Оксана Балашова
Проектная деятельность «У меня живет котёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Балашова Оксана Викторовна
МАДОУ “Детский сад №4” г. Нижнего Новгорода
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Срок реализации: 2недели.
Тип проекта : краткосрочный. Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность. Цель проекта : дать представление детям о домашних животных, проживающих в квартире, их отличительных особенностях, способах ухода и общения с ними (на примере кошки). Учить составлять рассказ описательного характера при помощи схемы-модели.
Публикация «Проектная деятельность „У меня живет котёнок“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Задачи:
1. Образовательные : - создать условия для формирования познавательного интереса у детей о строении, привычках, повадках кошки, их отличительных особенностях; - дать представления о потребностях животных для их роста и развития; - учить детей пользоваться схемами при составлении описательного рассказа; - закрепить умение выразительно читать стихотворения ;
2. Развивающие: - развивать интерес к жизни кошек; - развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; - развивать речь детей, обогащать словарь ; - развивать связную речь.
3. Воспитательные:
-воспитывать чувство любви к животным;
-воспитывать доброе, бережное отношение к кошкам.
-воспитывать любознательность, сочувствие; - воспитывать желание заботиться о животных.
-используя фольклор, воспитывать любовь к потешкам, песенкам, загадкам.
Наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением домашних животных, картины, фотографии.
Словесные: беседы, прослушивание, чтение взрослых детям, разучивание наизусть.
Материал и оборудование : иллюстрации, фотографии, коллекция фигурок, муляжи продуктов питания, дидактические игры «Помоги кошечке», «Угостим кошечку», «Парные картинки», «Кто что любит», «Узнай по силуэту», «Подбери клубочек» и другие. Настольные игры: домино, вкладыши, мозаика, кубики, лото. Плакат «Домашние животные». Картина «Кошка с котятами». Схемы-модели «Строение животного», «Размер животного», «Цвет животного», «Фактура шерсти», «Питание», «Уход за животным», «Рассказ о животном». Трафареты, раскраски, формы для вырезания фигур из пластилина; аудиодиски с музыкальными сказками и песнями. Атрибуты для подвижных игр (обручи, шапочки-маски).
Работа по реализации проекта проводилась в несколько этапов.
1-й этап. Подготовительный: - определить уровень знаний детей о домашних животных; - провести анкетирование родителей и беседы с детьми ; - подготовить предметно - развивающую среду (подобрать художественную литературу, иллюстрации, картины, дидактические игры, атрибуты для подвижных игр). -собрать коллекцию фигурок кошек, копилку фотографий, -оформить стенд для родителей о ходе реализации проекта.
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, мы провели беседу с детьми и анкетирование родителей по теме: «Мои младшие друзья». Из беседы с детьми мы узнали, какие домашние животные есть у ребят. У пятерых ребят - кошки. У одного - собака. У одного - кролики.
Анкетирование родителей позволило сделать следующие выводы: 1. В большинстве семей нашей группы домашних животных нет (из 27 семей только в 7 есть домашние животные). Следовательно, не созданы условия для воспитания любви к животным, общения с ними. 2. Дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за отсутствия у родителей свободного времени или из-за родительских опасений, о возможности нанесения животными вреда ребёнку, дети получили отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье – это мощный воспитательный фактор. Ребёнок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
3. Из бесед с детьми и анкет родителей мы увидели, что за домашними животными ухаживают взрослые. Необходимо провести с родителями беседу, о необходимости привлекать по уходу за животными детей, чтобы они могли оказывать посильную помощь (поменять воду в поилке, положить корм в миску, почистить клетку и т. д.). Забота о домашних питомцах положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его бережное отношение к окружающему миру. Так как в большинстве семей живут кошки, а дети о них мало знают, не имеют знаний как о них заботиться. Дети испытывают трудности при составлении описательного рассказа о своем домашнем животном. Мы с ребятами решили больше узнать о домашних животных, как за ними ухаживать, что они любят, а чего бояться (на примере кошки). Совместно с родителями мы собрали копилку информации стихи, сказки, иллюстрации, фотографии, энциклопедии про кошек. Собрали коллекцию фигурок кошек. Подобрали дидактические игры. Изготовили атрибуты для подвижных игр.
2-й этап. Реализация проекта.
Рассматривание фотографий, иллюстраций. Цель. Учить внимательно рассматривать фотографии и иллюстрации, объяснять их содержание, отвечать на вопросы.
Рассматривание картины «Кошка с котятами». Цель. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умение вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных и четко проговаривать слова со звуками к, т.
Чтение художественной литературы: «Как у нашего кота», «Пошел котик на Торжок…» «Кисонька-мурысонька» «Кошка, брысь» «Тили–бом, тили-бом.» Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше» В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?». Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Цель. Познакомить детей с произведениями устного народного творчества и творчеством русских авторов.
Рассказ воспитателя «Как дикий кот решил стать домашним», «Рассказ бездомного котенка», «Как кошка выбирала себе постельку». Цель. Формировать знания детей о кошках. Совершенствовать умение детей слушать рассказ. Способствовать развитию речи как средства общения.
Заучивание стихотворения Берестова. В. «Котенок», потешки «Киска, киска». Загадывание загадок, составление рифмовок.
Цель. Помочь детям запомнить стихотворный текст, учить выразительно читать его.
Артикуляционная гимнастика «Молочко киска пьет». Цель. Развитие артикуляционного аппарата. Загадывание загадок, составление рифмовок.
Рисование. «Клубочки для котят». Задачи. 1. Учить детей равномерно наносить краску на всю поверхность листа, рисовать предметы округлой формы. 2. Развивать умение правильно держать кисточку, убирать излишки воды о край банки. 3. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Лепка. «Кошечка». Задачи. 1. Учить детей делить комок глины на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей –приемами сплющивания. 2. Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов, состоящих из нескольких частей. 3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении работы.
Аппликация. «Коврик для котенка». Задачи. 1. Учить составлять узор из кружков и квадратиков на салфетке квадратной формы, располагая круги в углах квадрата и посередине, а квадратики - между ними. 2. Развиватьчувстворитма. 3. Воспитывать аккуратность, заботливое отношение к своему питомцу.
Беседы. «Что мы знаем о домашних животных»;
«Не трогай не знакомых животных»;
«Мой руки после ухода за домашними животными»;
«Не обижай животных» Цель. Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу, доброе отношение к животным.
Игра - ситуация «Котик на печке песни поет».
Цель. Приобщать детей к русскому фольклору; увлечь народным сюжетом.
Закреплять умение перевоплощаться в разные образы.
Подвижные игры и упражнения», «Мыши водят хоровод», «Кошка и мышки», «Воробушки и кот», «Пролезь в норку» Цель: Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию, вызвать радость от совместных действий с взрослым и сверстниками.
Комплекс гимнастики после сна «Кошечка Физкультминутка «Зарядка для котят. Цель. Повышать двигательную активность детей.
Наблюдения на прогулке и дома за кошкой. Цель. Дать детям общее представление о кошке. Учить замечать повадки животного, как передвигается, ходит, пьет водичку из миски. Закреплять представления о том, чем живые животные отличаются от игрушек.
Игровые упражнения: «Кошечка», «Громче – тише», Игра-драматизация «Кошкин дом» Слушание аудиозаписи с голосами домашних животных. Прослушивание музыкальных этюдов. Разучивание песен «Серенькая кошечкам», «Кошка» Цель. Обогащать музыкальные впечатления детей. С помощью восприятия музыки способствовать общему эмоциональному развитию, поддерживать желание изображать предмет средствами художественной выразительности.
Сюжетно-дидактическая игра «Домашние животные», «У меня живет котенок», «Котенок заболел», «Покормим котенка». Цель. Формировать заботливое отношение к животным, обращать внимание на их повадки.
Дидактические игры и игровые упражнения. «Кот и мыши». Цель. Совершенствовать умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке. «Найди столько же» Цель. Закреплять умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами. «Чья дорожка длиннее?» Цель. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный -короткий, длиннее - короче. «Подарим игрушки Мурке и Мурзику». Цель. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты словами большой - маленький, больше - меньше. «Помоги котенку подобрать ключ к замочку». Цель. Совершенствовать умение различать и называть плоские фигуры. «Поможем котенку найти клубочек». Цель. Закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди - сзади, слева-справа. «Куда закатился клубочек?» Цель. Закреплять умение понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения : в, на, под, за. «Помоги котенку найти фотографию». Цель. Совершенствовать умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь.)
Игровые упражнения «Составь животное», «Дорисуй животное», «Выбери, что нужно котенку.»
В результате осуществления проекта удалось расширить и обогатить представление детей о кошках.
При помощи музыки удалось развить способность детей к построению пластических образов животных – кошек и котят.
У детей развилось чувство ответственности и бережного отношения к животным.
У родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем, совместно с детьми.
Практическая значимость проекта :
Проект является эффективным. Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми для развития детей; объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира; для музыкально-творческой работы с различными образами, расширения знаний детей об окружающем мире, дополнения интересными сведениями, обогащения эстетическими переживаниями.
3 этап - Итоговый.
1. Оформление фотовыставки по материалам проекта.
2. Выставка рисунков, поделок.
3. Презентация проекта.
Благодаря разработке и внедрению проекта расширились представления детей о домашних животных и их детенышах. У дошкольников появился интерес к жизни домашних питомцев, заботливое отношение к ним.
Животные являются источником первых знаний о природе. Ребёнок видит животное, он к нему тянется, распознаёт названия, отмечает различия, познаёт его поведение. В процессе ознакомления с животными происходит познавательное, в том числе и сенсорное развитие детей. Ребё нок непосредственно через органы чувств воспринимает объект : форму, величину, цвет, мягкость, фактуру шерсти. Животные являются источником развития логического мышления: на основе представлений о животных дети учатся видеть связи и зависимости в природе. В результате ознакомления с животными формируется любознательность, наблюдательность.
В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире.
Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животных и правилах ухода за ними, воспитывать бережное, заботливое отношение детей к животным.
Презентация проекта. Здравствуйте, меня зовут Варя Мне 4 года. У многих ребят нашей группы дома живут кошки. Но мы не знаем, что любят кошки, как надо за ними правильно ухаживать. Нам стало интересно, как же надо ухаживать за кошкой, что они любят, а чего боятся. Вместе с родителями мы собрали информацию о кошках, фотографии, стихи, коллекции фигурок. Из энциклопедии мы узнали, что кошка - домашнее животное. Очень давно кошка была диким животным, а потом пришла к человеку и осталась у него жить. Человек стал заботиться о кошке. Кошка и сейчас живет с человеком.
Рассматривая иллюстрации, фотографии, мы заметили, что строение всех кошек одинаковое. У кошки есть туловище, голова, лапы, хвост. Лапы у кошки задние и передние. На лапках коготки. На голове уши, глаза, нос, усы, рот. Для описания строения кошки нам помогает схема, которую мы придумали вместе с воспитателями.
Но все кошки различаются размером. Кошки могут быть большие, средние, маленькие.
Кошки имеют свой окрас. По цвету они могут быть одноцветные, двухцветные и многоцветные.
По фактуре шерсти кошки могут быть: длинношерстные, короткошерстные, кудрявые, лысые.
Мы узнали, что кошки любят покушать. Им обязательно нужна свежая вода, молоко, рыба, мясо и корм. Корм бывает сухой и жидкий. Многие кошки любят есть травку.
Кошки нуждаются в уходе. Им нужно делать прививки, мыть, расчёсывать, кормить, менять воду, играть с ними. Им нужно свое место в доме. И место, где они могли бы поточить свои когти.
У каждой кошки есть своя кличка, например у Лизы котенка зовут Мурзик, у Кирюши - Фрося, у Олеси - Чуня, у Вари - Симка, у Матвея - Баксик.
Для составления описательного рассказа про домашнее животное мы вместе с воспитателями придумали схему-модель. Мы с помощью этой модели рассказываем о своих любимцах. Из своих наблюдений за кошкой, мы заметили, что кошки не любят когда шумят, не любят громкую речь и громкую музыку. Им не нравится, когда их обижают и гладят против шерстки. Нельзя обижать животных, шугать, пинать, замахиваться на них. Нужно любить животных, заботиться, кормить их, играть с ними, и тогда они станут нашими друзьями.
Но у ребят есть и другие домашние животные. А как за ними ухаживать и что они любят - это и будет темой нашего следующего проекта. Спасибо за внимание.
Список литературы:
М. А. Васильева, В, В. Гербова, Т. С. Комарова Программа воспитания и обучения в детском саду. Комплексные занятия. Вторая младшая группа. По программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Авторы - составители Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду : Младшая группа. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду: Младшая группа. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. И. А. Помараева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений :Младшая группа. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд : тематическое планирование занятий / автор составитель В. Ю. Дьяченко. Л. Г. Татарникова Технология валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. А. В. Печерога Развивающие игры для дошкольников.