Светлана Васильченко
Проект «Танцуй-ка» в рамках образовательной области «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : подгрупповой, физкультурно-оздоровительный, практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный ( 3 года: средняя-старшая-подготовительная к школе группы).
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Возраст участников: 4-7 лет.
Цель: приобщить к движению под музыку всех детей, помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности каждого ребенка, его «изюминка» и индивидуальность. Помочь талантливым детям создать благоприятные условия для самореализации и самоактуализации. Каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности.
Публикация «Проект „Танцуй-ка“ в рамках образовательной области „Физическое развитие“, „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
Задачи:
1. Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
2. Укреплять здоровье детей.
3. Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса.
4. Формировать красивые манеры, походку, осанку.
Актуальность.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» направлен на решение ряда задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Нацеливает нас ориентироваться на интересы, возможности, способности и склонности ребенка, на воспитание у дошкольников желания совершенствоваться средствами физкультурно-оздоровительной работы. Учеными доказано, что занятия движениями даже для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Дети учатся самовыражению, развивают способность к импровизации, умению выражать эмоции в мимике и пантомимике, творческое воображение и фантазию, развивают восприятие, внимание, волю, память, мышление. Учатся сопереживать другим людям и животным, формируется чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения.
Ожидаемый результат:
Развитие индивидуальных способностей личности, проявляющихся и развивающихся в танцевально-ритмической игровой деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой.
Поэтапная реализация проекта :
Первый этап – подготовительный (сентябрь).
Работа с родителями – анкетирование родителей (учет предпочтений, пожеланий).
Работа с педагогами – сбор информации путем наблюдения о детях, имеющих способности к танцевально-ритмической деятельности.
Работа с детьми – проведение танцевально-ритмических игр и упражнений (на выявление индивидуальных способностей детей 4-5 лет). Формирование подгруппы детей для дальнейших игровых занятий танцевально-ритмической деятельностью.
Второй этап – практический (октябрь-май).
Работа с родителями – проведение ежеквартальных отчетных концертов с демонстрацией достижений детей. Подготовка костюмов и необходимой атрибутики для танцевальных композиций. Участие родителей в танцевальных постановках (по желанию).
Работа с педагогами – участие и выступления детей в сезонных праздниках и развлечениях. Помощь в подготовке необходимой атрибутики для танцевальных композиций.
Работа с детьми – образовательная деятельность организуется с детьми 4-7 лет подгруппой 10-12 человек, длительностью 20-30 минут (в зависимости от возраста детей) 2 раза в неделю по программе «Танцевальная мозаика» И. А. Бурениной, «Танцы для детей в детском саду» Т. И. Суворовой и авторским разработкам танцевального репертуара Васильченко С. А. и элементов авторской разработки «Развитие осмысленной моторики и творческого воображения у дошкольников». «Секрет» авторской разработки заключается как в развитии творчески осмысленной моторики собственной двигательной активности детей, так и в признании уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, неограниченных возможностей развития личного творческого потенциала каждого ребенка (делать во взаимодействии с педагогом; делать самостоятельно, но в рамках наработанного двигательного опыта; делать самостоятельно при любых условиях). В процессе двигательно-игровой ООД по физическому развитию дошкольники сами делают «открытия», овладевают разными способами действий в организованной образовательной деятельности в соответствии с содержанием образовательной области «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Основные принципы:
1. Правильный подбор музыкального произведения.
2. Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и диско-танцев.
3. Разнообразие движений и высокая динамичность.
4. Проведение занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.
5. Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру.
6. Знакомство с танцевальным этикетом : с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
7. Активная роль педагога на занятиях.
8. Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.
Структура ООД:
Вводная часть Танцевальный организованный вход в зал, веселая разминка-тренаж.
Основная часть Разучивание основных композиций и танцев, чередование с релаксационными паузами и сменой деятельности.
Заключительная часть Сюрпризный момент – придумывание совместно с детьми финальных композиций и их постановка, распределение ролей.
Подвижная и малоподвижная игра.
Репертуар, предлагаемый детям тематически связан с сезонными праздниками и рассчитан на 2 месяца обучения («Осенние посиделки» - сентябрь, октябрь; «Новогодняя сказка» - ноябрь, декабрь; «Весна-красна» - с 15 января, февраль, до 8 марта; «Летние забавы» - с 9 марта, апрель, май). Каждый последующий год обучения происходит смена репертуара, соответствующего возрастным особенностям детей.
Примерный репертуар на 3 года обучения:
2016-2017 уч. год. в средних группах 1 год (репертуар соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста). Приоритетное направление: «Образные танцы».
Сентябрь-октябрь Танцевальный вход в зал «Маленькая страна»
Шуточная разминка «Сара Барабу»
Танец «От улыбки»
Танец «Куклы-неваляшки»
Танец «Любитель-рыболов»
Финальная композиция «Осенний листопад»
Ноябрь-декабрь Танцевальный вход в зал «Снежинки»
Шуточная разминка «Новогодние игрушки»
Танец «Цирк»
Танец снежинок
Танец «Мишка плюшевый»
Финальная композиция с фонариками «Новогодние чудеса»
Январь-февраль Танцевальный вход в зал «Кнопочка»
Шуточная разминка «Весна-красна»
Танец «Волшебный цветок»
Танец «Разноцветные стекляшки»
Танец «Курочка и цыплята»
Финальная композиция «Весенний букет»
Март-апрель-май Танцевальный вход в зал «Барбарики»
Шуточная разминка «Поезд»
Танец «Кузнечик»
Танец «Лошадки»
Танец «Божья коровка»
Финальная композиция с парашютом «Воздушный шар»
2017-2018 уч. год. в старших группах 2 год (репертуар соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста – старшая группа). Приоритетное направление: «Русские народные танцы».
Сентябрь-октябрь Танцевальный вход в зал «Веснушки»
Шуточная разминка «Утренняя гимнастика»
Танец «Белочка»
Танец «Мы матрешки»
Танец с осенними листочками
Финальная композиция с полотном-вуалью «Листопад»
Ноябрь-декабрь Танцевальный вход в зал «Мышиный новый год»
Шуточная разминка «Аэробика»
Танец «Гномики»
Танец «Казачок»
Танец «Птичий двор»
Финальная композиция с фонариками «Новый год»
Январь-февраль Танцевальный вход в зал «Будильник»
Шуточная разминка «1-2-3-4»
Танец «Русский народный» (с платочками)
Танец «Кострома»
Танец «Кадриль»
Финальная композиция «Весенний букет»
Март-апрель-май Танцевальный вход в зал «Буги-вуги»
Шуточная разминка «Не зевай!»
Танец «Банановая республика»
Танец «Немецкая полька»
Танец «Два барана»
Финальная композиция «Фонтанчик»
2017-2018 уч. год. в подг. группах 3 год (репертуар соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста –подготовительная группа). Приоритетное направление: «Танцы народов мира».
Сентябрь-октябрь Танцевальный вход в зал «Парад-алле»
Шуточная разминка «Салат»
Танец «Осенняя сюита»
Танец «Финский танец»
Танец «Улетай, туча!»
Финальная композиция «Морская фантазия»
Ноябрь-декабрь Танцевальный вход в зал «Потолок ледяной»
Шуточная разминка «Бабка Ежка»
Танец «Кошки-мышки»
Танец с лентами
Танец «Парная полька»
Финальная композиция с фонариками «Тик-так часики»
Январь-февраль Танцевальный вход в зал «Марш»
Шуточная разминка «Хула-хуп»
Танец «Казачок»
Танец «Берлинская полька»
Танец «Калинка»
Финальная композиция с цветами «Подарок маме»
Март-апрель-май Танцевальный вход в зал с ленточками
Шуточная разминка «Какадурчик»
Танец «Синий платочек»
Танец «Тарантелла»
Танец «Воскресенье вербное»
Финальная композиция с лентами «Феличита»
Обучающие игры-занятия (до 4-х недель). Первоначальное разучивание двигательного действия (название, четкий показ образца, подетальный показ в более медленном темпе с пояснением элементов движения, самостоятельное выполнение упражнения детьми). На занятии может быть введено не более 2-3 комбинаций.
Закрепляющие игры-занятия (до 4-х недель). Углубленное разучивание движения (в предыдущей последовательности решаются задачи уточнения правильности выполнения движения в целом, задача решена, если дети смогут выполнить его осознанно, то есть по слову). Предполагается повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других (или по желанию детей, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
Итоговые игры-занятия (последняя неделя). Закрепление и совершенствование техники (решаются задачи закрепления и совершенствования навыка владения двигательным действием в танцевальных композициях, подвижных играх, самостоятельной деятельности, стимулирования двигательного творчества в последовательности: название, самостоятельное выполнение движения, творческие задания по выполнению движений).
Импровизационные игры-занятия (о желанию детей). Формирование осмысленной моторики и творческого воображения дошкольников, когда осмысленная моторика стала «силой воображения», перешедшей в план реального умения-творческой двигательно-игровой деятельности во всех процессах сопричастности (радости, сопереживания, содействия, проживания). Дети исполняют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают творческий потенциал и фантазию детей. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
Третий этап – заключительный (май).
Работа с родителями – проведение итоговых заключительных отчетных концертов с лучшими номерами и участием родителей. Флешмоб.
Работа с педагогами – разработать рекомендации и папки-передвижки (с результатами детской деятельности) в группах. Подготовка наградного материала к концу года.
Работа с детьми - Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все выученные ими движения и танцевальные комбинации.
Результаты проекта :
Дети, используя музыкально-ритмические навыки и запас танцевальных движений (соответствующего уровня сложности для каждой возрастной группы) умеют осознанно, синхронно и выразительно без показа педагога исполнять танцевальные композиции, проявляя творчество и придавая эмоциональную окраску; придумывать и исполнять вместе с их родителями простые танцы прямо на праздниках.