МААМ-картинки

Проект «Вода-избранница природы»

Анна Титоренко
Проект «Вода-избранница природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации: октябрь – ноябрь

Тип проекта : познавательно – исследовательский

Участники проекта : воспитанники средней группы (4-5 лет,

их родители

Организатор: воспитатель средней группы Титоренко Анна Леонидовна

Актуальность проекта

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У дошкольников формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воде - стали залогом выживания на нашей планете. Я не случайно выбрала данную тему для работы над проектом. Ведь именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования бережного отношения, заботы, любви к природе, а в контексте нашей темы – и к воде.

Публикация «Проект „Вода-избранница природы“» размещена в разделах

Обычная вода - преисполненное тайн чудо природы. Вода - самое распространенное вещество на Земле. В чистом виде она не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Но на самом деле вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она активно вбирает в себя, растворяет в себе и проникает сама почти во все, что её окружает. Водой заполнены океаны, моря, реки, озера, болота, ручьи и … лужи. Вода есть в воздухе, который образует огромный океан вокруг Земли – атмосферу. В воде зародилась жизнь; мы сами в значительной степени состоим из воды и без воды невозможно существование всего живого. Следы воды находят даже в камнях и минералах.

Вода стала избранницей природы!

Обычной воде, с которой мы встречаемся каждый день, и не раз, посвящается данный проект. Речка, твердая (лед) вода и водяной пар таят в себе особые секреты, которые позволяют говорить об их необычности.

В ходе проекта ознакомление детей с водой проходило в виде наблюдений, опытов, экспериментов, в процессе бесед, обсуждении увиденного, во время чтения художественных произведений. Работа проводилась не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при просмотре документальных фильмов, во время трудовых действий в уголке природы. Большое внимание уделялось ежедневным изменениям погоды и осадков. Использовались серии картин, иллюстрации, художественная литература, видео- и звукозаписи о воде.

В процессе работы над проектом дети расширили словарный запас по теме, свои знания о воде, где и в каком виде она существует в природе и узнали, какова ее роль в жизни человека и всего живого на Земле.

Цель проекта :через познавательную и опытно-экспериментальную деятельность

обратить внимание детей на значение воды в жизни человека и всего живого на Земле, показать, где и в каком виде она существует в окружающей среде.

Задачи:

- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т. д.) ;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы;

- уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

- развивать творческую активность, художественный вкус у детей, наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

- познакомить с составом воды (кислород);

- обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников;

- воспитывать бережное отношение к природе и водным ресурсам.

Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, их родители, воспитатель

группы

Срок реализации: октябрь – ноябрь

Продолжительность: краткосрочный

Тип проекта : познавательно – исследовательский

Формы работы по реализации проекта :

• Наблюдения и экологические экскурсии.

• Просмотр документальных фильмов.

Познавательная деятельность: музыкально-творческая, изобразительная, художественная литература.

Игры: подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые.

• Работа в лаборатории (опыты и эксперименты).

• Создание альбомов «Где живет вода «Кто живет в воде?».

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

1. Обсуждение цели и задач проекта с детьми и их родителями.

2. Мониторинг знаний детей по данной теме в начале работы над проектом.

№ Вопросы

Ф. И ребенка Имеет представление:

Итог

о свойствах

воды о состояниях

воды о составе

воды о местах нахождения в среде о значении для всего живого

«+»- высокий, «/» - средний, «-»-низкий

Итог :высокий - 5%(1чел) ; средний – 43% (9чел) ; низкий - 52% (11чел).

3. Формирование проектировочной группы :

Состав проектной группы :

Руководитель проекта - педагог Титоренко Анна Леонидовна и группа среднего

дошкольного возраста «Теремок».

4. Распределение прав и обязанностей.

Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление итога проекта.

Дети - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов.

Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях, фиксируют результаты опытов.

5. Создание необходимых условий для реализации проекта.

6. Перспективное планирование проекта.

Месяц Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями

Октябрь Беседы:

«Вода, какая она?», «Вода в жизни людей», «Вода в жизни растений и животных»

НОД:

«Гимн воде», «Ближнее море - лужа» (познавательное развитие)

Продуктивная деятельность:

«Волна волне мешать не будет»

(художественно-эстетическое развитие – рисование)

Опыты:

- «Свойства воды»

-«Вода в парообразном состоянии»

- «Вода в жидком состоянии»

- «Вода в твердом состоянии»

Исследовательская деятельность:

-«Подземные воды и вода атмосферы»

- «Круговорот воды в природе»

- «Есть ли у воды температура?»

- «Окрашивание воды»

Дидактические игры:

«Свойства воды»,«Хлопни в ладоши при слове «вода»»,

«Третье лишнее явление природы», «что растворяет вода

Подвижные игры:

«Грибной дождик», «Радуга»

Игра (с мячом)

«Какой бывает вода

Сюжетно-ролевая игра

«Как напоить Иванушку чистой водой?»

Чтение художественной литературы:

«Утренняя песенка», «Какой вода бывает, «Есть ли запах у воды?»

Заучивание стихотворений наизусть: «Вы узнали воду?», «У реки»

Дыхательная гимнастика

«Как рыбки пузырьки пускали»

Наблюдения на прогулке:

-«Наблюдение за дождем»

-«Что такое иней?»

-«Лужа-лужица»

-«Ах, туманы, туманы…»

Наглядная информация

«Неизведанное рядом»

Раздаточный материал

«Экспериментируем дома»

Консультация

«Как воспитать исследователя?»

Ноябрь Беседы:

«Мировой океан», «Вода из продуктов»,

«Где живет вода

НОД:

«Мировой океан» (познавательное развитие)

Продуктивная деятельность:

«Красавица –Ипуть», «Волшебный дождик» (художественно-эстетическое развитие-рисование)

Опыты:

- «Какая форма у воды?»

-«Почему лед не тонет?»

-«Лед и пламя»

-«Стакан воды с горочкой»

Исследовательская деятельность:

-«Как растянуть воду?»

-«Какая капля больше- холодная, теплая или горячая?»

-«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

-«Почему нужно беречь воду?»

Дидактические игры:

«Кто живет в воде», «Куда впадают реки»,

«Пресная- соленая», «Где живет вода

Подвижные игры :

«Дождик и солнце», «Ручеек», «По кочкам»

Игра (ТРИЗ) с мячиком

«Какой бывает снег?»

Сюжетно-ролевая игра

«Мальки резвятся»

Театрализованная деятельность

«Как Герда растопила лед в сердце Кая»

«Сказка на стекле»

Чтение художественной литературы:

«У реки», «Старый пруд», «Облака»

Наблюдения на прогулке:

-«Какой бывает снег?»

-«Почему снег тает?»

-«Куда делись лужи?»

-«Дождь и снег»

Творческий рассказ

«Прогулка с водой»

Отчет в форме альбомов

«Где живет вода, «Кто живет воде?»

Просмотр документальных фильмов о воде в природе

Родители совместно с детьми организуют опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях:

«Взаимодействие воды и снега»

«Куда делась вода (выпаривание)

«Фильтрование воды»

«Как вода двигает камни»

Привлечение родителей к оформлению отчетных альбомов

7. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2 этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о воде, её свойствах и значении для всего живого.

Совместная деятельность Задачи Участники Ожидаемый результат

Тема Игры - эксперименты

«Гимн воде» «Свойства воды»

Познакомить с составом воды (кислород,выявить, что вода-жидкость, принимает форму сосуда в которой находится, прозрачна, безвкусна, является растворителем, меняет температуру, льется, имеет вес Воспитатель, дети Дети безошибочно определяют, что вода-жидкость, принимает форму сосуда в которой находится, прозрачна, безвкусна, является растворителем, меняет температуру, льется, имеет вес, принимает форму емкости, в которой находится. В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков

«Вода в парообразном,

жидком и

твердом состояниях»

Определить, что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится, испаряется

«Есть ли у воды температура?»

Выявить свойства воды : нагревается, остывает, замерзает – при этом изменяется температура. Называют некоторые свойства воды.

«Ближнее море - лужа» «Подземные воды и вода атмосферы»

Выявить, что вода под землей бывает соленой, пресной, холодной и горячей, атмосферные воды это –пар, кристаллики льда капли дождя. Понимание того, что вода под землей и в атмосфере находится в разных состояниях.

«Окрашивание воды» Помочь выявить свойства воды Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

«Вода принимает форму» Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита Понимают, что вода принимает форму того сосуда, в который налита.

«Круговорот воды в природе»

Выяснить, что такое круговорот воды в природе, его особенности Дети определяют этапы и последовательность круговорота воды в природе

«Мировой океан» «Вода бывает теплой, холодной, горячей» Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

«Почему лед не тонет?»

«Лед и пламя»

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды, определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. Дети безошибочно определяют, что лед это твердое вещество.

Лед состоит из воды и тает в тепле.

Консультирование на тему «Неизведанное рядом»,

«Как воспитать исследователя?» Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников. Родители Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях: «Взаимодействие воды и снега»

«Куда делась вода (выпаривание)

«Фильтрование воды»

«Как вода двигает камни»

Раздаточный материал «Экспериментируем дома»

Активизировать совместную деятельность детей и родителей и воспитателя.

Привлечение родителей к оформлению отчетных альбомов

3 этап - заключительный

№ Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат

1 Оформлению отчетных альбомов по итогам реализованного проекта Воспитатель, родители Презентация результатов проекта

2 Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Воспитатель Выявление уровня знаний по теме проектирования.

3 Анализ результатов диагностики дошкольников Воспитатель Подтверждение актуальности реализации данного проекта

4 Оформление портфолио проекта Воспитатель Предоставление материалов для конкурса

Мониторинг знаний учащихся на завершающем этапе проекта.

№ Вопросы

Ф. И ребенка Имеет представление:

Итог

о свойствах

воды о состояниях

воды о составе

воды о местах нахождения в среде о значении для всего живого

«+»- высокий, «/» - средний, «-»-низкий

Итог :высокий - 53%(11чел) ; средний – 38% (8чел) ; низкий - 9% (2чел).

Результаты реализации проекта

Анализируя результаты диагностики на завершающем этапе проекта, выявила, что значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта, так как 53% (что составляет 11 детей) имеют высокий уровень знаний, дошкольники знают свойства, состояния и состав воды, места ее нахождения в природе и значение для всего живого на земле; 8 детей показали средний уровень развития, что составило 38%, так как они затрудняются объяснить некоторые явления; 2 ребенка (9%) показали низкий уровень знаний по причине редкого посещения детского сада. Таким образом, анализируя результаты мониторинга, пришла к выводу, что проект актуален для реализации в группе среднего возраста.

Этот проект значим для всех участников проекта :

• У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.

• Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.

• Родители расширяют возможности сотрудничества с педагогом, со своими детьми, прислушиваются к их мнению.

Данный проект целесообразно использовать для развития мышления средних дошкольников.

Изучив и проанализировав раздел «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в Дошкольном Образовательном Учреждении» я выяснила, что педагог обязан обеспечить условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира, познакомить детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость, и др. В свою очередь программа «От рождения до школы» предлагает организовывать с детьми дошкольного возраста игры – эксперименты с водой, снегом, льдом и другими веществами. Ведь ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Таким образом, реализованный проект «Вода – избранница природы» ,в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализовываться в творческой деятельности, в манипулировании с предметами и веществами. Данный проект реализовывался в рамках образовательной программы детского сада, с учетом учебного плана для детей среднего дошкольного возраста. Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта.

Литература

1. Тугумева Г. Г., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего

дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г.

2. Скоропулова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва

2008г.

3. Николаева С. Н Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г.

«Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А. Королева.

4.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. М.,

«АРКТИ», 2005г.

5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

М. ,ТЦ «Сфера»,2005г.

6. Рыжова Н. А Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

7. Шапиро А. И. Первая научная лаборатория: опыты, эксперименты, фокусы и беседы с

дошкольниками. М. :ТЦ Сфера;СПб. : Образовательные проекты, 2016г.

8. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего

дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

9.«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое

планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М.

Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.

10. Иванова А. И «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском

саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003.

Публикации по теме:

Интегрированная ООД по ознакомлению с миром природы с использованием ИКТ «Волшебница вода» Тема: «Волшебница вода» Конспект занятия по экологии в старшей группе Програмное содержание: Познавательное развитие: * Продолжать знакомить.

Классный час «Вода-чудо природы» Тема:«Вода - чудо природы» Цель: формирование экологических знаний о значении воды и создание условий для духовно-ценностной ориентации.

Классный час «Вода-чудо природы» Тема:«Вода - чудо природы» Цель: формирование экологических знаний о значении воды и создание условий для духовно-ценностной ориентации.

Конспект НОД в средней группе по экспериментированию «Вода — чудо природы» Занятие в средней группе по экспериментированию «Вода – чудо природы» Программное содержание : Продолжать знакомить детей с моделью Земли.

Лэпбук «Вода — чудо природы»Лэпбук «Вода — чудо природы» Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы.

Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы «Вода» Текст презентации 1 слайд. Добрый день. Я - Левшакова Оксана Валерьевна. Воспитатель детского сада №18. Хочу поделиться с вами своим опытом.

Проект для разновозрастной группы «Вода, вода-кругом вода» Название проекта Вода, вода, кругом вода Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой Цель Расширение и углубление.

Семейный экологический проект «Волшебница вода» Номинация «Вода в доме» Содержание 1. Введение 2. Цели 3. Задачи 4. Актуальность 5. Предполагаемый результат 6. Подготовительный этап проекта 7. Позновательно – исследовательская.

Экологический проект «Вода, вода — кругом вода»Экологический проект «Вода, вода — кругом вода» ема: “Вода, вода – кругом вода”. для детей второй младшей группы Цель проекта: Расшири ь представления воспитанников о воде, о её свойствах,.

Экологический проект «Обычная вода-чудо природы» для детей младшей группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69 комбинированного вида» Экологический проект для младших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Вода-избранница природы»
Опубликовано: 24 марта 2017 в 14:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Вода-избранница природы»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Титоренко (УИ 366730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД