Галина Николаевна Торопкина
Проект в старшей группе «Насекомые — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Дети с интересом наблюдают за цветами, насекомыми. Но, к сожалению, часто на прогулке можно увидеть неординарное поведение детей по отношению насекомых. Одни дети сажают жуков в коробочку. Другие просто топчут муравьёв ногами. Третьи, увидев паука, пугаются и стараются быстро его уничтожить. Входе беседы с детьми выяснилось, что знания о значении насекомых в природе скудное. Таким образом, возникла проблема: Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят? Этот проект позволит сформировать представления у детей о насекомых, их пользе или вреде; любовь и бережное отношение к ним; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Публикация «Проект в старшей группе „Насекомые — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
Общеобразовательные:
- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; образе жизни;
- Формирование познавательного интереса к насекомым.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.
Развивающие:
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы
Методы и приемы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации: с 29 мая – 14 июля
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта
- домашний кинозал: просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» и др. ;
- разучивание стихотворений, загадок, пословиц о насекомых;
- Беседы по привитию интереса и бережного отношения к насекомым
- Консультации:
«Первая помощь при укусах насекомых»
«Как привить любовь к природе».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Изучение литературы по заданной теме.
Определение целей и задач, планирование по теме.
Подбор наглядных материалов – дидактических пособий, тематических картин и иллюстраций о насекомых.
Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно – исследовательской деятельности.
Подготовка материалов декораций (шапочки – маски насекомых)
2 этап – познавательно – исследовательский
С 29 мая – 2 июня «Мир насекомых»
• Рассматривание альбома и энциклопедии «Насекомые»
• Рассказ воспитателя: «Интересные факты из жизни насекомых»
• Беседа: «Шестиногие друзья»
• Беседы-обсуждения:
«В чём польза насекомых?»
«Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»
• Наблюдение за насекомыми в природе
• Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.
• Чтение художественной литературы:
Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»
Детские сказки. «Про мудрых насекомых и путь к свободе»
Ларионова С. И. «Сказка про Лунтика и насекомых»
• Просмотр презентации «Этот загадочный мир насекомых!»
• Раскрашивание раскрасок «Насекомые»
• Д\игра «Как сказать правильно»
С 5 июня – 30 июня «Летающие насекомые»
1 неделя «Бабочки», «Стрекоза»
• Рассказ воспитателя «Таинственные превращения», «Прожорливый хищник»
• Беседа «Живые цветы»
• Беседа-обсуждение «Чем похожи и различаются бабочка и стрекоза»
• П/ игра «Бабочки на цветах»
• Чтение художественной литературы:
Г. Глушнев «Любопытная бабочка»,
И. Крылов «Стрекоза и муравей»
Р. Новикова «Стрекоза»
Л. Шекера «Стрекоза и улитка»(сказка)
• Творческая мастерская:
лепка «Стрекоза»
«Бабочка» (оригами)
рисование цветными мелками «Бабочка – красавица»
• Презентация «Мы такие разные» (о бабочках)
• Наблюдение за бабочками и стрекозами на прогулке
• Д/игра «Один – много»
2 неделя «Божья коровка», «Майский жук»
• Рассказ воспитателя «Маленький хищник»
• Беседы – рассуждения:
«Почему божья коровка так называется»
«Нужно ли убивать майского жука?»
• Разучивание: Ф. Грубин «Божья коровка»,
• Чтение художественной литературы:
Яна Воронец «Божья Коровка и Облачко» (Сказка)
Сказка "Как Майский жук друга искал"
• Познавательно – исследовательская деятельность:
«Сколько точек у божьей коровки»
• Презентация «Все о божьей коровке»
• Творческая мастерская:
конструирование из природного материала «Божья коровка»
• Наблюдение за божьей коровкой, майским жуком на прогулке
3 неделя «Муха», «Комар»
• Беседа «Вредные насекомые»
• П/игра «Поймай комара», «Мухи в паутине»
• Чтение художественной литературы:
К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Комар (Таджикская народная сказка)
Д. Мамин-Сибиряк «Комар Комарович – Длинный Нос»
Б. Заходер «Муха-чистюха»,
Теремок Мухи
• Заучивание: А. Барто «Комары»
• Игра-драматизация: «Муха – цокотуха» К. Чуковский
• Придумывание сказки о мухе и комаре
• Творческая мастерская:
рисование «Муха – Цокотуха»
• Наблюдение за мухами, комарами
4 неделя «Пчела», «Шмель», «Оса»
• Познавательный рассказ «Интересные факты о жизни пчел»
• Беседа о труде пчеловода
• Беседа – рассуждение: «Почему пчелы без цветов жить не могут»
• Слушание: Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
• Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Пчелы», «Шмель»
• Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
• Познавательно – исследовательская деятельность: «Какие цветы нравятся пчелам больше всего?»
• Чтение художественной литературы
Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»
Соловьев Б. А. «Пчёлы»
Ушинский «Пчелы и мухи»
• Творческая мастерская:
«Пчелка Майя» (из рулона туалетной бумаги)
аппликация «Веселая оса»
• Наблюдение за пчелами, шмелями
С 3 июля – 7 июля «Прыгающие насекомые»
«Кузнечик», «Саранча», «Блоха»
• Рассказ воспитателя «Прыгающие насекомые»
• Чтение художественной литературы:
Г. Ганейзера «Кузнечик-невидимка»
Как вороне не удалось кузнечика склевать (сказка)
• Слушание: С. Прокофьев. "Шествие кузнечиков"
• Презентация «Кузнечики»
• П/игра «Кузнечики»
• Творческая мастерская:
лепка «Кузнечик Кузя»
• Д/игра «Четвертый лишний»
• Разучивание и пение песни «В траве сидел кузнечик»
• Д/игра «Угости насекомое»
С 10 июля – 14 июля «Ползающие насекомые»
«Муравей», «Сороконожка», «Жук»
• Беседы: «Ползающие насекомые»
• Рассказ воспитателя «Такие разные жуки»
• Беседы:
«Муравьи – санитары леса»
«Полезные и вредные насекомые»
• Познавательно – исследовательская деятельность:
«Куда ведут дорожки муравьев?»
• Чтение художественной литературы:
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Почему у муравьёв кривые ноги (Словенская народная сказка)
Сказка про сильного Муравьишку
Сороконожка
К. Паустовский «Похождения жука-носорога»(Солдатская сказка)
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»
• Разучивание стихотворений:
Е. Берюхова «Не разоряйте муравейники»
«Сороконожка»
• Игра – драматизация: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
• Спортивные игры «Сороконожка», «Запасливый муравей»
• Творческая мастерская:
Поделка «Жук – носорог»
3 этап - заключительный
• Выставка поделок «Удивительный мир насекомых»
• Викторина «Наши маленькие соседи»
• Презентация проекта
Результаты проекта
В результате нашей работы, дети узнали:
1. Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки
2. Насекомые опыляют растения.
3. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.
4. Был сделан вывод из опыта про божью коровку, что это насекомое – хищник.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.