Папки-передвижки

Проект «В детский сад с радостью»

Екатерина Хоменко
Проект «В детский сад с радостью»

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От

новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой

Пояснительная записка.

Проект составлен в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, локальными актами учреждения.

Содержание проекта реализуется с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и спецификой МБДОУ и рассчитана на детей от 1г 6м-ев до 3 лет:

Публикация «Проект „В детский сад с радостью“» размещена в разделах

ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая носит социальный характер;

в раннем возрасте развиты сенсомоторные потребности;

в этом возрасте складывается определенное отношение к окружающим его людям, явлениям, а в соответствии с этим – и различное поведение;

детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

•форма общения со взрослыми преобладает ситуативно-деловая, но начинает формироваться внеситуативная.

•В этом возрасте ребенок эмоционально чувствителен, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции

Идея проекта связана с поиском оптимальных режимов психолого-педагогического сопровождения детe й раннего возраста: реализацией самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента всего последующего развития.

Актуальность проекта :

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов.

Практика показала: дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности. Разная степень социальной готовности, уровня развития личности ребенка, неодинаковые особенности социального окружения, условий семейного воспитания - все это не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет максимально устранить данную проблему.

Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь реализации ФГОС, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребё нка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и активно пользоваться языком в общении людьми. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Так же ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые

шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая (режиссерская) игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных

изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Изменение социальной среды сказывается на его психическом и физическом здоровье ребенка. Находясь на этапе становления, дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина

Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Цель – оптимизация процесса адаптации детей к ДОУ через создания благоприятных, комфортных условий, способствующих благополучной адаптации ребенка к условиям ДОУ с помощью современных психолого-педагогических

технологии.

Задачи психологического-педагогического сопровождения детей в период

адаптации:

Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка в изменившихся условиях, путем создания соответствующих условий (оптимальная организация педагогического процесса.)

Формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности.

Передача социального опыта игры, через введения детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Создание единого воспитательно-образовательного пространства на

основе формирования доверительных, партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Формирование единого стиля воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.

5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Основные целевые группы участников проекта :

дети

воспитатели

родители

мед. работник

педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в проекте будут принимать участие 24ребенка в возрасте от 1, 9 до 3 лет, 48 родителей, 2 воспитателя, психолог, медсестра. За период в 6 месяцев будет:

создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ;

сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям;

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

становление партнерских,доверительных отношений между ДОУ и семьями восптанников;

повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения, развития детей раннего возраста в период адаптации.

Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:

индивидуальная работа

работа с родителями

Принципы

гуманизм (самоценность личнсти, право выбора, свобода);

культуросообразности: создание социокультурной, развивающей среды, отражающей в полной мере особенности народной и мировой культуры;

целостности: единство и интеграция всех сторон развития, средств, путей и инструментов;

непрерывность: последовательность, преемственность в развитии личности; адекватные изменение в воспитательно – образовательной системе.

Принципы работы с семьями:

индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);

систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);

доверительные, равнопартнерские отношения между педагоамии и членами семей воспитанников;

уважение норм и ценностей семьи;

ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способность к самопомощи;

Основные принципы соблюдаемые в процессе общения с ребенком:

принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

конгруэнтность: предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Механизмы реализации проекта :

Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.

Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.

Обобщение результатов реализации проекта.

Предпроектный этап :

создание банка данных о будущих воспитанниках

знакомство с родителями

разработка патронажного листа

изучение литературы по данной теме

создание развивающей среды

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап: 16.07.-05.08.2013

проведение встречи с родителями будущих воспитанников детского сада, изучение запросов родителей с целью определения их заинтересованности в посещении ДОУ;

знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду

сбор информации о детях от родителей и других близких ему людей, а так же выявление уровня педагогической компетенции родителей

разработка методического сопровождения;

приобретение дидактического и методического материала;

открытие группы «Кроха». Предполагается формирование группы, педагогическое воздействие в которой будет осуществляться с учетом разных темпов развития, возрастных, индивидуальных особенностей детей.

2. Основной этап: 05.08.2013-15.01.2014

Основная работа по реализации проекта

реализация психолого-педагогических программ и технологий в работе с детьми раннего возраста;

реализация работы с родителями

3. Оценочный этап: 16.01.2014-05.02.2014

проведение психолого-педагогического мониторинга развития детей;

осуществление рефлексии процесса и результатов реализации проекта

в сообществе родителей, педагогов, детей;

анализ полученных результатов;

определение стратегии и тактики дальнейшей работы после завершения проекта;

обобщение полученного опыта работы. Осуществление презентации опыта в виде отчета и методических материалов.

Система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ.

№ Мероприятия

Ответствен

ный Сроки Примечание

1 2 3 4 5

1 Организационная работа:

Беседа с родителями;

Комплектование групп и составление графика поступления детей в ДОУ Заведующая 1. Перед поступлением ребенка в ДОУ

2. По мере посту-пления детей в ДОУ

2 Медико-оздоровительная работа:

Сбор анамнеза, просветительская работа с родителями;

Составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы;

Реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей ясельной группы;

Индивидуальная медицинская помощь детям «группы риска»;

Наблюдение за физиологическим состоянием детей;

Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.

Врач поликлиники №6; медсестра

ДОУ Перед поступлением ребенка в ДОУ

Сентябрь

Индивидуально

Постоянно с момента поступления в ДОУ

Постоянно Дети ясель-

ной группы

3 Психологическое обеспечение адаптационного периода:

Разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода;

Психологическое просвещение воспитателей и родителей;

Обучение воспитателей приемам психопрофилактики;

Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе;

Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка;

Коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми, взаимодействие со специалистами;

Психологическое обоснование рекомендованных мероприятий.

Педагог-психолог

Август, по мере необходимости

по годовому плану ДОУ

Сентябрь

Постоянно

Индивидуально

После определения группы адаптации

Постоянно

4 Построение педагогического процесса:

Работа с семьей (направленные беседы, анкетирование, составление индивидуального режима ребенка, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка);

реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития;

использование психосберегающих технологий;

организация благоприятной развивающей среды;

создание благоприятно психологического климата в группе;

регистрация наблюдений за ребенком в адаптационном листе

Воспитатели

Начинается перед поступлением ребенка в ДОУ

Постоянно

В течение всего адаптационного периода

Постоянно

Постоянно

Индивидуально

5 Организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни)

Музыкальный руководитель,

воспитатели С сентября до окончания адаптации

Сфера ответственности, основных прав и обязанностей участников проекта.

Педагогическое обеспечение адаптационного периода

ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В процессе адаптации педагогом решаются следующие задачи:

1. Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Показатель того, что цель достигнута:

Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;

Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;

Успокаивается от общения с воспитателем;

Ребенок обращается за помощью к воспитателю.

2. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатель того, что цель достигнута:

Ребенок знает расположение и назначение комнат;

Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.

3. Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

Показатель того, что цель достигнута:

ребенок легко подчиняется режиму;

сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

4. Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

Показатель того, что цель достигнута:

Ребенок охотно играет с детьми;

Спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;

Ребенок спокойно относится к тому. что игрушками играет не только он, но и другие дети.

Психологическая атмосфера создается прежде всего воспитателем при соблюдении следующих условий:

1. Обеспечение чувства уверенности малыша.

Ребенок находитьсямаксимальное длительное пребывание около воспитателя.

2. Включенность родителей в подготовку и проведение занятий.

3. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.

4. Эпатичность воспитателя.

5. Создание благоприятной атмосферы. (развешивание фотородителей (виртуальное присутствие родителей) игрушечные телефонные звонки).

6. Группа ярко, красочно оформлена.

7. Воспитатель принимает на себя роль посредника, организатора во всех детских взаимодействиях. Игра и любое взаимодействие простраивается на первых шагах воспитателем (он и посредник, организатор, куратор).

8. Педагоги владеют арсеналом приемов и могут предложить ребенку:

Игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок).

Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

Пальчиковые игры (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).

Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).

Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.

Слушание негромкой, спокойной музыки.

Таким образом: задачей воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

Психологическое обеспечение адаптационного периода

ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

На первом этапе деятельность педагога-психолога включает в себя:

проведение семинара для педагогов по данной проблеме;

групповые консультации для родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах);

организацию анкетирования родителей воспитателями;

индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

Второй этап работы – анализ результатов анкетирования.

Целями анализа являются:

выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразится на социально-психологической адаптации ребенка (например, в биологическом аспекте анамнеза фактором риска могут быть: патология беременности, родов; перенесенные тяжелые заболевания, травмы; из факторов социального анамнеза необходимо учитывать отклонения от возрастных режимов в домашних условиях, низкий уровень развития общения, наличие вредных привычек);

получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.

Первые два этапа работы педагога-психолога несут профилактическую функцию.

Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации.

На этом этапе педагог-психолог помогает воспитателям в создании условий для адаптации. Большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. Педагог-психолог разрабатывает рекомендации воспитателям для работы с поступающими детьми, которые фиксируются в календарных планах.

Формы работы с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Особенности работы и взаимодействия воспитателя и педагога-психолога

в период адаптации детей к ДОУ

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как педагогический коллектив, а именно воспитатели и психолог сумеют понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно уменьшить пространство стресса вокруг ребенка, снять эмоциональное напряжение. А так же умение взаимодействовать с семьей в решении вопроса по выполнению режимных процессов дома.

Для оптимизации процесса могут использовать следующее:

Беседы с родителями;

Анкетирование;

Наблюдение за ребенком;

Развивающие игры.

Сведения о ребенке собираются в беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни пребывания его в детском саду. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и со сверстниками и т. п.

Однако наибольшее внимание уделяется особенностям протекания адаптации. С этой целью на каждого ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений за ним по определенным критериям. В конце адаптации адаптационный лист педагог-психолог, прилагает к карточке наблюдения за общим развитием ребенка.

Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, важно установить контакт с родителями, который поможет снять тревогу за малыша, даст возможность информировать родителей о проживании ребенком адаптационного периода, ориентировать их на активное взаимодействие.

Во время адаптационного периода в работе с детьми особое внимание психолог и воспитатели уделяют созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка. Для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде. А это в первую очередь зависит от педагогического коллектива работающего в ДОУ, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

В адаптационный период предпочтение отдается индивидуальным формам работы. Возможна работа с небольшими подгруппами детей (3-4 малыша). Но даже в таких малочисленных подгруппах дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре не сверстник, а взрослый. Воспитатель организует и предлагает разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня.

Работа с родителями

Одним из главных принципов в данной работе является системность, который основан на объединение традиции семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия. Ориентации родителей на обеспечение предпосылок для формирования и развития личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего становлению системы отношений «Детский сад – семья – личность» и формирования «социального иммунитета», защищающего ребенка в период адаптации к новым условиям.

В работе с родителя необходимо:

1. Установить тесный контакт с родителями, который позволяет снять напряжение, тревожность за ребенка, сориентировать родителей на активное взаимодействие.

Всегда находить время, чтобы поговорить с родителям. ;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности помогать развивать свои умения и таланты;

2. Информирование родителей о процессе протекании адаптации (родительское собрание, индивидуальные беседы, стендовая консультация)

3. Выстраивание совместного индивидуального плана адаптации ребенка, вырабатывание единых требований к нему.

Родители принимают активное участие в проекте адаптации : обеспечивают систематическое посещение детей ДОУ, принимают участие в практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.

При проведении мероприятий проекта учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны психолога, воспитателя по выявлению проблем у детей в период адаптации.

Публикации по теме:

Хочу поделиться радостью!Хочу поделиться радостью! У нас в семье радостное событие! У меня два сына, оба ходят в спортивную школу на секцию «Стрельба из лука». В секции «Стрельба из лука».

Хочу поделиться радостью…Хочу поделиться радостью… Доброе время суток, уважаемые коллеги. Спешу поделиться с Вами моей радостью - у меня Золотой пост. Мой фотоотчет с выпускного бала в нашем.

Каждый день делиться радостью…Каждый день делиться радостью… Добрый день!Хочу поделиться с вами радостью. Вот у же наступила Весна, все начинает жить и цвести (это кстати, мое самое любимое время года!Я.

Консультация для родителей «В детский сад с радостью»Консультация для родителей «В детский сад с радостью» Во многих семьях наступает момент,когда малыш идет в дошкольное учреждение. Жизнь ребенка меняется кардинально. Родители должны помочь войти.

Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНРПедагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР. Вид проекта: • по доминирующему.

«Приди, весна, с радостью». Весенние поделки«Приди, весна, с радостью». Весенние поделки Пришла весна. Наступили теплые денечки, природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, с каждым днём становится всё.

Проект «Детский сад — цветущий сад»Проект «Детский сад — цветущий сад» Добрый вечер, дорогие коллеги. Представляю вашему вниманию проект. Проект "Детский сад-цветущий сад" на на премию "Наше Подмосковье". Категория.

Проект «Мой любимый детский сад» Совместный проект детей и педагогов. ПРОБЛЕМА: каким я хочу видеть «Мой любимый детский сад». ЦЕЛЬ: создание эмоционально - положительного.

Проект «Первый раз в детский сад»Проект «Первый раз в детский сад» Тема проекта: «Первый раз в детский сад». Вид проекта: социально-педагогический. Тип проекта: среднесрочный. Постановка проблемы: Проект.

Проект «Мой любимый детский сад»Проект «Мой любимый детский сад» Проект по теме: «Мой любимый детский сад» АКТУАЛЬНОСТЬ Детский сад – является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где дошкольник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В детский сад с радостью»
Опубликовано: 17 марта 2020 в 15:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД