Сизякина Ирина
Проект в старшей группе «Мусор — в дело»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический творческо-познавательный
Тема: «Мусор – в дело»
рассчитан на детей старшей группы (5-6лет) и их родителей.
Пояснительная записка.
Актуальность:
Дети – наше будущее, так как мы воспитаем их, от того, какие нормы добра и справедливости мы в них заложим, зависит не только их будущее, но и будущее нашей страны.
Публикация «Проект в старшей группе „Мусор — в дело“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым днем все более актуальной. Мы выбрасываем огромное количество вещей, ставших ненужными: пластиковые пакеты, бутылки, одноразовая посуда, яичные контейнеры, твердые коробки, крышки и многое другое. А ведь все это является бесплатным поделочным материалом. Не стоит торопиться их выбрасывать, потому что их можно переделать и продлить срок их службы. Так из обычных пластиковых ложек, бутылок, тарелок, пустых коробок и т. д. можно создать настоящие шедевры, приложив к этому немного творчества и фантазии. Именно бросовый материал дает огромные возможности для осуществления фантазий.
Конечно, одна не выброшенная упаковка не решит всех экологических проблем в нашем городе. Но если бы люди научились грамотно утилизировать мусор, давая ему вторую жизнь, то мир стал бы чище.
Таким образом, ненужные вещи, бросовый материал и сделанные поделки из них помогут детям увидеть и оценить каждую мелочь. И самое главное, дети научатся включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал. Давая вторую жизнь ненужным вещам, мы сохраняем наш город от мусора, изготавливая из них замечательные декоративные вещицы и поделки. Новизна проекта :
Новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, экология, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Практическая значимость проекта :
В ходе реализации проекта сформировать у детей бережное отношение к природе, дать понятие об основных источниках загрязнения земли, воды,
воздуха,его последствиях и мерах по предотвращению загрязнения нашей планеты.
Тип проекта : творческо-познавательный
Цель проекта : Привлечение внимания детей и родителей к экологическим проблемам через овладение умениями преобразовывать и создавать новые вещи из бывших в употреблении материалов
Задачи проекта :
• Познакомить детей с понятием «экология», выделив проблему неправильного уничтожения бытовых отходов
• Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме сохранения окружающей среды
• Дать представление о видах бытовых отходов и необходимости их сортировки
• Способствовать развитию творческих способностей детей через создание поделок
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, через создание социальных экологических плакатов и поделок из бросового материала, а также проведение мастер-классов для детей
• Создать условия для формирования у детей умения представлять свою работу
• Насыщение предметно-развивающей среды полезными поделками из ненужных вещей.
Предполагаемый результат:
Дети:
- осознание детьми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
• Становление у детей необходимости бережного отношения к природным ресурсам;
Педагоги:
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
3. Создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов, картотеки «Родная природа»
4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
1. Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка, края, охране природы
2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Критерии и способы оценки результата:
В завершении проекта с детьми будет проведена викторина «Мусор-враг природы», создание поделок из бросового материала.
Продукт проектной деятельности Создать презентацию «Жалобная книга природы»; разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к природе сердцем».
Итоговое мероприятие: викторина «Мусор-враг природы», создание поделок из бросового материала
Планирование проекта.
Работа над проектом включает три этапа. Задачи первого этапа : анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мусор -в дело» по формированию экологического образования;
3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
Спланировать дальнейшую работу помогает модель трех вопросов.
Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Мусор – это пакеты, бутылки, стекла, бумага, банки
Мусор нужно уничтожать, потому что там много микробов - Куда увозят мусор?
- Чем вреден мусор?
- Как уничтожают мусор?
- Как можно использовать бытовой мусор?
- Как сделать нашу станицу чище?
-Спросить у родителей
-Найти информацию в интернете
-Посмотреть передачи по телевизору
-Почитать энциклопедии и книги
-Спросить у воспитателей
-Посетить библиотеку
На втором и основном этапе, реализации проекта, работа строится с учетом образовательных областей и предусматривает разные виды детской деятельности.
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
1. Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага,
резина.
2. Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;
3. Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения
Познавательно – исследовательская деятельность:
- Ознакомление со свойствами бумаги.
-Беседа «Помогите природе».
-Беседа «Правила поведения в природе»
- Ознакомление детей со свойствами пластмассы, стекла металлических предметов
- Ознакомление детей со свойствами резины.
- НОД «Мусор – это хорошо или плохо?»
- НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!».
Художественная литература:
- «Зайчик и медвежонок» Н. А. Рыжовой
-«Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина
-«Могучая травинка» М. Скребцова
- «Вторая жизнь» К. Н. Лысова
- «Нет места мусору» А. Кривощекова
Коммуникативная:
В течение дня обращать внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор :
- Куда он девается?
- Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети?
-Что делают с мусором их родители?
-Как поступают с отходами в детском саду?
- Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада?
-Откуда он там берется?
- Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
-Обратить внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Изобразительная деятельность:
- рисование запрещающих экологических знаков
Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля»
Трудовая деятельность:
-Зеленый патруль «Чистый участок детского сада».
-«Новая жизнь ненужных вещей» работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала
Игровая:
- Д/и «Вхождение в образ»
-Д/и «Рассортируй мусор»
-Д/и «Расскажи о предмете»
- Д/и «Найди игрушки из резины».
-Д/и «Из чего сделан предмет»
Музыкальная деятельность:
Двигательная деятельность: подвижные игры
«Найди друзей», «Что из чего», «Птица без гнезда» «Земля, вода, воздух», игра-имитация «Угадай, кого поймали», «Белки в лесу», «Воробьи зимой», «Кто быстрее мусор соберет»
Продуктивная деятельность: изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования:
«Дыхательные тренажеры»,
«Тренажеры ловкости»,
«Штанга для силовых упражнений»,
Содержание проекта.
Задачи Работа с детьми Взаимодействие с родителями Результат деятельности
1 этап
20 апреля Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования; Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта; Групповой сбор, вхождение в тему. Беседа «Правила поведения в природе»
НОД «Мусор – это хорошо или плохо?»
П/и «Птица без гнезда»
Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля»
Подборка художественной литературы и наглядного материала
Картотека дидактических игр.
2 этап
21 апреля Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.
Беседа «Помогите природе».
Ознакомление со свойствами бумаги.
Д/и «Вхождение в образ»
П/и «Найди друзей»,
Чтение худ. лит
«Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина
Привлечь к работе по подбору наглядного и дидактического материала
22 апреля Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага,
резина.
Ознакомление детей со свойствами пластмассы, стекла металлических предметов.
Д/и «Из чего сделан предмет»
П/и «Птица без гнезда»
Консультация для родителей «Как привить любовь к природе».
Проведение опытов в уголке экспериментирования
23 апреля Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;
Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения
НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!».
Ознакомление детей со свойствами резины.
Д/и «Найди игрушки из резины».
Чтение худ. лит «Могучая травинка» М. Скребцова
П/И «Что из чего»
Зеленый патруль «Чистый участок детского сада».
- Показ презентации «Жалобная книга природы»
3 этап
24 апреля Обобщение опыта и определение результата практической деятельности проекта.
-Изготовление поделок из бросового материала
-Д/и «Рассортируй мусор»
-Викторина «Мусор-враг природы» - Выставка поделок из бросового материала
Методическое оснащение проекта.
Диагностика экологических знаний : выявить позицию ребенка по отношению к природе, а в частности мусор –это хорошо или плохо.
Для диагностики используется беседа с детьми по вопросам. Проводится два раза, в начале и в завершении проекта.
№ вопроса Вопрос.
1 Куда увозят мусор?
2 Что можно сделать, чтобы мусора стало меньше?
3 Как мусор влияет на загрязнение окружающей среды?
4 Можно ли дать мусору вторую жизнь?
5 Что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды?
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Количество баллов Уровень
5-8 Низкий
8-11 Средний
12-15 Высокий
В завершении проекта провелась повторная диагностика знаний детей о бытовых отходах, в ходе которой выяснилось: уровень знаний повысился у всех воспитанников. Из них 70% высокий уровень усвоения материала, 30% средний уровень.
В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты окружающей среды. Для этого нужно всего лишь желание, немного фантазии и умение правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. У нас фантазии не занимать, доказательство тому - наши готовые поделки. Мы сделали их из отходов, чтобы наглядно показать, что некоторым из них можно подарить вторую жизнь, тем самым сохранив нашу планету от мусора. И ещё немаловажным результатом нашей работы является то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научились работать с различными материалами.
Учебно-методическое обеспечение
1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М. : «Прогресс».- 1974.
2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля. - М. : «Росмэн»- 2003
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. : «Вако», 2007.
4. Кондратьева Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
5. Маханёва М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Аркти, 2004.
6. Новиков Ю. В. Природа и человек, М. : «Просвещение», 1991 г.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.