечкебиль» автор С. Казакова; «Первая скрипка» Москва 1958г., реж. Д. Бабиченко.
Аудиоэнциклопедия «Тутовый шелкопряд».
Коллекционное издание «Жизнь насекомых».
Детям о насекомых «Сообщение о кузнечике».
Творчество
Аппликация к сказке-пересказке «Как Муравей увидел звездное небо».
Рисунок цветными карандашами «Подарок для бабочки».
Поделка «Маска-бабочка».
Коллективная работа «Жизнь на клумбе». Ниткография – рисование ниточкой.
Лепка «Стрекоза» с использованием природных материалов.
Лепка «Насекомые на полянке».
Оригами «Божья коровка».
Штриховка «Насекомые».
Рисунок на асфальте «Такие разные насекомые», «Угощения».
Раскраска по мотивам мультипликационного фильма «Лунтик».
Аппликация из геометрических фигур «Насекомые».
Поделка «Жук» с использованием природного материала.
Исследовательская деятельность
«Муравей – сластена»
Цель: с помощью кусочка сахара выяснить: «Любят ли муравьи сладкое?».
Наблюдение за жизнью муравьев и их деятельности на прогулке.
Мы положили на муравейник кусочек сахара во время прогулки ( 10:00). Спустя несколько часов, выложенного кусочка сахара не стало ( 17:00). Дети сделали вывод, что муравьи – сластены.
«Бабочки – модницы»
Цель: рассмотреть с помощью микроскопа строение бабочек, окраску и форму крыльев.
С использованием микроскопа.
Дети с большим интересом рассматривали строение бабочки. Особенно их заинтересовали глаза и мохнатые лапки. Дети сделали вывод, что никогда не будут трогать бабочек руками, они же такие хрупкие.
«Такие разные жуки»
Цель: ознакомление со строением жуков.
С использованием микроскопа.
Дети очень долго рассматривали жуков, сравнивали их строение, делились мнениями. Вывод: микроскоп удивил всех, так много о насекомых он рассказывает и показывает. Дети были восторге от полученных знаний и им не терпелось рассказать об этом окружающим взрослым.
Экскурсии
«На поиски муравейника»
Цель: формирование поисковой деятельности. Расширение кругозора и экологических представление. Наблюдение за действиями муравьев. Проверить народные приметы: «Если муравей открыл все ходы – к жаре. Если муравей заделывает все входы и выходы – к дождю, грозе, непогоде».
«Полет бабочки»
Цель: развитие интереса и бережного отношение у детей к прекрасному. Формирование умения быть терпеливым, осторожным, внимательным, уважать жизнедеятельность даже таких крох, как бабочки.
«Экологическая тропа»
Цель: формирование представлений о взаимосвязи в живой природе. Воспитание бережного отношения к насекомым.
Музыкальное сопровождение
Римский-Корсаков «Полет шмеля».
Неизвестный исполнитель «Танец бабочки».
Песни из мультфильмов «В траве сидел кузнечик».
Детские фантазии
«Составление из букв осмысленных слов»
Цель: тренировка воображения, направленного на развитие словарного запаса дошкольника.
Детям предлагается набор букв русского алфавита. Задача детей, придумать и составить из данных букв имя маленькому другу (насекомому).
«Составление насекомого из геометрических форм»
Цель: развитие воображения и образного мышления.
Детям предлагается нарисовать насекомого, используя геометрические фигуры. Игра проводится с использованием интерактивной приставки mimio.
«Укрась слово»
Цель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса и общей информированности дошкольника.
Задача детей, подобрать к предлагаемому существительному, как можно больше прилагательных.
«Конструирование фраз»
Цель: развитие навыков творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.
Детям предлагается соединить пары слов при помощи предлога или падежа, опираясь на наглядный материал.
«Фантастические гипотезы»
Цель: развитие творческого воображения и теоретического абстрактного мышления.
Детям предлагается составить предложение или небольшой рассказ: «Что было бы, если бы?»
Например : Что было бы, если цветы умели летать?
«Танец»
Цель: развитие чувств на базе воображения.
Это упражнение относится к особой форме психологического тренинга – танцевальной психотерапии. Игра является эффективным средством психологической разгрузки и способом оптимизации развития личности.
Детям предлагается потанцевать, выражая в танце какой-либо образ (вымышленный ребенком или заданный педагогом).
«Ожившая картина»
Цель: развитие образного воображения и эмоций.
Детям предлагалось придумать образ (самостоятельно или с помощью педагога) и показать немую сценку, иллюстрирующую вымышленный персонаж.
Игры
«Найди свою пару»
Цель: создание атмосферы эмоционального комфорта. Развитие внимания и чувства ритма.
Материал: маски-бабочки.
Ход игры
Детям предлагается раскрасить свою маску и найти себе пару. Под музыку «Танец бабочек» дети танцуют – «летают» на полянке, как только музыка остановилась, детям необходимо найти свою пару.
«Реактивные стрекозы»
Цель: развитие воображения и фантазии. Формирование умения совместно действовать со сверстниками по инструкции взрослого. Формирование умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры
Детям предлагалось расправить руки, как крылья стрекоза и двигаться «летать», меняя направление по инструкции взрослого.
«Угости насекомое»
Цель: обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формирование категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны (картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем, мушками и т. д. ; фонограмма.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое, что любит кушать (например : бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту).
Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»
«Как сказать правильно»
Цель: формирование умения образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Педагог бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.
Например :
— Бабочка летит, а бабочки… (летят).
— Жук ползет, а жуки… (ползут).
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики (прыгают).
«Собери цветок»
Цель: развитие логического мышления. Закрепление знаний о многообразии мира насекомых.
Материал: части цветов (серединки и лепестки, на которых изображены насекомые.
Ход игры
Педагог демонстрирует детям очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.
Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены насекомые, относящиеся к одному виду.
«Поймай сачком»
Цель: развитие внимания, быстроты и ловкости движений.
Материал: мячи (резиновые, теннисные или пластмассовые, сачок.
Ход игры
Один ребенок – ловец, остальные – метатели. Дети становятся приблизительно на расстоянии 5 – 7 м друг от друга. Затем метатели бросают мяч. Ловец должен попытаться поймать мяч сачком. Количество удачных попыток подсчитывается.
В ходе игры дети могут поменяться ролями.
Работа с родителями
Консультация «Как привить любовь к природе».
Информационный стенд «Такие разные насекомые».
Советы родителям «Как развить способность фантазировать у ребенка!».
Анкетирование «Как развита фантазия у вашего ребенка?».
Конкурс поделок «Бабочки».
Домашние задания: нарисовать насекомое (по выбору ребенка) и придумать описательный рассказ или загадку; выучить небольшое стихотворение о муравье, бабочке, кузнечике и т. д. (по желанию ребенка).
III Заключительный
Викторина
«Почемучка»
Цель: систематизация полученных знаний о насекомых.
Задачи
Образовательные:
• закреплять у детей представления о строении, цвете, способе питания и особенностях образа жизни насекомых;
• продолжать воспитывать бережное отношение к живому через различные виды деятельности;
• закреплять представления о взаимосвязях в природе;
• продолжать содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками и педагогами.
Коррекционно-развивающие :
• продолжать развивать связную речь;
• следить за последовательностью и согласованием слов в фразах детей;
• формировать правильные артикуляционные уклады.
Воспитательные:
• продолжать учить работать в коллективе;
• продолжать учить слушать инструкцию взрослого;
• продолжать учить приходить друг другу на помощь;
• продолжать формировать положительный эмоциональный фон в ходе НОД.
Оборудование: пособие «Волшебный стол»; стул для каждого ребенка; карточки с вопросами; разрезные картинки – бабочка, стрекоза, божья коровка, кузнечик; последовательные картинки – размножение бабочек и стрекоз; аудиозаписи – звук кузнечика и шмеля, микс Римский-Корсаков «Полет шмеля», неизвестный исполнитель «Танец бабочки», песни из мультфильмов «В траве сидел кузнечик»; карточки с изображением секторов; загадки о насекомых.
Правила:
1. Педагог делит детей на две команды и дает им название (можно выбрать название вместе с детьми). Например : пчелки или веселые стрекозы и т. д. Педагог может заранее заготовить эмблемы или таблички с названием команд.
2. Каждая команда вращает стрелку и отвечает на вопрос или выполняет задание. Если команда не смогла дать правильный ответ, то право ответа переходит другой команде.
Сектора:
определи насекомое по звуку;
разрезные картинки;
загадки;
последовательный ряд (размножение);
Вопросы:
1. Почему необходимо бережно относиться ко всему живому?
2. Почему стрекоз называют «летающие акулы»?
3. Почему муравей – самый сильный?
4. Почему кузнечик – необычное насекомое?
5. Почему стрекоз называют «реактивные летуны»?
6. Почему муравьи охраняют тлю?
7. Почему нельзя разрушать муравейники?
8. Почему кузнечик – зеленого или коричневого цвета?
9. Почему фермеры специально разводят божьих коровок?
10. Почему божьи коровки такого яркого цвета?
11. Почему кузнечики так далеко прыгают?
12. Почему бабочку-крапивницу так называют?
13. Почему бабочку-лимонницу так называют?
14. Почему бабочку назвали – синий карлик?
15. Почему пчелы и шмели – лучшие друзья цветов?
16. Почему пчела – «великая труженица»?
17. Почему нельзя выкачивать весь мед из улья?
Если по ходу викторины педагог заметил необходимость переключения вида деятельности, то детям предлагается музыкальная пауза.
Музыкальная пауза «Превращение»
Дети изображают насекомых в танце под музыку, внимательно слушая музыкальные произведения (микс).
Презентация проекта
Методическое обеспечение
1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 80 с.
2. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2010. – 32 с.
3. Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Библиотека современного детского сада). Соответствует ФГОС ДО.
4. Васильева Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет: Книга для логопедов-практиков, воспитателей и внимательных родителей. – СПб. : КАРО, 2008. – 112 с. : илл.
5. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию дошкольников : Мир вокруг нас. 3-е изд. / Программа «Я – человек». – М. : Школьная Пресса, 2010. – 120 с.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64с. Соответствует ФГОС ДО.
7. Земцова О. Н. Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику. – М. : Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014. – 8с.
8. Емельянова Э. Расскажите детям о насекомых. Карточки для занятий в детском саду и дома. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 12 с.
9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 208с.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5 – 7 лет. Картинный дидактический материал. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009. – 14 с.
11. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. ГМ. Киселевой, Л. И. Пономаревой. 2-е изд., испр. И доп. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 208 с. (Библиотека современного детского сада). Соответствует ФГОС ДО.
12. Куликовская Т. А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу : Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012. – 80с.
13. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2014. – 223 с.
14. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе логопедичсекая группа. Домашняя тетрадь. Часть I. СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2007. – 32с., илл.
15. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
16. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н. Э. Теремкова. - М. : Изд. ГНОМ и Д, 2010. – 32 с.