МААМ-картинки

Проект «Тактильные чистоговорки в коррекции речевых нарушений»

НатальяЕсипова
Проект «Тактильные чистоговорки в коррекции речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время специалистами отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями. В том числе, у многих детей нарушения речи вызваны дизартрией – искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что, в свою очередь, затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Таки образом, актуальной проблемой на сегодняшний день является повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия».

Публикация «Проект „Тактильные чистоговорки в коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах

Одна из отличительных особенностей дизартрии – нарушение чёткости кинестетических ощущений, поэтому ребёнок не осознаёт состояние напряжённости или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов (Волкова Л. С., Селиверстова В. И., 1997). Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и, естественно, в звукопостановке и автоматизации.

Традиционные приёмы зачастую оказываются мало эффективными при устранении речевых нарушений у таких детей. Коррекционная работа требует большего количества времени.

Таки образом, стало актуальным разработка специальных комплексов, которые позволили бы усовершенствовать, сделать более эффективным процесс постановки звуков и автоматизации для детей с дизартрией. В основу такого комплекса «Тактильные чистоговорки» А. С. Фалёвой вошли исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. Движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя определённую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует лучшему запоминанию, а затем и воспроизведению нового материала. С этой целью были разработаны специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств.

Новизна проекта

Эффективности чистоговорок с использованием тактильно-киностетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствует условное тактильное ощущение, которое даётся на корригируемый звук.

С этой целью для разных групп звуков выбраны различные материалы:

• — для свистящих звуков – чурбачки, веточки, палочки;

• — для шипящих – шишки;

• — Для звука ч – песок, манка;

• — Для звука щ – цельнозерновые крупы;

• — Для л, л – фасоль;

• — для р, р – мелкие камешки

Тактильная стимуляция начинается использоваться с момента, когда нарушенный звук уже поставлен в изолированной позиции.

Работа по автоматизации звуков с использованием тактильно – кинестетической стимуляции ведётся в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок используется на всех этапах автоматизации.

Этапы автоматизации корригируемого звука :

- Изолированное проговаривание звука

Взрослый предлагает ребёнку проговаривать звук с применением природного материала

- Автоматизация в слогах

На начальном этапе ребёнок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку, а ребёнок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребёнок начинает проговаривать слоги, а взрослый договаривает чистоговорку

- Автоматизация звука в предложении

Речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. При проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используются тактильные упражнения

- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах

Можно использовать как готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чистоговорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имён собственных и т. д.

- Автоматизация звука в коротких, затем длинных рассказах

Проговаривание коррегируемых звуков осуществляется с одновременной тактильной стимуляцией

- Автоматизация звуков в разговорной речи

Следует отметить, что на этапе работы по дифференциации коррегируемого звука также целесообразно использовать тактильные стимуляторы. Так, например, при дифференциации свистящих и шипящих ребёнку предлагается взять в одну руку чурбачок, в другую – шишку и при проговаривании смешиваемых звуков нажимать по очереди на каждый раздражитель, тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы.

Хочется отметить, что данные упражнения будут так же полезны и на занятиях с детьми с не резко выраженными нарушениями речи. Такие упражнения привнесут игровой момент в коррекционное занятие, помогут развить тактильные ощущения, развить мелкую моторику.

Представленные ниже упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику.

Цель проекта

Сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков.

Задачи

• Развивать мелкую моторику;

• Использовать специально подобранный речевой материал;

• Использовать природный и подручный материал в коррекционной работе.

Участники Дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед

Вид проекта смешанный

Объект Дети с недоразвитием речи, осложненным дизартрическим компонентом

Срок реализации В течение учебного года

Предполагаемые результаты

• У детей сформируется умение выполнять чёткие движения пальцами рук;

• Сформируется умение сопровождать свои действия словесным сопровождением;

• Трудно произносимые звуки автоматизируются и войдут в предложения, фразы, речь.

План проекта

1. Подготовительный этап

Для решения задачи по коррекции звукопроизношения и автоматизации звуков в речи необходимо:

• Провести диагностику на выявление уровня развития мелкой моторики, чистоты звукопроизношения, степени автоматизации звуков в речи;

• Изучить методическую литературу по выбранной теме;

• Разработать план проекта;

• Подобрать речевой материал, соответствующий возрасту;

• Подобрать природный и подручный материал для развития мелкой моторики.

2. Реализация проекта

Предполагается использование игровых приёмов, что позволит заинтересовать ребёнка в процессе коррекционной работы. Использование здоровьесберегающих технологий (для совершенствования крупной и мелкой моторики). Личностно-ориентировочный подход (подбор игрового и речевого материала с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)

3. Заключительный этап

Реализация данного проекта позволит подготовить ребёнка к коррекционным занятиям по автоматизации звуков, сделать более увлекательным этап ввода звука во фразы, предложения, речь; уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук.

Список литературы

1. А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки : тетрадь-тренажёр. Выпуск 3. Свистящие звуки (4 -6 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 32 с

2. А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки : тетрадь-тренажёр. Выпуск 4. Шипящие звуки (5 – 7 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2018 – 32 с.

3. А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки : тетрадь-тренажёр. Выпуск 5. Сонорные звуки (6 – 7 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «!ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 -32 с.

4. А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки : тетрадь-тренажёр. Выпуск 1. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТАО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

5. А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки : тетрадь-тренажёр. Выпуск 2. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Тактильные чистоговорки в коррекции речевых нарушений»
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 11:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Тактильные чистоговорки в коррекции речевых нарушений»» (включая файлы) размещена пользователем НатальяЕсипова (УИ 2753149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД