Марина Чолан
Проект «В мире времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «В мире времени»
Автор проекта : педагог- Марина Васильевна Чолан.
Участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группе, педагоги.
Вид проекта :
По времени - краткосрочный (2 недели) ;
По количеству участников – коллективный;
По типу – монопредметный (ОО «Познание» ФЭМП) ;
По форме – практико-ориентированный.
Публикация «Проект „В мире времени“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Актуальность: Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.) .
Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.
Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.
Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Проблема, решаемая при реализации проекта : имеющиеся у детей знания о времени, мерах измерения времени в значительной части неполны, единичны; разные по значению временные представления совмещены, не усвоены практические способы пользования ими, слабо развито «чувство времени».
Цель: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Задачи:
Обучающие:
- научить ориентироваться во времени;
- научить устанавливать пространственные отношения между предметами;
- учить устанавливать время на макете часов;
- Совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, умение ориентироваться во времени;
- Обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем;
- Формировать умение определять время по часам с точностью до получаса, знакомить с приборами для измерения времени : песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением.
Развивающие:
- развивать интерес к математике, представление о времени;
- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (специфические термины коммуникации – развивать желание пользоваться специальной терминологией, формировать предпосылки поисковой деятельности;
-Развивать чувство времени, творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность;
-воспитывать познавательный интерес к математике;
-Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Привлечение родителей.
Создание мини- музея «Время».
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов часов.
Основной этап:
Формы работы с детьми:
Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи).
Знакомство с мини-музеем «Время».
Рассматривание тематических картинок:
«Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Познакомить детей с приборами для определения времени (секундомером, различными видами часов и календарей).
Проведение бесед: «О времени», «С утра до вечера», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», «О возрасте», «Что такое календарь».
Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток.
Сюжетно – ролевая игра: «Семья. Распорядок дня».
Дидактические игры: «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток», «Бывает - не бывает», «Угадай-ка», «Точные часы».
Подвижные игры: «День и ночь», «Совушка - сова», «Лови, бросай времена года называй», «Лови, бросай дни недели называй», «Лови, бросай месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время.»
Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Хороший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С. Я. Маршака «Круглый год», Й. Змай «Часы», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».
Заучивание стихотворений: А. Дрозд «Наташа», А. Кузнецовой «Времена года», С. Баруздин «Часы».
Викторина «Наш веселый календарь».
Деятельность детей с моделями: «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Точные часы», «Угадай-ка».
Продуктивная деятельность: «День и ночь», «Звездное небо», «Календарь», «Мир часов».
Организация опытно-исследовательской деятельности «Опыт с часами».
Формы работы с родителями:
Сбор материала (фотографии, иллюстрации часов, создание альбома «Часы наши друзья».
Привлечение родителей к организации выставки часов.
Изготовление макетов часов.
Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?»
Формы работы с педагогами:
Разработка консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников».
Тренинг «Что можно сделать за одну минуту».
Оснащение предметно-развивающей среды:
Выставка детских работ: «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо», «Наш календарь».
Обогащение мини-музея «Время».
Подбор информации о временных представлениях, загадок, стихотворений, сказок, поговорок и пословиц по данной теме.
Создание картотеки дидактических игр.
Этап завершающий:
Презентация «Наш проект».
Конкурс «Сделай часы своими руками».
Развлечение «В мире часов».
План реализации проекта :
День недели Мероприятие и содержание
Понедельник -Беседа «С утра до вечера».
-Д/и «Что мы делали?», «Вчера, сегодня, завтра».
-Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Хороший день».
-Сюжетно-ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Вторник -П/и «День и ночь».
-Д/и «Назови пропущенное слово».
-Заучивание стихотворения А. Дрозд «Наташа».
-Художественное творчество: рисование «День и ночь»
Среда -Д/и «Части суток».
-Чтение художественной литературы Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день».
-Художественное творчество: Аппликация «Звездное небо».
-П/и «Совушка-сова».
Четверг -Беседа «Что такое календарь».
-Чтение художественной литературы сказка «Двенадцать месяцев».
-П/и «Лови, бросай времена года называй».
Пятница -Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год».
-Д/упр. «Неделя стройся».
-Беседа «История календаря в России».
-П/и «Лови, бросай дни недели называй».
-Викторина «Наш веселый календарь».
Понедельник -Заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Времена года».
- Работа с моделями «Дни недели».
- П/и «Лови, бросай месяц называй».
-Д/и «Бывает-не бывает».
-Продуктивная деятельность: «Календарь».
Вторник -Беседа «Немного истории о часах».
-Опытно - экспериментальная деятельность «Опыт с часами».
-Чтение художественной литературы Й. Змай «Часы».
Среда -Д/упр. «Точные часы».
- Художественное творчество: Рисование «Мир часов».
-Чтение художественнойлитературы Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».
П/и «Заяц, заяц сколько время».
Четверг -Д/упр. «Угадай-ка».
-Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
-Д/упр. «Проверь себя».
-П/и «Заяц, заяц сколько время».
Пятница Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками».
Выставка работ «Путешествие во времени».
Беседа: «Что такое время?».
Развлечение «В мире часов».
Ожидаемые результаты проекта :
Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели) ; развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.
Полученные результаты:
На основе систематизации и обобщения знаний дети научились ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда, отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
В процессе реализации проекта при активном участии родителей были созданы мини - музей «Время», альбом «Часы наши друзья». Оформлена картотека дидактических игр.
Проект способстволал развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.
Приложение: презентация «Наш проект».