Пономарева Валентина Николаевна
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 Г. БЕСЛАНА»
Проект подготовительной группы
«Ромашка»
Тема «Удивительный мир часов»
Подготовили воспитатели :
Пономарева В. Н.
2021 г.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Удивительный мир часов“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Ромашки» «Удивительный мир часов»
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. В доступной форме познакомить детей с увлекательным миром часов.
Задачи:
-Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
-Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
-Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда)
-Учить устанавливать время на макете.
-Развивать умение применять на практике знания, полученные на занятиях и вне.
-Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Вид проекта : творческий, исследовательский, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники - дети, родители, воспитатель
Актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе «Ромашки» детского сада №2 в рамках программы «От рождения до школы» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Часы! Какая всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Часто встречаются выражения: «Подожди минуточку», «Который час», «Сию минуту», «Через минуту». Мы взрослые должны донести до сознания детей, что в окружающем нас его мире жизненно необходимо знать время, так как все события в жизни человека протекают во времени. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Поэтому необходимо формировать у детей знания о часах, времени.
Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы на эти вопросы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!
Сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков!
И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Проблема: Дети испытывают затруднения в изучении по разделу «Формирование элементарных математических представлений»- ориентировка во времени, отсутствие знаний о разновидностях часов, недостаточный интерес к коллекционированию.
Гипотеза: Если использовать различные методы и приемы по ознакомлению детей с часами, то они будут знать время и применять эти знания в быту.
Итоговый результат:
-формирование потребности к познанию истории и своего прошлого;
знакомство с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
-получение новых знаний: главное назначение часов; фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время.
-приобретение навыков совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы;
-формирование навыков исследовательской деятельности.
-использование интернет - ресурсов в целях улучшения качества работы;
разработка цикла бесед, рассказов, плана совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом :
1 этап - Подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
-Систематизация материала по данному вопросу.
-Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы».
-Изучение научной литературы по данному вопросу.
-Подбор художественной, энциклопедической литературы.
-Оформление мини-выставки «Коллекция часов».
-Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме
-Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
-Подбор материалов для проведения исследования.
-Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап – Основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
-Беседы: «История часов или какие бывают часы?», «Часики-часы», «Что такое сутки?», «Что такое часовые стрелки». «Что мы делаем в разное время». «Часы моей бабушки». «Время года и одежда детей».
-Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
-Чтение художественной литературы: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Часы и время» Ирис Ревю, «Часы ходят» и «Какие часы лучше» О. Мальцева, «Сказка про часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Сказка о волшебных часах» Борис Грешников.
-Подбор загадок, считалок, пословиц и поговорок о времени и часах.
-Стихи о человеке и его часах: Ирина Гурина «Весёлые часы», «Больные часы», Юрий Коринец, И. Фомичева «Часы с кукушкой», О. Шалимова «Солнечные часы».
-Прослушивание аудиосказки: «Песочные часы», просмотр фильма-сказки «Пока бьют часы».
-Просмотр мультфильмов: «Фиксики - часы», «Паровозик из Ромашкова», «Сказка о потерянном времени»
-Подготовить с детьми небольшие рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
-Заучивание физминутки «А часы идут, идут…» и стихотворение Е. Борисова
Маленькая стрелочка по часам идет,
Стрелочка большая, минутам счет ведет.
Тонкая, секундная, быстренько бежит,
В каждую минутку, попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту, а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу, у будильника усы.
-Рассматривание иллюстраций часов.
-Рисование «Часы»
-Лепка «Часы для мальчиков и девочек» (пластилинография)
-Дидактическая игры: «Собери картинки», «Всё о времени», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови сутки», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Когда это бывает?».
- Проблемная ситуация: «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
-Проведение исследования с водяными часами, с солнечными часами (могут ли показывать часы давних времен точное время).
-Создание и оформление мини-выставки «Коллекция часов».
-НОД по социально-коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
-НОД по познавательному развитию «Часы. Время»
-Просмотр презентации: «Путешествие в прошлое часов», «Какие бывают часы»
-Изготовление макетов разных часов.
-Сюжетно – ролевая игра: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
-Работа с родителями: рисование совместно с детьми разных часов (для выставки).
-Сотрудничество с родителями: изготовление совместно с детьми моделей часов, сбор экспонатов для мини-выставки «Коллекция часов».
-Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
-Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем», «Как научить ребёнка определять время».
3 этап - Заключительный
Цель: обобщение полученного опыта.
-Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы»
-Создание презентации «Удивительный мир часов»
-Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием: иллюстрации, фотографии, рисунки.
-Подборка детских книг о часах и времени.
-Создание мини - музея «Коллекция часов»
Информационное обеспечение проекта :
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
Предварительная работа:
-Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике.
-Знакомство с литературными произведениями о часах и времени.
-Разучивание стихотворения Е. Борисова:
Маленькая стрелочка по часам идет,
Стрелочка большая, минутам счет ведет.
Тонкая, секундная, быстренько бежит,
В каждую минутку, попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту, а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу, у будильника усы.
-Использование дидактических игр по теме «Часы».
-Подбор научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия «Почемучки», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», сборник сказок о часах, «Стихи про часы и о времени».
-Оформление мини-выставки «Коллекция часов» из моделей часов, сделанных руками детей и родителей;
-Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы»;
-Разработка рекомендаций для детей и родителей по данной тематике;
-Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
Деятельность родителей в реализации проекта :
Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий, экспонатов для выставки;
Беседы с детьми;
Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций, фотографий;
Рисование часов совместно с детьми;
Изготовление моделей часов совместно с детьми.
Список литературы:
1. Шварц Е. П. «Сказка о потерянном времени», Оникс, 2009
2. Дыбина О, «Что было до…» Издательство «Творческий центр» 2001
3. Савенков А. Маленький исследователь «Как научить дошкольника приобретать знания» Самара: Издательство «Учебная литература» 2000
4. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» ОЛМА Медиа Групп 2007
5. Петерсон Л. Г., Холина Н,П. «Раз –Ступенька. Два – ступенька» Издательство «Ювента» Москва 2016