Анна Титоренко
Проект «Вода-избранница природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации: октябрь – ноябрь
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Участники проекта : воспитанники средней группы (4-5 лет,
их родители
Организатор: воспитатель средней группы Титоренко Анна Леонидовна
Актуальность проекта
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У дошкольников формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воде - стали залогом выживания на нашей планете. Я не случайно выбрала данную тему для работы над проектом. Ведь именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования бережного отношения, заботы, любви к природе, а в контексте нашей темы – и к воде.
Публикация «Проект „Вода-избранница природы“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Обычная вода - преисполненное тайн чудо природы. Вода - самое распространенное вещество на Земле. В чистом виде она не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Но на самом деле вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она активно вбирает в себя, растворяет в себе и проникает сама почти во все, что её окружает. Водой заполнены океаны, моря, реки, озера, болота, ручьи и … лужи. Вода есть в воздухе, который образует огромный океан вокруг Земли – атмосферу. В воде зародилась жизнь; мы сами в значительной степени состоим из воды и без воды невозможно существование всего живого. Следы воды находят даже в камнях и минералах.
Вода стала избранницей природы!
Обычной воде, с которой мы встречаемся каждый день, и не раз, посвящается данный проект. Речка, твердая (лед) вода и водяной пар таят в себе особые секреты, которые позволяют говорить об их необычности.
В ходе проекта ознакомление детей с водой проходило в виде наблюдений, опытов, экспериментов, в процессе бесед, обсуждении увиденного, во время чтения художественных произведений. Работа проводилась не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при просмотре документальных фильмов, во время трудовых действий в уголке природы. Большое внимание уделялось ежедневным изменениям погоды и осадков. Использовались серии картин, иллюстрации, художественная литература, видео- и звукозаписи о воде.
В процессе работы над проектом дети расширили словарный запас по теме, свои знания о воде, где и в каком виде она существует в природе и узнали, какова ее роль в жизни человека и всего живого на Земле.
Цель проекта :через познавательную и опытно-экспериментальную деятельность
обратить внимание детей на значение воды в жизни человека и всего живого на Земле, показать, где и в каком виде она существует в окружающей среде.
Задачи:
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т. д.) ;
- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы;
- уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
- развивать творческую активность, художественный вкус у детей, наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
- познакомить с составом воды (кислород);
- обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников;
- воспитывать бережное отношение к природе и водным ресурсам.
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, их родители, воспитатель
группы
Срок реализации: октябрь – ноябрь
Продолжительность: краткосрочный
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Формы работы по реализации проекта :
• Наблюдения и экологические экскурсии.
• Просмотр документальных фильмов.
• Познавательная деятельность: музыкально-творческая, изобразительная, художественная литература.
• Игры: подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые.
• Работа в лаборатории (опыты и эксперименты).
• Создание альбомов «Где живет вода?» «Кто живет в воде?».
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
1. Обсуждение цели и задач проекта с детьми и их родителями.
2. Мониторинг знаний детей по данной теме в начале работы над проектом.
№ Вопросы
Ф. И ребенка Имеет представление:
Итог
о свойствах
воды о состояниях
воды о составе
воды о местах нахождения в среде о значении для всего живого
«+»- высокий, «/» - средний, «-»-низкий
Итог :высокий - 5%(1чел) ; средний – 43% (9чел) ; низкий - 52% (11чел).
3. Формирование проектировочной группы :
Состав проектной группы :
Руководитель проекта - педагог Титоренко Анна Леонидовна и группа среднего
дошкольного возраста «Теремок».
4. Распределение прав и обязанностей.
Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление итога проекта.
Дети - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов.
Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях, фиксируют результаты опытов.
5. Создание необходимых условий для реализации проекта.
6. Перспективное планирование проекта.
Месяц Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями
Октябрь Беседы:
«Вода, какая она?», «Вода в жизни людей», «Вода в жизни растений и животных»
НОД:
«Гимн воде», «Ближнее море - лужа» (познавательное развитие)
Продуктивная деятельность:
«Волна волне мешать не будет»
(художественно-эстетическое развитие – рисование)
Опыты:
- «Свойства воды»
-«Вода в парообразном состоянии»
- «Вода в жидком состоянии»
- «Вода в твердом состоянии»
Исследовательская деятельность:
-«Подземные воды и вода атмосферы»
- «Круговорот воды в природе»
- «Есть ли у воды температура?»
- «Окрашивание воды»
Дидактические игры:
«Свойства воды»,«Хлопни в ладоши при слове «вода»»,
«Третье лишнее явление природы», «что растворяет вода?»
Подвижные игры:
«Грибной дождик», «Радуга»
Игра (с мячом)
«Какой бывает вода?»
Сюжетно-ролевая игра
«Как напоить Иванушку чистой водой?»
Чтение художественной литературы:
«Утренняя песенка», «Какой вода бывает?», «Есть ли запах у воды?»
Заучивание стихотворений наизусть: «Вы узнали воду?», «У реки»
Дыхательная гимнастика
«Как рыбки пузырьки пускали»
Наблюдения на прогулке:
-«Наблюдение за дождем»
-«Что такое иней?»
-«Лужа-лужица»
-«Ах, туманы, туманы…»
Наглядная информация
«Неизведанное рядом»
Раздаточный материал
«Экспериментируем дома»
Консультация
«Как воспитать исследователя?»
Ноябрь Беседы:
«Мировой океан», «Вода из продуктов»,
«Где живет вода?»
НОД:
«Мировой океан» (познавательное развитие)
Продуктивная деятельность:
«Красавица –Ипуть», «Волшебный дождик» (художественно-эстетическое развитие-рисование)
Опыты:
- «Какая форма у воды?»
-«Почему лед не тонет?»
-«Лед и пламя»
-«Стакан воды с горочкой»
Исследовательская деятельность:
-«Как растянуть воду?»
-«Какая капля больше- холодная, теплая или горячая?»
-«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
-«Почему нужно беречь воду?»
Дидактические игры:
«Кто живет в воде», «Куда впадают реки»,
«Пресная- соленая», «Где живет вода?»
Подвижные игры :
«Дождик и солнце», «Ручеек», «По кочкам»
Игра (ТРИЗ) с мячиком
«Какой бывает снег?»
Сюжетно-ролевая игра
«Мальки резвятся»
Театрализованная деятельность
«Как Герда растопила лед в сердце Кая»
«Сказка на стекле»
Чтение художественной литературы:
«У реки», «Старый пруд», «Облака»
Наблюдения на прогулке:
-«Какой бывает снег?»
-«Почему снег тает?»
-«Куда делись лужи?»
-«Дождь и снег»
Творческий рассказ
«Прогулка с водой»
Отчет в форме альбомов
«Где живет вода?», «Кто живет воде?»
Просмотр документальных фильмов о воде в природе
Родители совместно с детьми организуют опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях:
«Взаимодействие воды и снега»
«Куда делась вода?» (выпаривание)
«Фильтрование воды»
«Как вода двигает камни»
Привлечение родителей к оформлению отчетных альбомов
7. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2 этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о воде, её свойствах и значении для всего живого.
Совместная деятельность Задачи Участники Ожидаемый результат
Тема Игры - эксперименты
«Гимн воде» «Свойства воды»
Познакомить с составом воды (кислород,выявить, что вода-жидкость, принимает форму сосуда в которой находится, прозрачна, безвкусна, является растворителем, меняет температуру, льется, имеет вес Воспитатель, дети Дети безошибочно определяют, что вода-жидкость, принимает форму сосуда в которой находится, прозрачна, безвкусна, является растворителем, меняет температуру, льется, имеет вес, принимает форму емкости, в которой находится. В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков
«Вода в парообразном,
жидком и
твердом состояниях»
Определить, что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится, испаряется
«Есть ли у воды температура?»
Выявить свойства воды : нагревается, остывает, замерзает – при этом изменяется температура. Называют некоторые свойства воды.
«Ближнее море - лужа» «Подземные воды и вода атмосферы»
Выявить, что вода под землей бывает соленой, пресной, холодной и горячей, атмосферные воды это –пар, кристаллики льда капли дождя. Понимание того, что вода под землей и в атмосфере находится в разных состояниях.
«Окрашивание воды» Помочь выявить свойства воды Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.
«Вода принимает форму» Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита Понимают, что вода принимает форму того сосуда, в который налита.
«Круговорот воды в природе»
Выяснить, что такое круговорот воды в природе, его особенности Дети определяют этапы и последовательность круговорота воды в природе
«Мировой океан» «Вода бывает теплой, холодной, горячей» Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
«Почему лед не тонет?»
«Лед и пламя»
Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды, определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. Дети безошибочно определяют, что лед это твердое вещество.
Лед состоит из воды и тает в тепле.
Консультирование на тему «Неизведанное рядом»,
«Как воспитать исследователя?» Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников. Родители Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях: «Взаимодействие воды и снега»
«Куда делась вода?» (выпаривание)
«Фильтрование воды»
«Как вода двигает камни»
Раздаточный материал «Экспериментируем дома»
Активизировать совместную деятельность детей и родителей и воспитателя.
Привлечение родителей к оформлению отчетных альбомов
3 этап - заключительный
№ Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат
1 Оформлению отчетных альбомов по итогам реализованного проекта Воспитатель, родители Презентация результатов проекта
2 Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Воспитатель Выявление уровня знаний по теме проектирования.
3 Анализ результатов диагностики дошкольников Воспитатель Подтверждение актуальности реализации данного проекта
4 Оформление портфолио проекта Воспитатель Предоставление материалов для конкурса
Мониторинг знаний учащихся на завершающем этапе проекта.
№ Вопросы
Ф. И ребенка Имеет представление:
Итог
о свойствах
воды о состояниях
воды о составе
воды о местах нахождения в среде о значении для всего живого
«+»- высокий, «/» - средний, «-»-низкий
Итог :высокий - 53%(11чел) ; средний – 38% (8чел) ; низкий - 9% (2чел).
Результаты реализации проекта
Анализируя результаты диагностики на завершающем этапе проекта, выявила, что значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта, так как 53% (что составляет 11 детей) имеют высокий уровень знаний, дошкольники знают свойства, состояния и состав воды, места ее нахождения в природе и значение для всего живого на земле; 8 детей показали средний уровень развития, что составило 38%, так как они затрудняются объяснить некоторые явления; 2 ребенка (9%) показали низкий уровень знаний по причине редкого посещения детского сада. Таким образом, анализируя результаты мониторинга, пришла к выводу, что проект актуален для реализации в группе среднего возраста.
Этот проект значим для всех участников проекта :
• У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.
• Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
• Родители расширяют возможности сотрудничества с педагогом, со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Данный проект целесообразно использовать для развития мышления средних дошкольников.
Изучив и проанализировав раздел «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в Дошкольном Образовательном Учреждении» я выяснила, что педагог обязан обеспечить условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира, познакомить детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость, и др. В свою очередь программа «От рождения до школы» предлагает организовывать с детьми дошкольного возраста игры – эксперименты с водой, снегом, льдом и другими веществами. Ведь ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Таким образом, реализованный проект «Вода – избранница природы» ,в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализовываться в творческой деятельности, в манипулировании с предметами и веществами. Данный проект реализовывался в рамках образовательной программы детского сада, с учетом учебного плана для детей среднего дошкольного возраста. Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта.
Литература
1. Тугумева Г. Г., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего
дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г.
2. Скоропулова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва
2008г.
3. Николаева С. Н Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г.
«Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А. Королева.
4.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. М.,
«АРКТИ», 2005г.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
М. ,ТЦ «Сфера»,2005г.
6. Рыжова Н. А Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г
7. Шапиро А. И. Первая научная лаборатория: опыты, эксперименты, фокусы и беседы с
дошкольниками. М. :ТЦ Сфера;СПб. : Образовательные проекты, 2016г.
8. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
9.«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое
планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М.
Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
10. Иванова А. И «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском
саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003.