Светлана Попович
Проект в группе раннего возраста «Фольклор и малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного проекта :
Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре». Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. В раннем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с произведений устного народного творчества, это: колыбельные, потешки, прибаутки, сказки, небылицы, считалочки. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.
Публикация «Проект в группе раннего возраста „Фольклор и малыши“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Цель проекта :
Знакомить детей с жанрами устного русского народного творчества. Развивать интерес к народному фольклору, вызывать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения. Воспитывать у детей любовь к книге.
Задачи проекта : Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей.
Участники проекта : воспитатели, дети и родители группы раннего возраста.
Основное направление: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.
Предполагаемые результаты: Формирование у детей интереса к народному фольклору. Развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, колыбельных песен.
Этапы Задачи Содержание
1. Подготовительный Создать предметно-развивающую среду в группе : подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала по теме: «Народный фольклор для детей раннего возраста»;
определить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта.
Пробуждение интереса и положительных эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками.
1. Наблюдение за детьми;
2. Обсуждение темы, определение целей, задач проекта; 3. Организация предметно-развивающей среды; 4. Подбор фольклора : потешек, колыбельных песен, сказок, считалок, пальчиковых игр, прибауток. 5. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала.
6. Подбор методической литературы;
7. Подготовка материала для продуктивной и изобразительной деятельности
(бумага, бросовый материал, пластилин, карандаши, краски и пр.)
8. Консультация для родителей «Народный фольклор для детей раннего возраста»
2. Организационный Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки
Привлекать детей к рассказыванию потешки в процессе умывания, воспитывать положительное отношение к умыванию. Формировать устойчивый интерес к прослушиванию сказок.
Развивать речь, координацию движений рук. воспитывать умение слушать новые произведения; предоставлять возможность договаривать слова и несложные фразы из потешек
Формировать знание детенышей домашних животных.
Развивать речь, координацию движений рук.
привлечь детей к самостоятельной деятельности; развивать умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов;
приобщать к рассматриванию иллюстраций, картинок в книгах, побуждать задавать вопросы, по просьбе воспитателя называть знакомые предметы;
развивать активность детей в двигательной деятельности; совершенствовать умения и навыки в основных видах движений.
Стимулировать к использованию закличек во время наблюдений за явлениями природы
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, наблюдательности; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать её красоту. 1. Чтение потешек «Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке»; «Уж ты, Васенька, дружок, ты не бегай на лужок…»;«Водичка, водичка, умой мое личико»; «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел кот под мосток.»;«Котик-серый, хвостик белый»; «Сидит белка на тележке», «Петушок, петушок.», «Сорока, сорока»; «Ладушки, ладушки».
2. Пальчиковые игры: «Мышонок»,
3. Рассказывание р. н. сказок: «Колобок», «Курочка Ряба»; «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова); «Репка»; «Волк и козлята»
4. Дид. игра «Кто где живёт?»; «Помоги найти маму»; Упражнения по звукоподражанию: (голоса птиц и зверей); «Сложи картинку»; «Найди одинаковые картинки»; «Оденем Машу на прогулку»;
5. Рассматривание иллюстраций по теме «Народный фольлор»;
6. Разучивание колыбельной «Баю,бай, ты,собачка, не лай»
7. Подвижные игры: «Кто у нас хороший»; «Скачут по дорожке желтые сапожки»;
8. Разучивание закличек «Солнышко, солнышко»; «Дождик, дождик»;
9. Экскурсии по территории детского сада с целью проведения наблюдений за весенними природными явлениями (солнышко, дождь, лужи, птицы).
10. Прослушивание аудиозаписей с русскими народными песенками.
3. Формирующий Развивать умения аккуратно рисовать и раскрашивать картинки.
1. Лепка: «Солнышко»; 2. Пластинография «Дождик, дождик»
2. Рисование: «Солнышко», «Дождик, дождик»;
3. Раскраски
4. Итоговый Доставить детям радость, вызвать положительные эмоции. 1. Кукольный театр «Курочка Ряба»
2. Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании, во время еды, при укладывании спать, при одевании и раздевании».
Результаты проекта :
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивать память, воображение, мышление, т. е. всесторонне развивает ребенка. Слушая колыбельные песенки, потешки, сказки, считалки, прибаутки, рассматривая картинки; играя в пальчиковые игры, дети лучше понимают обращенную речь взрослого, вступают в контакт с окружающим, пытаются выражать свои чувства, впечатления используя речевые средства (сопровождают речью игровые и бытовые действия). Дети во время игры осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся фольклорных произведений в игры и в повседневную деятельность. Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, для усваивания всех навыков самообслуживания и гигиены
Список используемой литературы:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.
Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М. : Оникс, 2007. – 11 с.
Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.
Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М. : Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.
Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.