Галина Веприкова
Проект «Удивительные лошади»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительные лошади»
«Блеснул коняшка лукавым глазом,
Притопнул точеной ножкой,
Встряхнул гривкой.
Словно искры на дорожку посыпались».
Е. Мурашова
Общение человека и лошади на протяжении многих веков определило духовные и художественные устремления людей разных народов. В жизни человека лошадь сыграла наиболее важную роль, чем другие домашние животные. эта взаимная связь началась в глубокой древности, когда лошадь являлась источником пищи. Затем раскрылись ее подлинные возможности, будучи прирученным, это животное стало незаменимым для транспортных перевозок и на войне. В наши дни лошадь осталась незаменима в кино, в цирке, в спорте и туризме.
Публикация «Проект „Удивительные лошади“» размещена в разделах
Цель проекта : развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Изучит в каких сферах человек использовал и использует лошадь в современном мире; доказать, что лошадь – необыкновенное животное, достойное любви и уважения.
Задачи проекта :
1 Познакомиться с происхождением лошади на земле.
2 Рассмотреть, как помогла и помогает лошадь человеку на протяжении всего времени.
3 Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.
4 Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
5 Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными.
6 Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.
В основе работы с детьми по проекту. Лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4. Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Формы работы по проекту :
- работа с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
3. Инсценировки сказок, этюдов.
4. Проведение игровых занятий.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
Срок реализации проекта : февраль.
Участники проекта : воспитатели. Дети.
Пополнение предметно-развивающей среды группы:
- Сюжетно-ролевые игры: «Зоолечебница», «Спасатели», «Цирк».
- Дидактические игры: «Угадай-ка», «Собери картинку», «Будь внимательным».
- Схемы и трафареты для продуктивной деятельности.
- Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
- Фигурки лошадей для обыгрывания построек.
- Экспонаты в мини-музей.
Анкетирование детей:
1. Что вы знаете о происхождении лошади?
2. Видели ли вы живую лошадь? Где видели?
3. Как люди используют лошадь?
Результаты анкетирования:
1. Вопрос: нет ответов – 0 человек.
2. Вопрос: видели 16 человек из 17 опрошенных. В деревне, в парке, на ипподроме.
3. Вопрос: как средство передвижения – 10 человек. Для перевозки грузов – 2 человека. Источник продуктов питания (мясо) – 2 человека, для работы в поле 3 человека.
Детям о лошадях.
Лошади – животные, которые на протяжении многих веков живут рядом с человеком, помогают ему в хозяйстве и остаются добрым и верным другом.
Что же рассказать ребенку о лошадях?
Лошадь — это сильное и большое животное, которое намного сильнее человека. У лошадок, как и у людей, есть характер, они бывают смелые и пугливые, работящие и ленивые, спокойные и шустрые.
Лошадки бывают самых разных пород, как например собаки или кошки, и размеров. Например, маленьких лошадей называют пони.
Цвет лошадиной шерстки – масть, также бывает очень разной – рыжая, серая, черная, гнедая, буланая. А еще, лошадки могут быть с самыми разными пятнышками.
Особенную красоту придают этим удивительным животным хвост и грива, которые также могут быть совершенно разных оттенков и длинны. Хозяева очень тщательно следят и ухаживают за своими питомцами, а некоторые даже делают своим лошадкам прически.
Лошади бывают домашние и дикие. В дикой природе лошади живут группами, их называют табунами. Так им легче защищаться от нападок врагов.
А домашние - живут в домике, построенном человеком. Его называют конюшня.
Лошадиная семья состоит из мамы — лошади, папы — коня и деток — жеребят.
Обоняние и слух у лошадок развит гораздо лучше, чем у человека и даже некоторых животных. Лошади от природы очень сильны и выносливы – с легкостью преодолевают даже большие расстояния с грузом на спине.
Люди, которые ездят верхом на лошадях называются наездниками или всадниками.
Бегать лошади умеют тоже по-разному - галопом, рысью, иноходью. Распознав эту особенность люди стали устраивать специальные лошадиные соревнования – скачки, на которых лошадки пытаются перегнать друг друга. Удивительно, но бегают лошади на кончиках пальцев, это увеличивает скорость. Кончики пальцев лошадей называют копытами – это твердые образования. Копыта у лошадей очень чувствительны, и чтобы избежать причинения боли, люди придумали защищать их подковами - своего рода «ботиночками» или «носочками» для лошадиных ножек.
Лошади, как и любые животные, произносят свойственные только им звуки – ржание и фырканье.
Питаются лошади летом травой и плодами, выкопанными из земли, а зимой – сеном, заранее заготовленным человеком. Сено – высушенная трава. Кроме того, любят лошадки овес и пшеницу. Ну, и главное лакомство - это конечно яблочки, морковка, хлеб и сахар. А еще, лошади жуют жвачку, как например, коровы и козы. Жевание жвачки, конечно не такой как у нас с вами, это особенность животных, которые имеют копыта (парнокопытных).
Лошадки кормят своих детенышей молоком, которое называется кумыс. Пить его могут и люди, ведь оно очень вкусное и полезное.
А еще, нельзя не отметить, что эти животные обладают уникальными способностями и могут исцелить человека от некоторых заболеваний. Такое лечение называется иппотерапией, но об этом подробнее в статьях «Иппотерапия» и «Собаки, лошади и аутизм».
Покататься на лошадке может даже малыш, например в парке или цирке. А еще есть специальные учреждения, где детки и взрослые обучаются конному спорту и затем могут принять участие в соревнованиях, выступать на представлениях и в цирке.
Предложите малышу вспомнить стихотворение А. Барто «Я люблю свою лошадку», ведь он, наверняка, его хорошо знает. А затем, предложите выучить новое стихотворение, например:
Длинноногий жеребёнок
Жеребенок длинноног -
Я его догнать не смог,
Только пыль из-под копыт
Над дорогою висит. (С. Коркин)
Лошадка
– Но! – сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру! (В. Берестов)
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛОШАДКИ»
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация».
Цель: формировать у детей устойчивый интерес к животным; способствовать самореализации детей в художественно-продуктивной деятельности; формировать навыки трудовой культуры.
Задачи.
Образовательная область «Познание» :
-систематизировать и закреплять знания детей о домашних животных;
-совершенствовать умения детей классифицировать, сопоставлять и делать соответствующие выводы;
-воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным.
Образовательная область «Художественное творчество» :
-развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, концентрацию внимания, умение сосредоточится;
-совершенствовать умение и формировать навыки работы с различными материалами;
-воспитывать взаимопомощь, трудовую дисциплину.
Образовательная область «Коммуникация» :
-формировать у детей умение составлять рассказ-описание;
-развивать связную речь, активизировать словарь;
-совершенствовать умение рассказывать стихотворения выразительно.
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Методы и приемы работы.
Информационно-рецептивный метод:
-рассматривание фотографий с изображением лошадей;
-дидактическая игра «Назови детенышей» (с использованием картинок с изображением домашних животных).
Словесный метод:
-составление рассказа-описание про лошадь;
-чтение стихотворений;
-скороговорка;
-потешка (инсценировка).
Репродуктивный метод:
-пальчиковая гимнастика;
-выполнение формообразующих движений рук при роботе с различными материалами.
Эвристический метод:
-спланировать последовательность выполнения работы (вместе с педагогом);
-самостоятельное выполнение работы (поэтапно).
Планируемый результат:
-знают и различают животных, классифицируют их;
-умеют составлять рассказ-описание, выразительно рассказывают стихотворения;
-рационально используют изобразительный материал, сформированы навыки трудовой дисциплины;
-умеют самостоятельно оформлять работу, анализировать ее.
Индивидуальная работа: оказать помощь затрудняющимся детям при выполнении работы; следить за тем, чтобы дети использовали предметы ручного труда правильно, соблюдая технику безопасности.
Материалы и оборудования: фото с изображением лошадей, картинки с изображение домашних животных и их детенышей, бутафорская лошадка, аудиозапись с песней «Облака» из м/ф «Трям, здравствуйте», цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, салфетки, самоклеющаяся бумага.
Организованная деятельность детей.
-Ребята, посмотрите внимательно на фотографии. Кого вы на них видите?
(Лошадь, жеребенок, табун лошадей)
-Лошадь-домашнее или дикое животное?
(Домашнее)
-Опишите мне лошадь, глядя на фотографию.
-Какую пользу приносит лошадь человеку?
-Каких еще домашних животных вы знаете?
-Почему этих животных называют домашними?
-Про животных существуют загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки, скороговорки… Давайте вспомним скороговорку:
Из-под топота копыт пыль пополю летит.
(Дети произносят скороговорку)
Дидактическая игра «Назови детенышей»
Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Дети называют животного и его детеныша. Например: собака-щенок.
-Давайте послушаем стихотворения про лошадей, которые вы выучили.
Стихи. (Дети рассказывают стихотворения с игрушечными лошадками в руках)
«Сивка-Бурка»
Пасутся кони на лугу-
Красивые, как в сказке.
А я смотреть на них могу
И трогать без опаски.
Я к Сивке-Бурке подойду,
К тому, что с черной гривой,
Рукой по гриве проведу-
И стану вдруг счастливей.
«Жеребенок»
Жеребенок, жеребенок,
Что ты скачешь на лугу?
За тобою, жеребенок,
Я угнаться не могу.
Подожди меня немножко
Не беги через лужок.
Жеребенок, быстроножка!
Самый лучший мой дружок!
«Сколько друзей у лошадки»
Я спрашивал украдкой
Знакомую лошадку :
-Вы дружите с бараном,
С ягнятами его?
Лошадка закивала,
Сказала: «Иго-го!»
-С быком большим и строгим,
С телятами его?
Лошадка закивала,
Сказала : «Иго-го!»
-А с петухом задирой,
С цыплятами его?
Лошадка закивала,
Сказала: «Иго-го!»
-Скажите мне, а сколько
У Вас друзей всего?
Подумала лошадка,
Сказала: «Ого-го!»
- Ребята, лошадь-мирное животное, поэтому у нее много друзей.
А у вас много друзей? (Ответы детей)
-Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и дружно поиграть.
Физминутка.
(Дети стоят в кругу, произносят слова и выполняют соответствующие действия)
Мы играем целый день
Целый день играть не лень.
Ты смотри не отставай,
Все за нами повторяй.
Гоп-гоп, конь живой
С настоящей головой,
С настоящей гривой,
Вот какой красивый.
Гоп-гоп, скачет конь
Скачет конь ретивый,
Гоп-гоп, скачет конь
Вот какой красивый!
Потешка «Еду, еду к бабе, к деду…»
(Инсценировка потешки с использованием бутафорской лошадки)
Сюрпризный момент.
-Ребята, давайте заглянем в нашу шкатулочку с сюрпризами, посмотрим, что для нас там есть. (Воспитатель достает из шкатулочки готовую самодельную лошадку)
-Посмотрите, ребята, какая красивая лошадка. Вы хотите сами сделать такую лошадку? (Ответы детей)
-Сейчас наши ручки будут трудиться, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика.
На моей руке пять пальцев-Дети показывают ладони.
Пять держальцев, Сцепляют пальцы двух рук в «замок».
Пять хватальцев, Делают хватательные движения.
Чтоб пилить и стирать, Соответственно двигают кулачками.
Чтобы брать Делают загребательное движение руками.
И чтоб давать. Раскрывают ладони.
Их не трудно сосчитать: Собирают пальцы в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно достают пальцы из кулака.
Будем с ними мы играть! Хаотично двигают всеми пальцами на
растопыренной ладошке.
Художественно-продуктивная деятельность.
- Сейчас давайте вспомним правила обращения с ножницами.
(Дети рассказывают, как правильно пользоваться ножницами)
-Вы ребята, помните, что выполняя любую работу, не надо спешить и делать все аккуратно? Давайте вспомним пословицу:
«Поспешишь-людей насмешишь»
(Дети произносят пословицу)
Этапы работы:
1)Вырезать из картона по контуру туловище и голову лошади.
2)Вырезать из цветной бумаги полоски.
3)Сделать из полосок бумаги спиральки с помощью карандаша.
4)Приклеить спиральки, изобразив хвост и гриву.
5)Приклеить глазки, вырезанные из самоклеющейся бумаги.
6)Прикрепить прищепки, изобразив ноги лошадки.
Итог занятия. Психофизическая разгрузка.
-Мы сегодня вспомнили домашних животных и вы показали свои знания.
-Теперь покажите друг другу, какие красивые лошадки у вас получились. Вы все сегодня молодцы! Все старались, сделали работу аккуратно. -Сейчас давайте поиграем нашими лошадками.
(Звучит песня «Облака» из м/ф «Трям, здравствуйте!». (дети играют с лошадками)