екатерина рудомёткина
Проект в детском саду «Удивительный мир муравейника»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : исследовательско – творческий.
Состав участников проекта и их объединение : индивидуальный, с привлечением детей старшей группы и их родителей.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой.
Стратегия осуществления проекта :
Данный проект осуществляется на базе МДОУ ЦРР – детский сад №1,под руководством воспитателя, Рудометкинай Е. М и родителей.
Публикация «Проект в детском саду „Удивительный мир муравейника“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект реализуется в самостоятельной деятельности участника проекта, а также в совместной деятельности детей – педагога - родителей.
Актуальность проекта :
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Наше исследование заключается в том, что гуляя по лесу, мы встречаем муравейники, они привлекают наше внимание, но знаем о них мало, хочется узнать как можно больше.
Интересные факты о муравьях всегда интересовали людей, так как эти насекомые считаются одними из самых увлекательных и необычных. Эти распространенные насекомые очень ответственные, работящие, а также, несмотря на свои незначительные размеры очень сильные. Все муравьи живут колониями у каждой из которых имеется своя королева или как ее еще называют, матка.
Проблема: можно ли в домашних условиях завести муравейник и наблюдать за ним?
Цель проекта : изучить жизнь муравьев и их поведение в домашних условиях.
Задачи:
1. Вызвать интерес к исследованию муравейника и его обитателей.
Познакомиться с семейством муравьев, изучить строение муравейника.
Провести наблюдение за жизнью муравьев.
2. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.
3. Поделиться результатами работы со сверстниками.
Гипотеза:
Предположим, что муравьев можно содержать дома и наблюдать за их жизнью.
Объект исследования: формикарий – семейство муравьев.
Методы проекта : игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –экспериментальный, утренний круг, просмотр презентации, знакомство с художественными произведениями.
Предполагаемый результат:
В ходе исследовательской работы дети выяснят, что муравьи бывают разные, за ними можно ухаживать, наблюдать, делать выводы. Узнают много нового об особенностях муравьев, их разновидностях, их пользе. Самостоятельно проведут много интересных опытов. У детей повысятся познавательный интерес, разовьются коммуникативные навыки. Научатся работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Реализация проекта :
Составили модель трех вопросов
Что мы знаем о муравьях? Что хотели бы узнать? Как это можно сделать?
Ребенок знает, что муравьи живут одним большим домом – муравейником. Познакомиться с формикарием.
Узнать, как ведут себя муравьи в различных условиях. Приобретение домашнего муравейника (формикария). Проведение опытов. Просмотр презентаций, познавательных энциклопедий
Этапы реализации:
1 этап. Подготовительный.
1. Постановка проблемы. Детей заинтересовали вопросы: где и как живут муравьи? Разновидности муравьев? Интересные факты о муравьях? Чем они питаются? Какую пользу и вред приносят муравьи?
2. Определение цели и задач проекта.
3Создание условий для организации работы.
4. Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.
5. Подбор познавательной, научной литературы.
2 этап. Организация исследований в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации
* Беседы: «Что мы знаем о муравьях?», «Полезные советы», «Интересные факты о муравьях», «Какую пользу и вред приносят муравьи?», экспериментальная деятельность.
Опыты: «Сколько нужно воды, чтобы удовлетворить потребности муравьев?»,«Детские ясли», «Какие профессии в муравейнике», «Из каких частей состоит муравей?», «Что больше всего они любят кушать?».
2. Разучивание пословиц и поговорок о муравьях, отгадывание загадок.
Чтение произведений:
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»,
В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
Л. Толстого «О муравьях»,
М. Пришвина «Пень –муравейник», главы из энциклопедии о насекомых; загадки и пословицы о насекомых; рассматривание картин и иллюстраций о насекомых.
3. Взаимодействие с семьё й:
консультация для родителей «Как наблюдать за насекомыми», были предложены примерные задания и вопросы совместной деятельности родителей с детьми дома: рассматривание с ребенком в лесу насекомых, просмотр мультфильмов о насекомых, найти стихи, сказки и рассказы о муравьях, загадки; совместное творчество родителей и детей: рисунки и поделки по теме проекта.
3 этап. Заключительный.
Фотоотчет «Мы – экспериментаторы».
Презентация «Волшебный мир муравейника».
Создание альбома «Берегите муравейники»
Выставка рисунков «Насекомые»
Выставка поделок оригами «Насекомые».
Результат проекта :
В результате проделанной работы дети узнали, что муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять. А так же узнали, что отдельные разновидности могут жить в домашних условиях.
Целевые ориентиры:
• Ребенок приобретет опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
Проблемы реализации проекта :
Трудности Решение
Приобретение домашнего муравейника Привлекли родителей.
Проблема решена.
Отсутствие наглядных пособий
Использование Интернета и цветной печати.
Пути развития проекта :
Применять полученные знания о муравьях в повседневной жизни, при прогулках по лесу.
Предполагаемый результат:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что муравьи бывают разные, за ними можно ухаживать, наблюдать, делать выводы. Узнали много нового об особенностях муравьев их разновидностях, их пользе. Самостоятельно провели много интересных опытов. У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки. Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Библиография проекта :
- Энциклопедия «Я узнаю мир», М. : АСТ «Астрем», 2009.
- Энциклопедия «Все обо всем», М. : «Пресса», 1995.
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.
- Интернет – источники
Приложения.
1. Интересные факты о муравьях
• муравьи произошли от хищников, таких как осы, которые вымерли еще во времени динозавров;
• ближайшими родственниками муравьев являются тараканы;
• королева у муравьев живет на протяжении тридцати лет, а вот рабочие особи не существуют более трех лет;
• муравьи, несмотря на свои незначительные размеры способны переносить предметы в пять тысяч раз тяжелее их самих;
• муравьи считаются одними из самых умных насекомых, так как их мозг состоит из 250 000 клеток;
• у каждой колонии муравьев свой характерный запах;
• муравьиная королева никогда не покидает свое жилище и занимается исключительно только откладыванием яиц;
• укусы некоторых разновидностей муравьев может быть смертельно опасным для человеческого организма, так как являются очень ядовитыми;
• муравьи считаются одними из самых старых насекомых, первые особи были зафиксированы более ста миллионов лет назад;
• муравьи размножаются достаточно стремительно, поэтому при проникновении их в человеческое жилище избавиться от них достаточно проблематично;
• передвигаются эти насекомые исключительно только строем;
• муравьи могут также проявлять по отношению друг к другу не только агрессию, но и заботу, именно поэтому в том случае если какая-то особь ранена другие будут на протяжении всего времени выздоровления ухаживать за ним, заботится и даже приносить продукты питания;
• все муравьи выполняют свои определенные функции и задачи;
• муравьи могут культивировать живые организмы для того чтобы удовлетворять свои нужды.
2. НОД «Муравьи и муравейники»
Цель:
Познакомить с муравьями, как представителями насекомых. Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника. Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию:
• картина “В лесу”,
• картинки с изображением насекомых,
• рисунок пенька,
• природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)
• разрезная картинка «муравей»,
• игрушечный муравей,
• картинки муравьев – чёрных, рыжих,
• картинки муравейника в срезе,
• энциклопедия о жизни насекомых.
Ход занятия
Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».
Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?
Дидактическая игра «Собери картинку из частей».
Группы детей собирают картинки «муравьёв» из отдельных частей.
Воспитатель: Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и узнать о его жизни, о том, что он делает, где и как живёт? Давайте сложим ваши работы в волшебную коробочку и посмотрим, какой муравей у нас получится. Закройте глаза! (Воспитатель достает из коробочки игрушечного муравья).
Воспитатель: На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них- поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые»- от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые –обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых… Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, а другие- один день.
Воспитатель: Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать?
Муравьи — надёжные помощники лесоводов. Лесные муравьи — хищники. Они во множестве истребляют различных насекомых, преимущественно вредителей леса. Особенно успешно это делают рыжие лесные муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголённые разными листогрызущими насекомыми.
Воспитатель: А хотите побывать в лесу? (ответы детей). Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
На экране картина “В лесу”.
Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком (рисунок пенька на доске). Угадайте, какие?
Загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Что за девчонка: в поясе тонка,
Огромные очи, летит - стрекочет. (Стрекоза)
Чернокожий карапуз,
Не по росту носит груз. (Муравей)
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Летом в болоте
Вы её найдёте,
Зелёная квакушка
Кто это? (Лягушка)
Воспитатель: В отгадках наших загадок были только насекомые?
Дети: Нет, лягушка – это не насекомое.
Воспитатель: Где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?
Муравьёв неслучайно называют неутомимыми тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья. Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломки, веточки. Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьёв и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравей очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке.
Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку начинают собирать свои муравейники.
Воспитатель: Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Муравьи в этом деле — великолепные мастера.
Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идёт 4—5 миллионов хвоинок. Они плотно прилегают одна к одной в определённом порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своими выделениями. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли, добавляют к ним вновь принесённые, уносят часть хвоинок вглубь, и наоборот. Весь пласт хвои и веточек на куполе устойчив к гнили и плесени. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз глубоко не промерзают.
Такие удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи — верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
На полянке возле ёлок Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
2. Рассказ о жизни муравьёв :
Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии
В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
О нас и пословицы есть у людей.
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.
Воспитатель показывает игрушечного муравья и продолжает рассказ:
Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,
За порядком мы следим!
Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!
А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.
Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.
В муравьиных семьях есть «Рабочие» муравьи, они строят муравейник, таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых.
Есть «папы» самцы муравьи, которые называются «Трутнями», они являются самыми крупными и крылатыми. Они не работают как рабочие муравьи.
Есть в семье и «мамы» самки – муравьи, их называют «маткой». Она так же как и самец –Трутень крупнее всех остальных муравьёв, у неё тоже имеются крылья, но только до тех пор, пока она не станет откладывать яйца. Матка является единственной и самой главной «Королевой» в муравьиной семье. Все муравьи слушают её, кормят и охраняют.
Больше всего в муравейнике рабочих муравьёв. Их может быть сотни, тысячи. Трутней – десятки, а матка, чаще всего, только одна.
Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»
(Работа с картинками насекомых на доске. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана).
Воспитатель: погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке - одна, указательным и большим- две и т. д.) Все насекомые пропали. Кого не стало?
Дети: не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…
6. Подведение итога:
Воспитатель:
– Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
После занятия, в совместной деятельности, слепить и нарисовать муравьёв.