Папки-передвижки

Проект «В мире времени»

Марина Чолан
Проект «В мире времени»

Название: «В мире времени»

Автор проекта : педагог- Марина Васильевна Чолан.

Участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группе, педагоги.

Вид проекта :

По времени - краткосрочный (2 недели) ;

По количеству участников – коллективный;

По типу – монопредметный (ОО «Познание» ФЭМП) ;

По форме – практико-ориентированный.

Публикация «Проект „В мире времени“» размещена в разделах

Актуальность: Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.) .

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема, решаемая при реализации проекта : имеющиеся у детей знания о времени, мерах измерения времени в значительной части неполны, единичны; разные по значению временные представления совмещены, не усвоены практические способы пользования ими, слабо развито «чувство времени».

Цель: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи:

Обучающие:

- научить ориентироваться во времени;

- научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

- учить устанавливать время на макете часов;

- Совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, умение ориентироваться во времени;

- Обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем;

- Формировать умение определять время по часам с точностью до получаса, знакомить с приборами для измерения времени : песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением.

Развивающие:

- развивать интерес к математике, представление о времени;

- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (специфические термины коммуникации – развивать желание пользоваться специальной терминологией, формировать предпосылки поисковой деятельности;

-Развивать чувство времени, творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность;

-воспитывать познавательный интерес к математике;

-Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и разбивка на веер задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Привлечение родителей.

Создание мини- музея «Время».

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов часов.

Основной этап:

Формы работы с детьми:

Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи).

Знакомство с мини-музеем «Время».

Рассматривание тематических картинок:

«Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Познакомить детей с приборами для определения времени (секундомером, различными видами часов и календарей).

Проведение бесед: «О времени», «С утра до вечера», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», «О возрасте», «Что такое календарь».

Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток.

Сюжетно – ролевая игра: «Семья. Распорядок дня».

Дидактические игры: «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток», «Бывает - не бывает», «Угадай-ка», «Точные часы».

Подвижные игры: «День и ночь», «Совушка - сова», «Лови, бросай времена года называй», «Лови, бросай дни недели называй», «Лови, бросай месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Хороший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С. Я. Маршака «Круглый год», Й. Змай «Часы», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

Заучивание стихотворений: А. Дрозд «Наташа», А. Кузнецовой «Времена года», С. Баруздин «Часы».

Викторина «Наш веселый календарь».

Деятельность детей с моделями: «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Точные часы», «Угадай-ка».

Продуктивная деятельность: «День и ночь», «Звездное небо», «Календарь», «Мир часов».

Организация опытно-исследовательской деятельности «Опыт с часами».

Формы работы с родителями:

Сбор материала (фотографии, иллюстрации часов, создание альбома «Часы наши друзья».

Привлечение родителей к организации выставки часов.

Изготовление макетов часов.

Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем

Формы работы с педагогами:

Разработка консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников».

Тренинг «Что можно сделать за одну минуту».

Оснащение предметно-развивающей среды:

Выставка детских работ: «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо», «Наш календарь».

Обогащение мини-музея «Время».

Подбор информации о временных представлениях, загадок, стихотворений, сказок, поговорок и пословиц по данной теме.

Создание картотеки дидактических игр.

Этап завершающий:

Презентация «Наш проект».

Конкурс «Сделай часы своими руками».

Развлечение «В мире часов».

План реализации проекта :

День недели Мероприятие и содержание

Понедельник -Беседа «С утра до вечера».

-Д/и «Что мы делали?», «Вчера, сегодня, завтра».

-Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Хороший день».

-Сюжетно-ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Вторник -П/и «День и ночь».

-Д/и «Назови пропущенное слово».

-Заучивание стихотворения А. Дрозд «Наташа».

-Художественное творчество: рисование «День и ночь»

Среда -Д/и «Части суток».

-Чтение художественной литературы Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день».

-Художественное творчество: Аппликация «Звездное небо».

-П/и «Совушка-сова».

Четверг -Беседа «Что такое календарь».

-Чтение художественной литературы сказка «Двенадцать месяцев».

-П/и «Лови, бросай времена года называй».

Пятница -Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год».

-Д/упр. «Неделя стройся».

-Беседа «История календаря в России».

-П/и «Лови, бросай дни недели называй».

-Викторина «Наш веселый календарь».

Понедельник -Заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Времена года».

- Работа с моделями «Дни недели».

- П/и «Лови, бросай месяц называй».

-Д/и «Бывает-не бывает».

-Продуктивная деятельность: «Календарь».

Вторник -Беседа «Немного истории о часах».

-Опытно - экспериментальная деятельность «Опыт с часами».

-Чтение художественной литературы Й. Змай «Часы».

Среда -Д/упр. «Точные часы».

- Художественное творчество: Рисование «Мир часов».

-Чтение художественнойлитературы Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

П/и «Заяц, заяц сколько время».

Четверг -Д/упр. «Угадай-ка».

-Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

-Д/упр. «Проверь себя».

-П/и «Заяц, заяц сколько время».

Пятница Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками».

Выставка работ «Путешествие во времени».

Беседа: «Что такое время.

Развлечение «В мире часов».

Ожидаемые результаты проекта :

Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели) ; развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.

Полученные результаты:

На основе систематизации и обобщения знаний дети научились ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда, отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

В процессе реализации проекта при активном участии родителей были созданы мини - музей «Время», альбом «Часы наши друзья». Оформлена картотека дидактических игр.

Проект способстволал развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.

Приложение: презентация «Наш проект».

Публикации по теме:

«Путешествие куклы по реке времени». Коллективный проект«Путешествие куклы по реке времени». Коллективный проект Актуальность проекта. Кукла — это радость, кукла — это сказка, Кукла — это детство, что вернётся вдруг., С куклой очень дружат и любовь.

Детско-родительский творческий проект «Путешествие по времени»Детско-родительский творческий проект «Путешествие по времени» Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет. Е. Шварц ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Проект «Герой для нашего времени» (подготовительная группа) Проект «Герой для нашего времени» «Нравственное воспитание – это одно из важнейших сторон многогранного процесса становления личности,.

Проект «Четыре времени года». Четыре прекрасных сезона в году, И каждому рады все дети: Зимой – это лыжи и санки! Весной – это лужи, зелёные парки! А летом – каникулы.

Проект «Как мы путешествовали по реке времени». .

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие во времени» Проект по математическому развитию дошкольников "Путешествие во времени"Пояснительная записка Время – это одна из важных составляющих реальности,.

Проект «В мире прекрасного» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект «В мире прекрасного» Авторы проекта: Воробьева О. В. Продолжительность проекта: июнь. Тип проекта: творческий.

Проект «В мире сказок»Проект «В мире сказок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» Проект «В гостях у сказки» (средняя группа) Нижний.

Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени»Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени» Технолоическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Животные разного времени» Возрастная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В мире времени»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 16:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД