Лучший педагог года

Проект «Полезные ископаемые Оренбургской области»

Оксана Тарасова
Проект «Полезные ископаемые Оренбургской области»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название проекта : «Оренбургский край родной»

Тема: «Полезные ископаемые Оренбургской области»

Образовательная область – «Познавательное развитие»

Содержание

1. Пояснительная записка

Публикация «Проект „Полезные ископаемые Оренбургской области“» размещена в разделах

2. Проектная карта

3. Матрица проекта

4. Используемая литература

5. Приложение

Пояснительная записка

Актуальность

Живя в регионе, богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой Оренбургского края. Общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Октябрь, 1 неделя

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Удивительные камни" Опыты: «Какие бывают камни?», «Могут ли камни издавать звуки?»

2 Коммуникативная деятельность Беседа «Что мы знаем о полезных ископаемых»

3 Игры (настольно-печатные и дидактические) Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края, «Балансирующие камни», «Отыщи такой же камень», сюжетно-ролевая игра «Геологи»

4 Художественно-творческая деятельность «Пирамидка из камней», Выкладывание рисунков из камней.

Чтение И. Н. Рыжова «О чем шептались камни»

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Октябрь, 2 неделя

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Что такое руда?» Опыты с рудой (цвет, форма, размер)

2 Коммуникативная деятельность Беседа «Можно ли поменять форму камня?»

Просмотр видеоролика «Сайгачий рудник»

3 Конструирование Конструирование из ЛЕГО «Необычные машины для добычи руды»

4 Художественно-творческая деятельность Чтение П. Бажов «Хозяйка медной горы»

Просмотр мультфильма «Гномы и горный король»

5 Игры (настольно-печатные и дидактические) Игра «Балансирующие камни»

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Октябрь, 3 неделя

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Песок и его свойства» Опыты с песком

2 Коммуникативная деятельность Беседа «Что мы знаем о песке», «Где используют песок?»

3 Художественно-творческая деятельность Рисунки на песке, сувенир «бутылочка с песком»

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Октябрь, 4 неделя

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Свойства глины» Опыты с глиной

2 Коммуникативная деятельность Беседа «Полезные свойства глины»

3 Игры (настольно-печатные и дидактические) Д/и «Из какого материала?», С/р игра «Гончар»

4 Художественно-творческая деятельность Лепка из глины

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 1 неделя

Понедельник Вторник, Среда,

Четверг Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «О чем рассказал каменный уголь» Опыты с углем

2 Коммуникативная деятельность Беседа: «откуда берется уголь?»

3 Художественно-творческая деятельность Оформление выставки «Полезные ископаемые»

4 Игры (настольно-печатные и дидактические) С/р игра «Шахтеры», «Из какого материала?»

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 2 неделя

Понедельник Вторник

Среда

Четверг Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «профессии Нефтяник и газовик» Рассматриваем образцы

2 Коммуникативная деятельность Беседа «Горючие полезные ископаемые»

Просмотр видеоролика «Газоперерабатывающий завод»

3 Конструирование Конструирование «Нефтяная вышка»

4 Игры (настольно-печатные и дидактические) С/Р игра «Нефтянники»

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 3 неделя

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Волшебница соль» Опыты с солью

Выращивание кристаллов соли

2 Коммуникативная деятельность Беседа: «Такая знакомая и загадочная соль», «Соль – друг и враг»

3 Художественно-творческая деятельность Чтение русская народная сказка «Соль», румынская народная сказка «Соль в кушанье», Просмотр презентации «Где и как добывают соль»

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 4 неделя

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Что такое мел?» Опыты с мелом

2 Коммуникативная деятельность Беседа: «Мел – горная порода»»

3 Художественно-творческая деятельность Рисование мелками на асфальте

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 5 неделя

Понедельник Вторник Среда

1 Коммуникативная деятельность Викторина «Полезные ископаемые»

Экскурсия на выставку «Полезные ископаемые Оренбургской области»

2 Художественно-творческая деятельность Изготовление пригласительных билетов на открытие мини – музея «Полезные ископаемые Оренбургской области»

Матрица проекта

Название проекта : «Оренбургский край родной»

Тема проекта : «Полезные ископаемые Оренбургской области».

Проблемное поле проекта : Оренбургская область, в которой мы живем, богата своей историей, традициями, природными ресурсами. Говоря о природе нашего края, больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Игровые методы:

- вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации,

- принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью,

- выполнение практических действий по получению необходимой информации.

Диалогические методы:

- беседа,

- «вопросы – ответы»,

- формулировка выводов.

Методы обучения:

- показ способа действия (после выполнения задания,

-проблемная ситуация,

-упражнение.

Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых Оренбургской области, их роли в жизни человека.

Задачи проекта :

Для детей:

Обучающие:

1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)

2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:

1. Развивать способности к поисковой деятельности :

- определять задач, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:

1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.

2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

2. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Приобрели знания о полезных ископаемых : песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.

2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.

3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.

4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.

5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Для воспитателей:

1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.

2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

3. Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.

Для родителей:

1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду;

2. Развито совместное творчество родителей и детей;

3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.

4. Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Основные шаги реализации проекта :

1 ШАГ: Подготовительный

1. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.

2. Определение цели, исходя из интересов детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического материала.

2 ШАГ: Основной

1. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

2. Организация развивающей среды в группе - оформление коллекций «Уральские самоцветы», «Руды», «Горючие полезные ископаемые», «Строительный материал».

3. Оформление консультативного материала для родителей.

3 ШАГ: Итоговый

1. Подтверждение итогов проекта.

2. Оценка достигнутых результатов.

3. Создание мини – музея «Полезные ископаемые Оренбургской области».

Вид проекта - информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации: 3 октября – 30 ноября 2022 г.

По количеству участников проекта : дети группы 6-7 лет № 2, родители, воспитатели.

Интеграция образовательных областей

№ Название образовательной области Содержание (краткое) Задачи

1 Познавательное развитие Образовательная деятельность:

- Занятия «Удивительные камни», «то такое руда?», «Песок и его свойства»,

«Свойства глины», «О чем рассказал каменный уголь», «Профессия Нефтяник и газовик», «Волшебница соль», «Что такое мел?».

- Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых :

«Можно ли менять форму камня и глины», «Песочная страна», «Соль на проволоке», «Удивительные камни», «Камни, которые подарило море» и тд. Формировать представления детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

2 Речевое развитие Совместная деятельность:

- Составление рассказов по сюжетным картинкам.

- отгадывание загадок

- Д/и «Д / и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень",

«Узнай на ощупь», «Польза - вред»

Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).

3 Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность:

• Беседы «Что мы знаем о полезных ископаемых

«Где используются полезные ископаемые

«Драгоценные камни»,

• Дидактические, словесные, подвижные игры.

• Трудовая и продуктивная деятельность детей.

• Консультация для родителей «», памятки.

• Организация мини-музея «Полезные ископаемые Оренбургской области» Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

4 Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность:

- Чтение рассказов П. П. Бажов «Серебряное копытце»,

«Малахитовая шкатулка»;

И. Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?»

Ручной труд - Творческая мастерская

«Сувенир из гипса». Лепка из глины

Рисование мелками на доске, бумаге

Выкладывание рисунков из камней

Рисование песком

Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывайте небольших текстов.

5 Физическое развитие П / и «Гора и камешки»

П / и «Разрушение горы»

П/и «Найди свой камень».

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

Образцы полезных ископаемых, сюжетно-ролевые игры «Геологи», «Нефтяники», «Шахтеры», пособие «Лучистые кристаллы», игра Балансирующие камни», каталог «Опыты с природными материалами», лупы и другое оборудование для лаборатории, фото и видео материалы.

Организационные формы работы над проектом

№ Формы работы Название/тема сроки

1 Развивающие игры Организовывать и проводить эти игры можно следующим образом. Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Ребенок, как правило, является активным участником игры, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы. Игру можно разворачивать перед детьми, как сказку в картинках.

2 Интегрированные игровые занятия.

Интеграции поддаются следующие виды деятельности: развивающие игры плюс математика и экологическое образование, развивающие игры плюс развитие речи и математика, развивающие игры плюс математика и предметный мир, и многое другое. Развивающие игры добавляют в эти виды занятий действия с реальным результатом и игровую мотивацию.

Взрослый на таких занятиях выступает в роли организатора поискового процесса, активизирующего память, восприятие, воображение, разные формы

мышления ребенка, часто являясь партнером по игре. Перед ребенком необходимо ставить вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению заданных упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая таким образом к самостоятельности.

3 Совместная игровая познавательная деятельность. Совместная деятельность педагога и детей - это еще одна форма организации детской деятельности, которой следует уделять достаточно много времени в педагогическом процессе.

4 Самостоятельная игровая деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Форма проведения презентации

Выступление на педагогическом совете.

Используемая литература

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница» –выдан. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Полезные ископаемые Оренбуржья»Конспект занятия «Полезные ископаемые Оренбуржья» Подготовила: Крикау Наталья Викторовна Оренбург Тема образовательной деятельности Полезные ископаемые Оренбуржья Доминирующая образовательная.

Конспект занятия в подготовительной группе «Горы Оренбургской области и их обитатели» Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Горы Оренбургской области и их обитатели».Цель: Продолжать знакомство детей с неживой.

Педагогический проект «Овощи и фрукты — полезные продукты»Педагогический проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» Педагогический проект "Овощи и фрукты - полезные продукты" Составители: воспитатели Галба Екатерина Анатольевна Андреева Анна Витальевна.

Посткроссинг. Дружественный привет из Оренбургской области, поселок ЧебенькиПосткроссинг. Дружественный привет из Оренбургской области, поселок Чебеньки Как замечательно, что однажды я узнала о Поскроссинге. Работаю сейчас на подготовительной к школе группе. Два года назад переписывались.

Познавательно-творческий проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» Татьяна Голякова Познавательно-творческий проект: «Овощи и Фрукты — Полезные продукты» Татьяна Голякова Познавательно-творческий проект:.

Проект «Наши верные друзья — полезные привычки»Проект «Наши верные друзья — полезные привычки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 469 620072, г. Екатеринбург, ул. 40-летия Комсомола, 16б,.

Проект «Овощи и фрукты — полезные продукты»Проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий. Сроки реализации: среднесрочный Участники проекта:воспитатели: Шаблаева М. Б. ,.

Проект «Полезные и вредные продукты питания» Актуальность: нездоровые продукты питания наносят непоправимый вред нашему организму, в связи с этим развиваются многие заболевания у людей.

Проект «Вредные и полезные микробы» в подготовительной группе Цель проекта: Сформировать у детей элементарные представления о микробах, вреде и их пользе. Задачи проекта: -сформировать представления.

Проект «Вкусные, полезные, овощи чудесные»Проект «Вкусные, полезные, овощи чудесные» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Полезные ископаемые Оренбургской области»
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 16:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД