Любовь Смирнова
Проект «Уроки мира и добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Проект
Духовно – Нравственное
воспитание и обучение детей
дошкольников
«Уроки мира и добра»
1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование Проект духовно-нравственного воспитания «»
Разработчики проекта Творческая группа педагогических работников ДОУ
Сроки реализации проекта 04.2021- 06.2022г.
Основные цели • Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям.
• Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.
Публикация «Проект „Уроки мира и добра“» размещена в разделах
Задачи • Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.
• Воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
• Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
• Способствовать повышению значения семейных ценностей.
• Приобщение к культуре и традициям русского народа.
Участники реализации
• Дети
• Педагоги
• Родители
• Социум
Методическое обеспечение
Материально-технический ресурс:
• фотоаппарат, необходимый для проведения фотовыставок с праздников и мероприятий.
• компьютер, проектор для проведения занятий.
Кадровый ресурс:
• педагоги ДОУ - уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.
Организационный ресурс.
• Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.
Информационно-методический ресурс:
• Павинский краеведческий музей;
• Павинская центральная детская библиотека.
• Соц. объекты Павино
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта у воспитанников сформируются следующие представления:
• о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
• о духовных и нравственных ценностях;
• о ценностном отношении к окружающему их миру;
• об истории и культуре своей страны;
• научатся беречь и поддерживать красоту;
• проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;
Ожидаемые конечные результаты
Планирование воспитательного процесса в соответствии с данным проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
2. Пояснительная записка
ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
1. Формирование начал патриотизма и гражданственности;
формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
3. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
4. Уважение к представителям других национальностей;
5. Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
Данный проект разработан для формирования у детей дошкольного возраста духовно – нравственных и патриотических качеств и является дополнением к примерной образовательной программе, предназначен для работы с детьми всех возрастных групп.
Программ проекта обеспечена учебно-методическим, и демонстрационным материалом, т. е. книги для чтения, пособия для педагогов, альбомы для творческой и развивающей деятельности дошкольников.
3. Цель проекта : Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям.
Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.
Программа проекта предусматривает организацию детской жизни в трех формах:
• Занятия как специально организованная форма обучения;
• Нерегламентированные виды деятельности;
• Свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня
4. Задачи:
• Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.
• Воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
• Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
• Способствовать повышению значения семейных ценностей.
• Приобщение к культуре и традициям русского народа. 4.
Принципы:
• Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
• Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
• Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в Павинский краеведческий музей, храм Серафима Саровского для накопления чувственного опыта.
• Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
5. Направления (Блоки) Работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
• Ознакомление с отечественным литературным наследием. Акишин А. А и др.
• Фольклор;
• Патриотическое воспитание;
• Краеведение; История возникновения села Павино
• Семья
Блок «Ознакомление с отечественным литературным наследием»
ознакомление детей с творчеством русских писателей. В этом блоке раскрывается два направления:
• Первое направление – это художественное наследие, которое проходит через произведения Акишина А. А, Л. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Есенина, А. С. Пушкина и других русских писателей и поэтов.
• Второе направление – художественная литература современных авторов проходит через знакомство детей с творчеством А. Барто, К. И. Чуковского, Е. Чарушина, С. Я. Маршака, С. Михалкова. Через произведение этих авторов дети учатся добру, гуманному отношению к природе, близким людям; в их души закладываются первые родные слова, хорошие мысли.
Блок «Фольклор». Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Данный блок позволяет через малые фольклорные жанры познакомить детей
• со средствами выразительности родного языка,
• обогатить познавательный и нравственный опыт детей;
• учить видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,
• познакомить с народными праздниками.
В первой младшей группе этот блок раскрывается через знакомство детей с потешками, во 2 младшей через русские народные сказки, в средней группе мы знакомим детей с пословицами, загадками, дразнилками, в старшей с русскими сказаниями и волшебными сказками, а в подготовительной с былинами.
Блок «Семья»
• служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания. Работа по этому блоку опирается на важнейшую, объединяющую людей духовную ценность-гармонию семейных взаимоотношений.
• Содержание блока опирается на семейные православные ценности.
Блок «Азбука нравственного образования и духовного становления»
• служит для воспитания мотивов бескорыстного отношения друг к другу; способствует развития понятия Православная культура народа
• формированию личного отношения ребёнка к соблюдениям (нарушениям) моральных норм;
• учит детей правилам общения и культуре поведения.
Всё это служит ориентирами при моральной оценке собственного поведения детей. Содержание блока опирается на православную этику.
Блок «Краеведение»
• призван познакомить детей с историей возникновения села Павино, жилищем русского человека, предметами русского народного быта, красотой национального костюма;
• развить интерес к старинным играм и забавам
В этом блоке знакомят детей с русскими народными игрушками-забавами, во второй младшей группе с русским национальным костюмом, в средней группе с жилищем русского человека, с предметами быта, в старшей группе – с промыслами и ремеслами Костромского края, а в подготовительной группе – мы воспитываем интерес к истории Костромского края.
Блок «Патриотическое воспитание»
• призван воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе, своему дому, детскому саду, городу, стране.
• С ранних лет формируется представление об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды- местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.
• Очень важно привить детям чувство любви и привязанности культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
6. Этапы реализации программы
Диагностический:
• Выявление затруднений участников проекта;
• Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
Теоретическое исследование:
• Изучение теоретических вопросов;
• Предварительная работа, сбор материалов;
• Организация работы творческих групп.
Практическая часть:
• Разработка и принятие программы проекта, оформление пособий;
• Наработка практического материала;
• Установление взаимосвязи с социальными институтами.
• Разработка и реализация проектов.
• Подведение итогов работы:
• Выступление с опытом работы на конференциях различного уровня, защита проектов.
7. Методы и приёмы используемые в работе над проектом :
Наглядный метод используется во время:
• чтения педагогом рассказов, наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по селу, целевых прогулок;
• моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений воспитателем;
• обобщающих рассказов воспитателя;
• на вопросы педагога детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.)
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовывать продуктивную деятельность;
• игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• оформить коллекции для занятия;
• сшить кукол к сказкам;
• постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с детьми:
• чтение народных и авторских сказок, литературных произведений
• цикл непосредственно- образовательной деятельности, целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
• знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, Пасха)
• тематические выставки детского творчества.
• знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа, занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
• экскурсии в храм Серафима Саровского с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
• экскурсии на природу (красота Божьего мира);
• постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
8. Взаимодействие с родителями
Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.
Формы работы с родителями:
• собрания на духовно-нравственные темы:
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники;
9. Взаимодействие с социумом.
В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом.
• ПСОШ
• Павинская детская библиотека
• Больница
• Павинский краеведческий музей
• Хлебопекарня
• Почта
• Полиция
• Православный Храм Серафима Саровского
10. Программа проекта предусматривает следующие результаты работы:
Дети имеют представления:
• о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
• о духовных и нравственных ценностях;
• о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
• знакомы с историей и культурой своей страны;
• умеют беречь и поддерживать красоту;
• проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание.
• верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
• стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
• воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
• являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
• понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности
12. Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в этой программе, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ, обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Содержание образовательных областей в контексте духовно-нравственного воспитания
Физическое развитие
• формирование у детей представления о физической силе как о необходимом качестве для трудовой деятельности и как способе защиты в опасных ситуациях;
• воспитание у детей потребности в оказании посильной физической помощи окружающим людям;
• воспитание у детей милосердия, внимательного отношения к самочувствию окружающих людей, желания оказать необходимую помощь.
Социально-коммуникативное развитие
• формирование у детей представлений о родительском доме, детском садике, о городе и стране;
• развитие умения быть отзывчивым, дружелюбным;
• воспитание у детей послушания, доброго и внимательного отношения к родителям; уважительного отношения к пожилым людям;
• развитие у детей представлений о милосердии, великодушии, справедливости;
• воспитание дружелюбного отношения детей к друг другу, детям других национальностей, детям с ограниченными возможностями здоровья;
• воспитание навыков межличностного общения здоровых детей и детей с ОВЗ на позициях равенства, уважения, взаимопонимания.
Речевое развитие
• развитие у детей понимания значимости слова как источника жизни человека: мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь; слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение; слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад;
• формирование представлений о роли слова в жизненных ситуациях: с помощью слова можно познакомиться, приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть;
• развитие у детей интереса к художественной литературе как источнику духовно-нравственного опыта людей; поощрение позитивной направленности придуманных детьми сюжетов сказок и рассказов на разрешение различных нравственных проблем;
• воспитание доброжелательного отношение к сочинениям других взрослых и детей, побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.
Познавательное развитие
Развитие у детей представлений:
• о малой Родине и Отечестве;
• о социокультурных ценностях нашего народа;
• об отечественных традициях и праздниках;
• о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира;
• развитие интереса к жизни наших предков;
• усвоение ребенком ценностей и опыта культуры народов местности, национальных отечественных традиций;
• формирование у детей представлений о труде как основе жизни человека на земле;
• воспитание трудолюбия, желания прийти на помощь другому человеку, чувства ответственности за свои дела.
Художественно-эстетическое развитие
• воспитание у детей эстетических и нравственных чувств при восприятии детьми произведений искусства;
• развитие у детей нравственно – эстетических чувств в процессе музыкальной, изобразительной деятельности;
• побуждение детей старшего возраста к проявлению патриотических чувств у детей в процессе слушания музыки соответствующего содержания;
• формирование у детей средствами музыки потребности в духовной и эмоциональной близости с родителями и другими близкими людьми;
• воспитание у детей средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в заботе об окружающих.
13 Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению детей и взаимодействию с семьей и социумом
2021-2022 учебный год
Задачи в старшей группе
1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций своего народа.
2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
3. Формировать представления дошкольника о национальном летоисчислении.
4. Формировать элементарные представления о языке национальной символики (архитектурной, иконописной, музыкальной культуре, приобщение к духовной и народной музыке) на доступном дошкольнику уровне.
5. Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве национальной культуры.
6. Организовать взаимодействие членов семей дошкольников в направлении духовно-нравственного становления и самосовершенствования.
Задачи в подготовительной группе:
1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций своего народа.
2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
3. Формировать представления дошкольника о национальном летоисчислении.
4. Формировать элементарные представления о языке национальной символики (архитектурной, иконописной, музыкальной культуре, приобщение к духовной и народной музыке) на доступном дошкольнику уровне.
5. Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве национальной культуры.
6. Организовать взаимодействие членов семей дошкольников в направлении духовно-нравственного становления и самосовершенствования.
№
п/п Мероприятие Дата Ответственный
1. Подбор методической и художественной литературы для педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В течение всего периода Ст. воспитатель
Смирнова Л. А.
2. Консультация для воспитателей: «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»
Семинар: «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация для воспитателей: «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности».
Круглый стол с педагогами «Воспитаем детей духовно и физически здоровыми»
Вопрос повестки дня групповых родительских собраний: «Роль матери и отца в духовно-нравственном воспитании детей»
Буклет для родителей «Духовно-нравственное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
В течение всего периода Ст. воспитатель
Смирнова Л. А.
Педагоги ДОУ
Анкетирование родителей по духовно – нравственному воспитанию.
Тестирование педагогов на знание целей и задач работы по духовно – нравственному воспитанию В течении года
7. Проведение занятий-путешествий в сказку, старину «Сказочный мир». Постоянно, в течение всего периода Воспитатели всех возрастных групп
8. Чтение детям народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви. Постоянно, в течение всего периода Воспитатели всех возрастных групп
Заучивание стихов, пословиц и поговорок, чтение рассказов, просмотр видеофильмов и мультфильмов по теме духовно – нравственного воспитания Постоянно, в течение всего периода Воспитатели всех возрастных групп
9. Цикл НОД с детьми
«Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. Постоянно, в течение всего периода Воспитатели всех возрастных групп
10. Ознакомление детей и родителей с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, навстречу Пасхе). Постоянно, в течение всего периода Музыкальный руководитель, педагоги групп
11. Тематические выставки детско - родительского творчества. Постоянно, в течение всего периода Ст. воспитатель,
Воспитатели всех возрастных групп
Совместные с родителями тематические праздники и развлечения по теме духовно – нравственного воспитания детей Постоянно, в течение всего периода Ст. воспитатель,
Воспитатели всех возрастных групп
Муз. рук.
12. Ознакомление детей и родителей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы. Постоянно, в течение всего периода Воспитатели всех возрастных групп
13. Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры.
Экскурсии в социум. Постоянно, в течение всего периода Ст. воспитатель,
Воспитатели старшей и подготовительной группы, родители
14. Экскурсии на природу (красота мира). Постоянно, в течение всего периода Ст. воспитатель,
Воспитатели старшей и подготовительной группы, родители
15. Слушание колокольной и духовной и классической музыки на тематической непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей. Постоянно, в течение всего периода Музыкальный руководитель
14. Итог
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.